Нестандартный урок математики по теме "Устная и письменная нумерация чисел в пределах 100". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • закрепить умение образовывать числа из десятков и единиц;
  • учить решать примеры и задачи в пределах 100;
  • закрепить ранее пройденный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово

– Сегодня на уроке мы встретимся с друзьями, которые поведут нас в мир знаний, сказок. Вот один из них.

– Здравствуйте, ребята! Это я. Ваш добрый друг кот Баюн. Приглашаю Вас совершить со мной увлекательное путешествие по сказкам А. С. Пушкина.

– Ребята, но он возьмёт с собой тех, кто очень внимательно будет слушать, решать, отвечать, кто любит сказки. А кто из Вас любит сказки? А вот какие вы внимательные Кот Баюн сейчас проверит.

III. Устный счет

1) Игра «Кто быстрее?»

50 + 8 =
26 – 6 =
9 + 0 =
12 – 7 =
56 – 4 =
90 + 7 =
23 – 3 =
6 – 0 =
6 + 9 =
45 + 3 =
30 + 5 =
87 – 7 =
0 + 4 =
18 – 9 =
89 – 7 =

2) Поставь нужный знак (>, <, =).

45 – 10 * 45 – 8
18 + 40 * 18 +30
23 + 5 * 27 + 5
56 – 4 * 52 – 4

3) Назвать соседей числа 20, 25, 67, 99.

4) Задачи в стихах.

а) Скоро 10 лет Сереже,
    Диме нет ещё шести, -
    Дима всё никак не может
    До Серёже дорасти.
    А на сколько лет моложе
    Мальчик Дима, чем Серёжа?

б) Солнце льёт на землю свет.
    Рыжик прячется в траве,
    Рядом тут же в жёлтых платьях
    И ещё 12 братьев.
    В кузовок я всех их спрятал.
    Вдруг гляжу – в траве маслята,
    И 15 тех маслят
    В кузовке уже лежат
    А ответ у Вас готов,
    Сколько я нашёл грибов?

– Молодцы!

– Можно двигаться в путь. Куда же нас привёл кот Баюн? (картина дуба)

«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом».

– Он привёл нас к своему дедушке. Этот дуб непростой – волшебный. Очень большие и тяжёлые выросли на нём жёлуди. Мы их сейчас сорвём и отдадим 2 бесенятам. Пусть эти бесенята решат примеры. (2 учащимся дают жёлуди, с обратной стороны которых написаны примеры)

38 + 2 =
28 + 2 =
82 + 8 =
76 + 4 =
50 + 30 =
75 – 5 =
87 – 3 =
46 + 40 =
65 + 5 =
39 + 30 =
56 + 6 =
100 – 20 =
90 – 40 =
46 – 4 =
39 – 6 =
87 + 10 =

– А мы с Вами продолжим путь.

– Посмотрите! А кто ещё прячется в ветвях дуба? Ну что это? Ветви не раздвигаются. Нам нужен ключ к отгадке. Сигнальные карточки в этом помогут. (Решение примеров)

91 – 90 =
49 – 3 =
83 – 3 =
59 – 3 =
59 – 30 =
36 – 20 =
36 – 2 =
49 – 30 =

– Вот мы и нашли ключик, раздвинем листву. Кто это? (Русалка)

«Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…»

– А куда исчез кот Баюн? Кто нас дальше поведёт по сказке? Что это? (Яблоко)

– А оно, ребята, не простое, золотое и волшебное. А это что? Письмо. Что тут написано?

«Попадёт яблоко тому в руки и тогда, когда Вы выполните это задание».

Задание: 7 богатых, 7 румяных усачей из сказки Пушкина решили сыграть в футбол. Но они никак не могут разделиться на 2 команды. Помогите! Выполните состав числа 7. Разделите богатырей на 2 команды.

– Молодцы! Волшебное яблоко попадёт в руки молодой царевне.

Физкультминутка

«Но царевна молодая,
До зари в лесу длуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела».
– Что это?
«Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная
Да затейница, какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые…»

– Посмотрите, какая грустная белочка? Мы сейчас потихоньку подойдём к белочке. Отчего она такая грустная? Всё потому, что не может сосчитать, сколько орешек осталось у ней?

Задача: Белочке сначала дали 50 орешек, затем ещё 40. 30 орешек она съела. Сколько осталось у ней орешек?

– Ребята, что это? (Море)

«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…»

– А кому хочется прокатиться на этом корабле? Вот мы и все вместе поплыли:

«Мимо острова крутого
Мимо города большого
Пушки с пристани палят
Кораблю пристать велят…»

– Нас приглашают в гости. Мы сейчас будем высаживаться на берег. И нас встречает, ребята, ещё одна сказка. Послушайте:

«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою».

– Эта рыбка простая. И у Вас такие же. Вы должны сделать так, чтобы рыбки были красивые, золотые. (Решение примеров на рыбке)

73 – 35 =
69 + 17 =
68 + 14 =
32 – 18 =
62 – 24 =
19 + 35 =
71 – 38 =
87 + 13 =

(Дети закрывают глаза после проверки примеров, меняется рыбка)

– Откройте глазки. Вот теперь мы, как в сказке.

– Ребята, Вы только не думайте, что старик совсем не ловил рыбу. Послушайте про него задачу:

Задача: Старик в один день поймал 18 рыб, во второй день на 4 больше. Сколько рыб поймал старик за два дня?

– Сколько у Вас получилось? А как же нам узнать правильно или нет, мы решили?

– Давайте спросим об этом зеркальце!

«Свет мой зеркальце скажи
Да всю правду доложи
Не скрывая, в тот же миг
Сколько рыб поймал старик?»

Ответ:

«Я отвечу, спору нет,
Что старик поймал на море,
40 рыбок, но не боле». (Показать зеркало с цифрой 40)

– А сейчас, самое время отдохнуть. Нужно поискать место для отдыха.

– Какой красивый сказочный дом! В нём мы и отдохнём. Но нас не пускают туда стражники. Нужно показать письмо, т. е. разрешение.

IV. Работа в тетрадях (самостоятельно)

1) Записать только ответы (карточки, по одной на парту)

15 + 4 =
19 – 6 =
9 + 9 =
18 – 8 =
0 + 20 =
13 – 6 =
11 – 2 =
8 + 4 =

2) Измерить полоску и начертить отрезок. Взаимопроверка.

3) Решить задачу:

У царя Дадона было 13 стражников, 6 стражников он отпустил. Сколько стражников осталось?

– Молодцы! С заданием справились.

V. Что это плывёт по морю? Бочка! Давайте попробуем, чтобы волна вынесла бочку на берег.

Физкультминутка

«И послушалась волна
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько…»

– Ребята, как вы думаете, кто в ней? (Царь Гвидон с матушкой)

– А теперь, ребята, давайте поможем работнику Балде быстро взять оброк у бесенят, назвать нужно геометрические фигуры.

– О, чудо! Бочка раскрылась. Мать и сын на воле. Они и все герои сегодняшнего урока говорят Вам спасибо за работу.