Развитие исполнительского дыхания у начинающих саксофонистов

Разделы: Музыка


Исполнительское дыхание существенно отличается от обычного и является одним из главных средств музыкальной выразительности.

Если обычное дыхание совершается почти непроизвольно, через равные промежутки времени и взрослый человек в состоянии покоя осуществляет 16–18 дыхательных циклов в минуту, то в исполнительском дыхании обе дыхательные фазы целиком зависят от характера и динамики музыкальной фразы. Используя при обычном спокойном дыхании не всю емкость легких (она составляет примерно 4000–5000 мл), а всего лишь 500 мл, играющий на саксофоне должен иногда доводить дыхательные изменения в легких до максимальных размеров, а значит, увеличивать объем нагрузки на дыхательную мускулатуру. Еще одно отличие состоит в том, что если при обычном дыхании мы дышим преимущественно носом, то в моменты игры на саксофоне порой необходим быстрый энергичный вдох (производится он преимущественно через рот при незначительном участии носа) и активный разнообразный выдох. В зависимости от характера музыки, построения фразы, требуемой нюансировки исполнительский выдох может быть то равномерным, то ускоряемым, то замедляемым. В зависимости от того, какие мышцы принимают участие в дыхании, принято различать три основных его вида:

  1. Грудное дыхание (верхнереберное или ключичное), при котором активно действуют мышцы среднего участка грудной клетки, но диафрагма участвует недостаточно. Пользуясь этим видом дыхания, ученик зачастую напрягает дыхательную мускулатуру и быстро утомляется.
  2. Диафрагмальное дыхание (нижнереберное, или брюшное), при котором активно действует диафрагма и при вдохе опускаются, но остаются относительно неподвижными мышцы средних и верхних участков грудной клетки, легкие при таком дыхании заполняются не до конца. Этим видом дыхания целесообразно пользоваться при исполнении коротких фраз, требующих частой смены дыхания.
  3. Смешанное дыхание (грудо-брюшное), считается наиболее рациональным. При этом дыхании обеспечивается максимальное заполнение легких при вдохе и наибольшая продолжительность выдоха, благодаря комбинированному действию диафрагмы и мышц грудной клетки. Этот вид дыхания образуется в результате соединения двух вышеуказанных видов дыхания.

Для большей наглядности восприятия принципа взаимодействия диафрагмы с мышцами брюшного пресса приведу рекомендацию Д. Рейнхардта, который предлагает проделать следующее: «Представьте себе тюбик с пастой. Когда вы начинаете использовать его, то разумное чувство подсказывает вам не сжимать тюбик в центре, а только снизу, так, чтобы все его содержимое продвинулось в отверстие. Если же вы сожмете тюбик посредине, то одна половина содержимого продвинется в верхнем направлении, а другая - в нижнем, в результате чего паста может пойти с ненужного вам конца».

В принципе, дыхание должно опираться на диафрагму по типу вокального. Используя опыт вокалистов, исполнители на духовых инструментах на практике применяют грудо-брюшной (смешанный), или диафрагмальный типы дыхания, отвечающие специфике исполнительства и соответствующие продолжительности и характеру музыкальной фразы.

Овладение навыком дыхания достигается систематической тренировкой, которая должна начинаться с первых же уроков. Тренировка производится двумя способами: без инструмента и в процессе игры.

Дыхательная гимнастика без инструмента ускоряет усвоение нужных навыков, укрепляет органы дыхания, совершенствует управление дыхательной мускулатурой, усиливает кровообращение. Хотя этот способ тренировки – вспомогательный, игнорировать его нельзя, т.к. он содействует общей жизнедеятельности организма.

Ученику надо показать, как делать дыхательные упражнения. Например:

а) медленно, через нос произвести глубокий вдох, так, чтобы ребра раздвинулись, а грудь приподнялась; перед выдохом задержать воздух в легких, а затем с помощью мышц брюшного пресса и грудной клетки быстро выдохнуть через губную щель, освободив легкие от воздуха.
б) сделать вдох быстро, глубоко и после небольшой остановки медленно выдохнуть.
в) после спокойного, полного вдоха сделать сильный толчкообразный выдох небольшими порциями воздуха; каждый выдох сопровождается энергичным сокращением дыхательной мускулатуры до тех пор, пока легкие не освободятся от воздуха. [1]

Есть еще комплекс упражнений для тренировки дыхательной системы, предложенной членом – корреспондентом АМН А. Чугалиным в журнале «Здоровье» (1982, №10), который соответствует характеру применяемых нами способов тренировки исполнительского дыхания:

  1. Встать, ноги шире плеч, руки в стороны; выпячивая живот – вдох; руки вперед, наклоняясь и втягивая мышцы живота – выдох.
  2. Лечь на спину, руки на живот – вдох; во время продолжительного выдоха руками надавливать на живот.
  3. Встать, ноги на ширине плеч, руки на поясе; после вдоха производить короткие, следующие друг – за другом неполные выдохи (толчками).

Второй способ тренировки заключается в игре специальных упражнений на инструменте. Это основной вид тренировки дыхательного аппарата, поскольку в процессе игры естественно развивается сила, гибкость и координация дыхательных мышц в контакте с элементами исполнительского аппарата – губами, языком, внутриротовой полостью. Этот вид тренировки состоит из игры продолжительных звуков без определенной длительности, но с различными динамическими оттенками (p, pp, f, ff, crescendo, diminuendo) и должен включаться в ежедневные занятия на саксофоне. Умение извлекать длительный, непрерывный звук – важнейший из технических навыков, играющий главную роль в творческом процессе реального звучания музыки.

Особенности исполнительского дыхания начинающего саксофониста.

Первый этап. Дыхание начинающего саксофониста необычайно коротко, вследствии чего звук имеет очень малую длительность. Воспроизводимый звук кроме того неустойчив по силе и в интонационном отношении. Объясняется это неразвитостью мышц и амбушюра, неумением начинающего саксофониста задерживать и экономить свой выдох.

Развивать мышцы следует постепенно, ни в коем случае не перегружать их. Поэтому первоначальные упражнения должны быть отдельные, не слишком продолжительные звуки и небольшие фразы.

Лучше немного дольше задержаться и поработать над стабильностью звукоизвлечения, чем стремиться преждевременно расширять диапазон. Для начинающего саксофониста извлечь звук, выдержать его ровно и устойчиво в течении четырех четвертей (в медленном темпе) составляет значительную трудность, на преодоление которой требуется время.

К систематическим тренировкам в исполнении выдержанных звуков можно перейти лишь в дальнейшем – по мере укрепления и развития мышц.

Второй этап. По мере овладения звукоизвлечением необходимо перейти к исполнению нот со строгим соблюдением метроритма. Время для вдоха при этом становится ограниченным. Чтобы дыхание не нарушало движения, его следует брать за счет сокращения последней перед вдохом ноты. Нужно стараться, чтобы это сокращение, со временем, становилось менее заметным.

Пока губы и дыхание начинающего слабы и неустойчивы, указания динамики временно отсутствуют. Играть свободно, не стесняясь громкости звука, как позволяют губы и дыхание.

И последнее…

При игре локти не прижимать, кисти рук не напрягать, положение корпуса тела не должно мешать свободному дыханию. Опора на диафрагму при дыхании – основа красивого, насыщенного звука. Вдох делать через нос и уголки рта. Не надувать щеки. Постоянно следить за опорой дыхания, не давать гаснуть звуку.

Известный французский педагог и саксофонист Жан-Мари Лондейкс, чтобы приобрести правильное ощущение дыхания, рекомендует: «Дуйте так, как будто раздуваете угольки в костре – продолжительная воздушная струя направлена в определенную точку». Если при этом губы будут строго подтянуты и примут положение легкой улыбки – то все готово для начала занятий.

Литература:

  1. Болотин С. Методика преподавания игры на трубе в музыкальной школе. – Л., 1980.
  2. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. – М., 1956.
  3. Ривчун А. Школа игры на саксофоне - часть первая. – М., 1968.
  4. Розанов С. Школа игры на кларнете. – М., 1963.
  5. Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. – М., 1975.
  6. Осейчук А. Школа джазовой игры на саксофоне – часть первая. – М., 1991.
  7. Прорвич Б. Основы техники игры на саксофоне. – М., 1977.