Интегрированный урок "литература + русский язык + искусство + технология" "На карнавале у осени"

Разделы: Русский язык


Цели.

  1. Закрепить и обобщить знания о простых и сложных предложениях.
  2. Повторить правописание безударных гласных в корне.
  3. Развитие речи у учащихся.
  4. Закрепить все виды грамматических разборов.
  5. Повторить изученные стихотворения, учить детей правильно, последовательно и выразительно излагать собственные мысли; воспринимать музыку, живопись и красоту природы; воспитывать любовь к природе, родному краю.
  6. Продолжить работу над выразительным чтением стихотворений.

Учебные материалы: аудиозапись музыки П.И. Чайковского «Осенняя песня», репродукции картин великих художников об осени: «Золотая осень»

Подготовка к уроку: учащиеся заранее учат наизусть стихотворения, дети приносят на урок заранее приготовленные опавшие листья.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Вступительная беседа

Учитель читает стихотворение-эпиграф.

ОСЕНЬ (слайд 1, приложение)

…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
(А.С. Пушкин)

– Кто автор этого прекрасного стихотворения?

– О каком времени года идёт речь в стихотворении Пушкина?(Об осени)

– Итак, сегодня мы будем говорить о золотой осени. Наша задача: вспомнить об осени все, что мы узнали на уроках литературы, сами наблюдали, и применить это в своей работе.

Какая погода бывает осенью? Какие изменения произошли в природе с наступлением осени? Опишите состояние неживой природы (небо, солнце, земли) растений.

(Выслушиваются ответы учащихся)

– А сейчас мы просмотрим осенние картины великих художников. (Слайд 2, приложение)

Сказочную красоту золотой осени изобразили на своих картинах русские художники. Они находят особенные краски, очень яркие и красивые, чтобы нарисовать осень! Они как бы сравнивают краски осени с драгоценным блеском золота, называют осень, как и великие русские поэты, «золотой». Сравните картины художников. Какая из них вам больше нравится и почему? (Обсуждаем, какое впечатление произвели на детей картины, определяем их настроение. (Детям больше нравятся светлые, солнечные картины).

Какие цвета осеннего леса мы видим? (Ответы детей.)

– Назовите осенние месяцы. (Ответы детей).

По очереди показываем месяцы. (Слайды 4-6, приложение)

Ученики рассказывают о сентябре.

Сентябрь:

Сентябрь. Школьная пора.
Дождь еле моросит с утра.
За тучей солнце задремало
И без него прохладно стало
На юг собрались стаи птичьи
У леса новое обличье –
Пурпурно-золотой наряд,
А он грустит, совсем не рад

Жаль, что пролетело лето,
Не вернуть его, увы.
И сентябрьские приметы
Уж в копилке у меня.

– Назовите, какие приметы сентября вы знаете. (Ответы детей).

Составьте предложение и запишите в тетрадь.

Пришла золотая осень.

Какое это предложение? (простое)

Теперь составьте сложное предложение.

Что такое сложное предложение?

Чем отличается сложное предложение от простого предложения?

Пришла золотая осень, и начался осенний листопад.

Задание по группам. Произвести все разборы по предложению. (1 группа - синтаксический, 2 группа-морфологический,3 группа - фонетический ,4 группа - разбор по составу )

Задание учащимся от месяца сентября:

Отгадать загадку (отгадки читаем справа налево)

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(ьрбятнес)

Кроссворд «Мой огород» (слайд 7, приложение)

- А теперь отгадайте кроссворд.

  1. Голова велика, только шея тонка (тыква)
  2. Я вырос на грядке, характер мой гадкий.
    Куда не приду всех до слез доведу (лук)
  3. Среди бахчи зеленые мячи.
    Налетела детвора – от мячей одна кора (арбуз)
  4. С виду красная, раскусишь – белая (редис)
  5. Белый, тощий корнеплод под землей растет.
    И хотя он очень горек, в пищу нам он годен.
    Все – от взрослых до ребят – с холодцом его едят (хрен)
  6. Раскололся тесный домик на две половинки.
    И посыпались в ладони бусинки – дробинки (горох)

- Кто прочтет стихи об осени?

Дети читают стихи об осени.

Скучная картина...

Алексей Плещеев

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!...

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...

Алексей Толстой

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

– А какой второй месяц осени?

Ученики рассказывают о месяце октябре.

Октябрь:

Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

– Октябрь. Природа загрустила.
Пора разлуки наступила.
Деревья с листьями прощаются,
И птицы к югу направляются.
Дожди шумят с утра до вечера,
Гулять нельзя, и делать нечего.
Лес обнажился. Грустно это
Переживать и наблюдать.
У октября свои приметы.

– Что происходит в природе в октябре? (Ответы детей)

- Октябрь еще называют «Золотой» Почему?

Задание учащимся от месяца октября (слайд 9, приложение)

ЗАГАДКИ: «Октябрь»

Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(ьрбятко)

Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки? ...
(ыцитп)

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это -....
(ьджод)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...
(дапотсил).

- Сколько в загадках букв, обозначающие два звука?

(Буква ю - обозначает два звука)

Чтение стихов (дети читают стихи об осени)

– Какой еще осенний месяц вы знаете?(Ответы детей)

– Расскажите, что вы знаете об этом месяце?

Ученики рассказывают о ноябре.

Ноябрь:

Ноябрь. Еще совсем немного
Ждать в гости зиму. У порога
Присыпал землю первый снег.
Но тонок слой, полно прорех.
То подморозит, то теплеет,
То ветром северным повеет.
Как быстро осень пролетела,
Спешит зима в наряде белом.

Трещит морозец озорной,
Да дует ветер ледяной,
Лес приуныл и опустел,
Но у меня немало дел.
Ночами трудится не зря:
Вот и приметы ноября.

А теперь такое своеобразное задание. Продолжить стихотворение. (Слайд 10, приложение)

– Назовите, какие приметы вы услышали у ноября? (Дети называют приметы ноября)

Задание по слайду 11, приложение.

Прочитать стихотворение и выписать из отрывка стихотворения сложносочиненные предложения.

Задание учащимся от месяца ноября (Слайд 12, приложение)

Отгадать загадку.

  1. Кто тепло к нам не пускает,
    Первым снегом нас пугает?
    Кто зовет к нам холода,
    Знаешь ты? Конечно, да!
    (ьрбяон)
  2. Солнца нет, на небе тучи,
    Ветер вредный и колючий,
    Дует так, спасенья нет!
    Что такое? Дай ответ!
    (ьнесо яяндзоп)
  3. Солнце больше нас не греет,
    Холодком поземка веет!
    Дунул в лужу ветерок
    И сковал ее ...
    (кодел)

А сейчас чуть отдохнем. Мы поиграем сейчас в игру « Кто больше» (Слайд 13, приложение)

Вы должны подобрать к существительному Осень прилагательные за одну минуту. Побеждает тот, кто напишет больше прилагательных к существительному – Осень.

Следующее наше задание таково: (Слайд 14, приложение)

Подобрать однокоренные слова:

Осень -

Лист -

Дождь -

Лес -

Попробуйте прочитать название перелетных птиц по первой букве изображенных предметов (журавли ласточки,) (Слайд 15, приложение)

– А каких перелетных птиц вы еще знаете? (Ответы учащихся)

– А почему все эти птицы улетают? (Ответы учащихся)

– МОЛОДЦЫ, ребята. Со всеми заданиями осенних месяцев вы справились!

А сейчас мы посмотрим инсценировку басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

(Учащиеся показывают инсценировку)

Работа в группах: (Слайд 16, приложение)

  • Кто из героев басни вам понравился и почему?
  • Справедливо или нет, поступил Муравей?
  • Сочувствуете ли вы Стрекозе. Почему?
  • В каких строках басни содержится основная мысль? Как вы её понимаете? Соотнесите её с пословицей?

Делу – время, а потехе – час.

Индивидуальная работа с четверостишием, затем работа в парах: (Слайд 17, приложение)

Поспевает брусника

 

 Снова осень на пороге

Стали дни холоднее,

 

 Листья пожелтели

И от птичьего крика

 

 Закружились по дороге

В сердце стало грустнее

 

 Желтые метели

 Константин Бальмонт

 

 .

– Какое настроение у вас создают картины природы, описанные поэтами?

Работа в парах сменного состава.

А сейчас мы заучим стихотворение наизусть. Проверим вашу память. За заучивание дается две минуты.

– Заучивание стихотворения.

(Заслушивание нескольких уч-ся)

Работа с текстом:

  • Чтение цепочкой.
  • Нарисуйте словесную картину.

Описание природы поздней осени ноября (I - II неделя)

Все молчаливей и грустней становится осень. Пришла пора для поздней осени - месяц ноябрь. Совсем редко стало появляться солнце. Кучевые облака на небе сменила тусклая серая пленка. Тепла совсем уж не осталось. Снега мало, если и выпадет, то снежный покров неустойчивый, от чего и погода кажется особо холодной. Посохшую траву приминает мокрый снег. на воде образуется тоненький ледок. То дождь со снегом вихрем крутит, то просто мелкой изморосью непрестанно льет весь день, а то и солнце выглянет немного и тут же спрячется за линию дождя.

Осень в ноябре (слайд 18, приложение) Сравните описание осени с осенью в нашем селе. (Ответы детей)

Так как мы сегодня на карнавале у осени, я хочу закончить урок стихотворением «Осенний карнавал» (Слайд 19, приложение)

 

«Осень»

Рыжая осень устроила бал.
Пышный нарядный цветной карнавал.
В желтом березы, в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.

Ели и сосны в наряде зеленом,
Ивы серебряны, в золоте клены.
Осень ковер расстелила из листьев.
В нем разноцветные шляпки грибов.

Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблоки, вишни.
Дождик на струнах вам песни сыграет,
Осень на бал всех ребят приглашает.

Беседа о прочитанном.

– Ребята, почему осень можно связать с цветным карнавалом? (Ответы детей)

– Осень позвала нас к себе на карнавал А когда нас приглашают в гости, по нашему обычаю нам нельзя идти с пустыми руками. Нам нужно сделать красивый букет из наших листьев или красивые аппликации из разноцветных листьев.

– Посмотрите, что у нас есть на столе. (На столах лежат разноцветные листья, картон, клей, ножницы.)

– Объяснение этапов работы.

– Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, красками и кистью, клеем.

– Самостоятельная работа уч-ся.

– Выставка работ учащихся.

Итог урока:

Закрепление урока (слайд 20, приложение)

  • Понравился ли вам сегодняшний урок? Почему?
  • Чем мы занимались на этом уроке?
  • В чем у вас были вызваны затруднения?
  • Что понравилось больше всего на уроке?

Выставление оценок.

Домашнее задание:

  • Написать сочинение об осени.
  • Сочинить стихотворение об осени.