Развитие познавательной деятельности у учащихся школы-интерната в процессе усвоения программного материала

Разделы: Коррекционная педагогика


Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в целях обеспечения оптимальных условий активизации основных линий развития и социальной адаптации.

Жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната не предусматривает широкого контакта со сверстниками, поэтому дети более комфортно чувствуют себя в среде людей со схожими социально-психическими и коммуникативными проблемами. Для данной категории детей характерны слабая дифференцированность ощущений, замедленный темп сенсорного развития, сужен объем зрительного и слухового восприятия, в связи с чем, дети не могут получить полноценное представление об окружающих его предметах и явлениях. У таких детей отмечается нарушение внимания, памяти и мышления, низкая зрелость когнитивной и аффективной сфер, отсутствие чувства долга, ответственности за собственные поступки и т.п. Педагогу важно сбалансировать возрастные параметры развития ребенка и имеющиеся у него социально-психологические нормативы когнитивного, эмоционально-личностного компонентов развития. Это необходимо для того, чтобы снизить вероятность трудностей усвоения ребенком базового школьного компонента, снизить риск психотравмирующих ситуаций в обществе и научить ребенка адекватным эмоциональным реакциям в социуме.

Основной целью моей деятельности является повышение уровня активности познавательной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Постоянное общение с коллегами, анализ собственного опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволили мне сделать вывод о том, что необходимо усовершенствовать форму проведения занятий.

Перед тем как начать коррекционную работу, провожу комплексное диагностическое обследование, руководствуясь современной технологией организации педагогического обследования коррекционных педагогов и психологов (С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева, М.М. Семаго, С.А. Домишкевич, Ю.А. Разенкова и др.). Данное обследование позволяет выявить характер и интенсивность трудностей развития каждого ребенка, сделать заключение об их возможных причинах, что помогает мне выстроить траекторию коррекционного воздействия.

Для более качественного определения уровня сформированности знаний, умений и навыков, уровня познавательной деятельности, составила и апробирую в педагогической деятельности протоколы педагогического обследования учащихся с умеренной умственной отсталостью и сложной структурой дефекта разных возрастных групп.

Специфика моих занятий состоит в том, что, используя различные виды деятельности, стараюсь создавать наиболее благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности в целом. Реализуя коррекционные задачи, стимулирую психическую и физическую активность пассивных детей, возбудимые ребята становятся более организованные, создаю благоприятные условия для развития познавательной деятельности учащихся.

На своих занятиях использую элементы современных педагогических технологий: театральной педагогики, нетрадиционного рисования по методике В.А. Пантикова, имитационно-игровых (песочная терапия, игровая психотерапия, сказкотерапия) и невербальных методов психокоррекции (психогимнастика, приемы релаксации). «Особые» ребята (обучающиеся в классе со сложной структурой дефекта) очень любят «погружать» свои пальчики в песок. Рисуя на песке геометрические фигуры, цифры дети изучают и закрепляют программный материал, снимают мышечное напряжение. При работе с объемными фигурами создаю ситуацию, где ребенок «вынужден» говорить, общаться со мной либо с другими участниками образовательного процесса. Сначала дети с трудом передавали свои мысли, в речи было много аграмматизмов. Постепенно ребята научились строить предложения, состоящие из 3-5 слов. Качество правильных высказываний возросло в среднем на 17%. Перевоплощение учащихся в сказочных героев позволяет мне превратить занятие в игру, при этом, дети сами того не замечая, получают необходимый объем знаний, и процент сохранности этих знаний достигает до 84%. А когда предлагаю детям порисовать красками без кисточки, то восторгу нет предела. Можно пачкаться! Этот прием легко позволяет учащимся автоматизировать временные ряды, ребята начинают дифференцировать весну-осень. Хорошо использовать данный прием для развития зрительно-моторной координации, сенсорно-перцетптивной сферы. Используемые мною на занятиях методы и приемы, помогают детям развивать и совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику, развивают навыки общения и речь, пространственную ориентацию, стимулируют познавательный интерес, расширяют кругозор детей, стимулируют учащихся к поиску собственных ресурсов, помогают быстрее и качественнее сформировать элементарные математические представления и усвоить программный материал.

Коррекционную работу с учащимися строю с учетом их индивидуально-типических особенностей, возрастного развития, состояния соматического и психофизического здоровья, а также знаний специальной педагогики, возрастной и специальной психологии, что позволяет создавать благоприятные условия для дифференцированного подхода к образовательному процессу. При проведении занятий опираюсь на уровень реальных возможностей и достижений ребенка, учитываю зону его ближайшего развития, стимулирую проявление активности и самостоятельности.

В процессе работы применяю интерактивные модели и динамические презентации как один из способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс. Это повышает активность учащихся на занятиях, дает им возможность высказываться, рассуждать, способствует развитию пространственного воображения, мышления. Чаплыгин Юра долго не мог усвоить счет в пределах 10 и запомнить последовательность цифр. Мы с Юрой считали все подряд: предметные картинки, бусинки, счетные палочки, конфеты, яблоки. Но когда Юра впервые с моей помощью нарисовал рисунок, на компьютере, последовательно соединяя цифры, проблема исчезла само собой. После нескольких таких рисунков ребенок научился считать от 1 до 10, от заданного числа до другого заданного числа, соотносить число и числовое множество. Ребята любят решать примеры и задачи на компьютере. Различные эффекты при ошибке в решении примеров стимулируют ребенка на продолжение деятельности и достижение правильного результата.

Учащиеся на занятиях показывают хорошую динамику в соответствии со своими возможностями. На начало учебного года в первом классе уровень, имеющихся знаний детей в среднем составлял 35% знаний программного материала по математике, на конец обучения в первом классе был отмечен рост до 96%, что соответствовало среднему уровню усвоения программного материала. Если на начало учебного года некоторые первоклассники выполняли только 44-55% заданий, то к концу учебного года процент выполнения заданий повысился в среднем на 42%. Почти в два раза возросло количество уверенных в себе ребят. У детей повысились знания при употреблении бытовой лексики, обобщающих понятий; дети научились дифференцировать месяцы по временам года, а времена года по признакам; научились узнавать геометрические фигуры, основные цвета спектра и их оттенки; учащиеся научились строить высказывания, используя распространенные предложения. Большинство детей научились понимать инструкцию и цель задания. Также отмечается проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями по разделам программы: формирование представлений о числе и цифре, развитие вычислительных навыков, решение арифметических задач и др. Отмечается улучшение в кинезиологической программе.

Приложение.