Урок-исследование по русскому языку "Неизвестное в известном"

Разделы: Русский язык


Цель: познакомить учащихся с этимологией как разделом языкознания, дать представление об этимологическом анализе слова.

Задачи.

Образовательные:

1. Дать сведения о происхождении слов с точки зрения исторической и языковой.

2. Способствовать расширению познаний учеников в области этимологии.

3. Выявить лексическое значение слов и исследовать происхождение их.

4. Показать связь между историческим значением слова и его написанием в современном языке.

5. Способствовать формированию навыков работы со справочной литературой.

6. Развивать навыки исследовательской работы.

7. Расширять активный словарный запас учащихся, кругозор.

8. Повышать интерес к изучению родного языка.

Воспитательные:

1. Способствовать воспитанию интереса к языку, истории и культуре русского народа, уважение к культуре других стран, патриотизма, эстетического вкуса.

Методические:

1. Создать условия для проявления индивидуальности, познавательной активности учащихся.

2. Показать методику проведения урока-исследования с использованием групповой работы.

3. Организовать разнообразные формы деятельности учащихся на уроке, направленные на развитие универсальных учебных действий учащихся.

4. Отразить в учебном занятии метапредметный подход к достижению результатов учащихся.

5. Провести интегрированное учебное занятие, выстроив межпредметные связи (русский язык, литература, история, изобразительное искусство, музыка).

Оборудование и оформление.

1. Мультимедийное оборудование.

2. Рабочие места для работы трех групп.

3. На столах рабочих групп - материалы для групповой работы (технологические карты для каждой из трех групп).

4. Презентация к учебному занятию.

5. Этимологические словари.

Ход учебного занятия

1. Введение. Актуализация темы.

Всему название дано - и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, что может видеть глаз -
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, - означено словами.
Одно - давно привычно нам, другое - незнакомо.
Слова, слова, слова…
Язык - и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно -
В огромно море - море слов
Купаться ежечасно.

А. Шибаев.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Какова роль слова в нашей жизни?

- А работать мы будем в группах, вносить свои ответы предлагаю вам в рабочие листы.

2. Работа по теме урока.

1. Этимология как наука.
Не далеко, не близко,
Не высоко, не низко,
За бумажными горами,
Карандашными лесами
Жила-была этимология!

- Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как рождаются слова? Кем они создаются, и почему они так называются?

- Поиском ответов на эти вопросы занимается этимология.

Этимология в переводе с греческого - наука о значении и происхождении слов.

"Этимон" - истинное, исходное значение слова.

"Логос" - учение, наука.

- Впишите термин "этимология" в свои рабочие листы.

- Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени! "Хромое слово - хромая речь",- гласит русская пословица.

- Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не "хромой", а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.

- Позвольте мне открыть вам одну лингвистическую тайну.

- Верите ли, друзья, что слова "соль" и "сладкий", такие разные по вкусу, имеют один и тот же исторический корень! А это действительно так. Говоря о слове "сладкий", я хочу удивить вас! Сладкий - это значит…соленый, в этимологическом плане, конечно. Это странно только на первый взгляд. Ведь древнерусская форма этого слова была "солодкий", на слух оно ближе к "соли". В древние времена люди знали единственную приправу для сдабривания пищи - соль. Сладкого, не считая меда да некоторых плодов, люди не пробовали, и "солодкое" - соленое - было для них самым " вкусным". Время шло. Разнообразнее становилась еда, появлялись новые вкусовые ощущения, узнал человек и прелесть сладкого. И вот старое слово "солодкий", которым, как упоминалось, русские люди определяли самое вкусное, было перенесено на новое приятное вкусовое свойство. Удивительные вещи происходят в русском языке, не так ли?

- Откуда я узнала такие интересные сведения?

- Как появилось слово, какова его история и происхождение, как складывается судьба слова, как оно меняется со временем? На эти вопросы отвечает очень интересная и серьезная наука - этимология.

- Ученые - этимологи русских слов серьезно изучают, как рождалось слово, как складывалась его судьба. Не хотите ли Вы сами побывать в роли исследователей?

2. Работа в группах (исследовательская).

- Попробуйте "раскопать", как произошли слова "солдат", "коньки", "грильяж".

- А результатом вашей работы станут гипотезы происхождения данных слов.

- Работая в группах, выдвигайте предположения, ответ оформите в специальных бланках.

3. Работа со словарями. (Устройство словаря: содержание и структура словарной статьи)

- Где же нам найти научное объяснение - этимологию этих слов. Хотите узнать? (Этимологический словарь)

- Найдите, пожалуйста, статьи о тех словах, которые указаны в вашем задании. Объясните происхождение этих слов. Какая же группа оказалась ближе всех к правде?

(Дети работают со словарем, читают сведения, высказывают свои суждения).

- "Многие знают, что листать словари - огромное удовольствие. Откроешь на полминуты и не можешь глаз оторвать от лесенки слов".

- Действительно, есть специальные Этимологические словари. Как они устроены?

- Найдите, пожалуйста, статьи о тех словах, которые указаны в вашем задании. Объясните происхождение этих слов.)

4. Практикум (работа со словарем).

- А теперь каждой группе выдается задание на листках с перечнем слов:

Задание: пользуясь этимологическим словарем, ответьте на вопрос: каково происхождение известных вам слов: "каникулы", "шпаргалка", "карандаш"?

3. Постановка целей урока.

- Ребята, посмотрите на экран, что перед вами? (Родовое древо)

На доске изображение - "родовое" дерево.

- Что представляет оно из себя?

- Зачем люди выстраивают его? (Чтобы знать историю своей семьи)

- Мы сегодня узнали, что историю слова можно найти в этимологическом словаре. Как вы думаете, что станет нашей основной задачей на уроке? (Построить родовое древо слова)

- О чём может рассказать вам это дерево? (О том, что у слов, как и у людей, есть родственники; о том, что у слов есть корень, который несет главный смысл слова, от которого рождаются другие слова)

- Так же как это дерево уходит своими корнями глубоко в землю, так и история языка уходит в глубокую, далекую древность. Ребята, как мы узнаем об истории? О том, что было очень давно?

- Из летописей, результатов археологических раскопок, рассказов ученых, историков, из книг.

- Совершенно верно. Сохранились древнейшие письменные источники, в которых рассказывается о далеком прошлом.

- В Новгороде вели раскопки и нашли берестяную грамоту мальчика Онфима, жившего в ХШ веке. Вот она.

- Совсем еще маленький был этот новгородский грамотей. Однако его грамоты оказались очень интересны для учёных.

Ты живешь в мире слов. Каждое слово - это маленькое чудо. У слова своя долгая и интересная жизнь. Как человек оно рождается, растет, стареет и умирает. Подружись со словом - и ты откроешь удивительную страну родного языка.

- Какой наказ дает вам, живущим в 21 веке, Онфим?

- Какую букву надо вставить?

- Какими словами проверить?

- Значит, зная о том, откуда произошло слово, т.е. его этимологию, мы можем правильно его писать.

- Что значит родной язык?

- Главное слово для любого народа - Родина.

- Какой корень у слова Родина?

- Изучая мифы славян, вы говорили о том, что Род - общеславянский бог, создатель всего живого и сущего.

Род - божество. По мнению некоторых исследователей - общеславянский бог, создатель всего живого и сущего.

4. Задание группам.

- Попробуем создать родовое древо слова "род".

- Подберите однокоренные слова к слову "род", разместите их на родовом дереве.

- Обозначьте корни во всех родственных словах.

- Какой вывод можно из этого сделать? Что бы вы хотели сказать?

- Зная, как произошло слово, можно и правильно написать его.

(Оказывается, этимология слова помогает найти букву в слабой позиции в корне слова)

5. Исследование "Биография слова".

- Раз уж мы выяснили, что у слова, как и у человека, есть семья, родственники и оно проживает целую жизнь, давайте напишем, создадим биографию слова Родина. Работать будем в группах, а итоги нашей работы обобщим.

Мы будем работать по такой схеме:

1. Лексическое значение слова.

2. Этимология слова.

3. Подбор однокоренных слов.

4. Подобрать синонимы и антонимы к слову.

5. Слово "Родина" во фразеологических оборотах.

6. Слово "Родина" в текстах художественной литературы.

Задание для группы № 1:

1. Определить лексическое значение слова "Родина".

2. Определить этимологическое значение слова "Родина".

Задание для группы № 2:

1. Подберите однокоренные слова к слову "Родина"

2. Подберите синонимы и антонимы к слову "Родина".

Задание для группы № 3:

1. Объясните значение следующих фразеологизмов:

Родиться в сорочке (рубашке).

Родиться под счастливой звездой.

2. Перед вами части разных половиц и поговорок о Родине.

Задача: подобрать к 1-ой части 2-ую.

За морем теплее, а у нас светлее.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Выйду на путь - слезки текут; вспомню своих - и тошно по них.
На родной стороне и камушек знаком.

6. Творческая работа. Мини-сочинение.

- Ребята, понятие Родины у каждого свое. Например, на данном видеоряде ведь тоже выражено понятие Родины, только красками. Попробуйте за художников назвать это (демонстрируется видеоряд с картинами русских художников).

- Запишите эти слова. Родина - это…

6. Рефлексия урока.

- Вот видите, как происходит. Бывшее, давнее родство не забывается. Далеко в земле корни нашего дерева, далека история славян, далеки наши предки. Но есть от наших предков самый могущественный вечный памятник. Это "слово". И мы, юные языковеды, изучаем этот памятник и открываем удивительную страну родного языка.

- Пока молод ваш ум, давайте учиться любить слово, а значит и родной язык, и родную историю.

- В качестве напутствия позвольте зачитать стихотворение С. Острового:

К словам привыкаешь день ото дня
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
- Извини меня! -
Это значит:
- Исключи меня из вины! -
У слова цвет своего огня
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
- Обереги меня! -
Это значит:
- Берегами меня окружи! -
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня! -
Это значит:
- Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь!
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.