Урок-практикум в 10-м классе по теме "Спирты"

Разделы: Химия


Цель: обобщить сведения о классе органических соединений «Спирты», выполнить практическую работу по изучению свойств спиртов, развивать умение анализировать, делать выводы, ориентировать на формирование жизненных ценностей, таких как здоровье и самоуважение.

В работе используется авторская программа курса химии для 8-11-х классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, учебники того же автора с соавторами, книга для учителя. Урок составлен по модульной технологии.

Урок состоит из нулевого учебного элемента «Разминка» и двух учебных элементов, ориентированных на самостоятельную практическую деятельность учащихся.

Тип урока: комбинированный (обобщение и практикум).

Цель разминки: повторить основные понятия, необходимые для выполнения самостоятельной работы. Учащимся предлагается печатный текст модуля, два текста для анализа (Приложение 1), таблица для выполнения домашнего задания (Приложение 2). В конце урока предлагается посмотреть видеоролик и сделать выводы о вредном воздействии этилового спирта на здоровье и социальное поведение (Приложение 3).

Примечание:

  1. Разминку можно провести фронтальным опросом, а УЭ-1 и УЭ-2 предложить для самостоятельной проработки учащимся.
  2. Инструктаж подробный проводится на 1 уроке нового календарного года, поэтому на данном уроке можно остановиться на технике безопасности при работе со спиртовкой.
  3. Реакцию обнаружения углекислого газа при горении спиртов может продемонстрировать учитель.
  4. На доске желательно написать формулы исходных веществ для составления уравнений реакций, как опорную схему.
  5. Объем домашнего задания может варьироваться в зависимости от подготовленности учащихся и на усмотрение учителя.

Модуль для учащихся.

Цель: обобщить сведения о классе органических соединений «Спирты», выполнить практическую работу по изучению свойств спиртов.

УЭ-0. Разминка.

  1. Дайте определение углеводородам, изомерам, гомологам, первичным – четвертичным атомам углерода, спиртам. Существуют ли четвертичные спирты?
  2. Этанол хорошо растворим в воде, смешивается в любых соотношениях. Смешали 500 мл этанола и 500 мл воды. Каков объём получившегося раствора? 1000 мл или 930 мл?
  3. Установите зависимость растворимости первичных спиртов от молекулярной массы.

УЭ-1. Химические свойства спиртов.

Цель: провести 2 опыта, характеризующие химические свойства спиртов, сделать выводы.

  • Соблюдайте правила техники безопасности!

Опыт 1. Окисление спиртов.

А) Быстрое (горение).

Порядок выполнения:

  1. Составьте уравнение реакции горения этанола.
  2. Приготовьте спиртовку к работе.
  3. Зажгите ее. Определите цвет пламени.
  4. Занесите над пламенем холодное стекло. Что наблюдаете? Что это доказывает?
  5. Чтобы убедиться, что в результате реакции выделяется углекислый газ, пропустите его через раствор гидроксида кальция? Составьте уравнение реакции.

Вывод: _______________ .

Б) Медленное.

Порядок выполнения:

  1. Медную проволоку внесите в верхнюю часть пламени спиртовки. Она покрывается слоем черного оксида меди (II). Составьте уравнение реакции.
  2. Опустите проволоку в нижнюю часть пламени. Что наблюдаете? Какой запах ощущаете?
  3. Составьте уравнение реакции окисления этанола.

Опыт 2. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Порядок выполнения:

  1. Приготовьте свежий осадок гидроксида меди (II). Составьте уравнение реакции.
  2. К осадку прилейте раствор глицерина, встряхните. Что наблюдаете?
  3. Составьте уравнение реакции.

Вывод: _______________ .

УЭ-2. Обобщение.

Цель: составить обобщающую схему химических свойств спиртов.

Задание 1. Реакции какого типа были рассмотрены на уроке. Дополните схему.

Таблица 1. Химические свойства спиртов.

Типы реакций Реакции Реагент, катализатор Продукты
Кислотные свойства Взаимодействие со щелочными металлами    
Реакции замещения Взаимодействие с галогеноводородами    
Этерификация    
Реакции окисления Горение    
Окислительное дегидрирование    
Дегидрация Внутримолекулярная    
Межмолекулярная    

Задание 2. Прочитайте и проанализируйте тексты.

Задание 3. Просмотрите видеоролик. Сделайте выводы.

Задание 4. Запишите задание на дом: повторите п. 17, стр.143 – 159, выполните задания на выбор:

  1. Упр. 4,5, стр. 158.
  2. Заполните таблицу 2, вписав формулы веществ.

Спасибо за работу!