Урок окружающего мира "Человек и домашние животные". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели и задачи:

образовательные:

- сформировать понятие “домашние” животные;

- показать значение домашних животных для человека;

- продолжить формирование умения объединять однородные объекты в группы по существенным признакам, анализировать и делать выводы;

воспитательные:

- воспитывать любознательность, доброе и ответственное отношение к животным, желание помогать им;

развивающие:

- расширять детский кругозор.

Оборудование: компьютер учителя, мультимедиа, экран, набор домашних животных, карточки с изображением домашних животных для учащихся, толковый словарь Ожегова.

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы.

На экране животные. (Слайд 2, 3. Презентация)

- Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке? (Мы поговорим о животных)

- Посмотрите, кого вы видите на экране?

- Сможем ли мы с вами распределить этих животных на группы? (Звери, птицы, рыбы, насекомые)

- Давайте проверим правильно ли мы с вами справились с заданием.

- Так кого мы можем отнести к животным?

3. Новая тема.

- Посмотрите, какое интересное животное пришло к нам на урок. (Слайд 4)

- Как вы думаете кто это?

- Давайте посмотрим, правы ли вы.

- Где мы можем их увидеть? Где они живут?

- Как называются эти животные?

- Давайте отправимся на ферму.

- Кто знает что такое ферма?

- А вот в толковом словаре слово ферма объясняется так:

Ферма – сельскохозяйственное предприятие, принадлежащее фермеру и ведущееся на его собственной земле. (Слайд 5)

- А теперь посмотрите и послушайте кто живет на ферме. (Слайд 6)

Давным-давно в глубокой древности, человек приносил к своему жилищу пойманных птиц и зверей., кормил их, заботился о них. Так постепенно некоторые животные стали домашними.

- Давайте тоже создадим ферму.

Но некоторых животных еще мы не не поселили.

А каких животных нужно поселить вы сейчас узнаете.

Для этого вам необходимо отгадать загадки. (Слайд 7, 8, 9, 10, 11)

Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко!

Ученик: У коровы есть рога, при помощи которых она защищается, почувствовав опасность. В день корова даёт почти три больших ведра молока! Молоко очень полезно для здоровья: в нем много витаминов.

Коровы общаются друг с другом при помощи мычания, они безошибочно находят дорогу домой. Летом коровы питаются сочной травой, а зимой сеном. Живёт корова 15-18 лет. Её возраст можно определить по рогам. С каждым рождением телёнка у коровы на рогах появляется новое кольцо.

Не мой бы труд, не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, человек,
Но в век машины и мотора
Боюсь, в отставке буду скоро.

Ученик: Очень выносливое животное. В древности лошадь использовали на войне: её запрягали в боевые колесницы. У лошади сильные ноги с крепкими копытами. На копыта надеваются прочные железные подковы. Это необходимо для того, чтобы лошадь не стёрла ноги. Лошади перевозят различные тяжести, они помогают человеку передвигаться, особенно в распутицу, там, где не пройдёт машина или автобус.

Не усат, а бородат,
И сердит на ребят,
Но не дедушка он все же.
Угадайте, дети, кто же?

Ученик: Коза — очень полезное для человека животное. Козы дают нам целебное молоко, которое излечивает многие болезни. Едят козы практически всё. У козы есть маленькие рожки и крохотные аккуратные копытца. Козы любят объедать кору деревьев и молодые листочки, поэтому, выпуская пастись, их привязывают на длинную верёвку к колышку, так, чтобы они не попортили плодовые деревья.

Важным по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг –
Удивительный … .

Ученик: Индейки являются самыми крупными домашними птицами. Взрослые индюки могут весить 35 кг. У индюков крепкие длинные ноги и широкий хвост. На голове, шее и около носа у индюка есть кожные образования.

Индейки чувствительны к холоду и сырости, очень любят тепло. У них очень неуживчивый характер, они постоянно ссорятся со всеми.

У меня отличный слух,
умный взгляд и тонкий нюх
сразу лезу с кошкой в драку
потому что я…

Ученик: Самый верный друг человека. Она защищает нас от врагов, работает спасателем, а собаки-поводыри помогают слепым людям передвигаться. Есть даже собаки, которые служат на границе. А есть декоративные собаки, которых носят на руках. Собака может жить в доме человека со своими детьми — щенками. Или в специально построенном для неё домике — конуре.

- Так где живут домашние животные?

4. Физминутка.

Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
Ну, а нам пора садиться
И учиться, не лениться.

- Как вы думаете, а зачем человеку нужны животные?

- Что человек получает от животных? (Слайды 12, 13, 14, 15)

Корова - мясо, молоко, жир, кожа, навоз.

Овца - мясо, молоко, жир, шкура, шерсть.

Свинья - мясо, мед. исследования, как домашние питомцы.

Курица – мясо, яйца, пух, перо, помет.

- Так зачем нам нужны домашние животные?

5. Работа с учебником.

Домашние животные утеряли свои инстинкты, которые помогали им выживать в борьбе за существование много тысяч лет назад. И если бы им сейчас вернуться в дикую природу, то они погибли бы.

- Кто должен помогать животным? В чем это выражается?

- Угадайте, о каких профессиях идет речь в следующих сообщениях.

Я ухаживаю за домашними птицами, которые живут на птичьем дворе. Они меня хорошо знают. И как только я прихожу в птичник, бегут ко мне и требуют еды и воды. Как называется моя профессия?

Я начальник коров. Каждое утро я выгоняю пастись их на луга. Смотрю за ними, чтобы они не убежали. Вечером пригоняю их домой. Как называется моя профессия? (Слайды 16, 17)

Посмотрите в учебник.

- Какие еще профессии здесь изображены?

- Чем занимаются люди этих профессий? Какие еще знаете?

6. Физминутка. В деревне. (Музыкальная)

7. Работа в паре.

- Какие домашние животные были в физминутке.

- У вас на парте лежат конверты. В них картинки. Нам надо помочь художнику выбрать для картины только домашних животных. (Слайд 18)

- Почему этих животных мы называем домашними?

- Так каких животных мы будем называть домашними? (Слайд 19)

8. Итог.

Поднимите руки у кого есть дома животные. Я попрошу вас принести фото ваших животных и подумать, являются ли они домашними. Мы сделаем фотовыставку ваших любимцев.