Урок географии по теме "Электроэнергетика". 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Тип урока - изучение нового материала

Цели урока:

  1. Рассказать учащимся о значении энергии для развития цивилизации, объяснить значение электроэнергетики для экономики страны.
  2. Сформулировать понятия «электроэнергетика», «энергосистема».
  3. Познакомить с особенностями электростанций разных типов и их факторами размещения.
  4. Развивать навыки самостоятельной работы на уроке.

Оборудование урока: презентация по теме, интерактивная карта «Электроэнергетика России», атласы, учебники.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Изучение нового материала.

  • Мотивацию учебного процесса обеспечиваем в ходе обсуждения вопроса

о месте электроэнергетики в ТЭК

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Электроэнергетика России».

Давайте откроем учебники, параграф 23 и запишем сегодняшнее число и тему.

Электроэнергетика- это важная составляющая часть ТЭК. Что же сегодня на уроке мы должны будем узнать о электроэнергетике.

  • Что такое «Электроэнергетика»
  • Значение электроэнергии в современной жизни.
  • Типы электростанций.
    1. Факторы размещения электростанций.
    2. Используемое топливо.
    3. Преимущества различных видов электростанций.
    4. Недостатки различных видов электростанций.
    5. Примеры электростанций.
  • Энергосистемы.

В ходе беседы с учащимися формулируем понятие «Электроэнергетика»-

Перед вами показан весь состав электроэнергетики России на интерактивной карте- часть ТЭК, которая объединяет процессы генерации (т.е. выработки электроэнергии), передачи, трансформации и потребления электроэнергии. Проверяем себя по презентации. Электроэнергетика занимается выработкой электроэнергии.

Поговорим о роли электроэнергии в жизни нашей страны и цивилизации в целом. Электроэнергетика относится к числу важнейших отраслей, ни для кого не секрет, что без электроэнергии функционирование современного общества невозможно.

Электроэнергия вырабатывается на электростанциях различных типов- ТЭС, ТЭЦ, ГЭС, ГАЭС, ПЭС, АЭС, АТЭЦ, АСТ, ветровых, солнечных, приливных и других. Но ведущими из них в нашей стране являются тепловые, гидравлические, атомные.

Мы сегодня с вами рассмотрим и работу приливных и геотермальных электростанций. Изображаются электростанции на карте условными знаками различных цветов. Давайте обратимся к атласу и интерактивной карте. Кроме того, что электростанции обозначаются по- разному они и выглядят по- разному.

 

  • Сегодня на уроке мы познакомимся с различными типами электростанций.

Давайте разберемся сначала с факторами размещения электростанций, т.е. теми факторами, благодаря которым электростанции размещены в том или ином районе нашей страны.

Для работы нам понадобятся таблицы. У каждого из вас на парте лежат заготовки таблиц вы будете работать в них, чтобы не терять время на их перенесение в тетрадь.

Итак, заполняем колонку- факторы размещения.

Далее- Самостоятельная работа с учебником и таблицами «Особенности электростанций различных типов», напечатанными и розданными каждому учащемуся. При самостоятельной работе с учебником выясняем особенности электростанций различных типов, т.е.

  • Факторы размещения электростанций.
  • Используемое топливо.
  • Преимущества различных видов электростанций.
  • Недостатки различных видов электростанций.
  • Примеры электростанций

Приложение 1

Учащиеся в таблице самостоятельно заполняют все колонки.

Совместно с учащимися проверяем заполненные таблицы с помощью презентации.

Как вы думаете, электростанции каких типов будут преобладать в России?

(Учащиеся самостоятельно изучают карту атласа «Электроэнергетика» и делают вывод).

Давайте посмотрим на интерактивной карте, электростанции каких типов преобладают в России.

Большая часть электроэнергии в нашей стране вырабатывается на ТЭС.

3. Энергосистемы.

Группы электростанций различных типов объединены линиями электропередач в энергосистему. Большая часть электростанций объединена в ЕЭС России с целью передачи электроэнергии. Ее цель: надежное обеспечение электроэнергией, покрытие «пиковых нагрузок».

 

  • В завершении урока мне хочется задать вам вопрос «каковы перспективы развития энергетики?»

Учащиеся предлагают различные варианты ответов. И, приходят к выводу о использовании нетрадиционных источников энергии.

 

4. Подводя итог нашего урока,

скажите мне, пожалуйста, ребята, что каждый из вас узнал для себя нового на этом уроке, что вам больше всего запомнилось и понравилось?

5. Домашнее задание.

  1. Параграф 23, доделать таблицу.
  2. Подготовить сообщение об одной из электростанций.
  3. Проектное задание. Подумайте, где на территории России можно разместить ветровые и солнечные электростанции?