Реализация образовательной области "Коммуникация". Образовательная ситуация по речевому развитию. Тема: "Путешествие в страну звуков"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи: Учить детей подбирать к словам однокоренные слова , придумывать слова обозначающие какое-либо действие. Упражнять детей в классификации предметов, в определении мягких и твердых звуков в словах. Продолжать упражнять в составлении коротких описательных рассказов по предметной картинке. Развивать творческое воображение. Работать над речевым дыханием. Воспитывать любовь к природе.

Материал: Атрибуты к игре “Словесный сад” (два нарисованных дерева, карточки со словами “сад” и “лес” , вырезанные зеленые листочки), цветные кружки из бумаги, цветные домики – зеленый и синий с кармашками, набор слогов, набор коротких слов, набор предметных картинок.

Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Здоровье”.

Ход: 1. Организационный момент игра “Ледяные ворота”. Двое детей встают взявшись за руки, образуют ворота. Остальные дети берутся за руки и проходят в ворота со словами:

Ледяные ворота пропускают не всегда,
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!

Дети изображающие ворота опускают руки, и перед кем “ворота” закрылись, тем детям ведущие задают вопросы на классификацию предметов.

Перечень вопросов:

  1. Назвать три предмета мебели.
  2. Какие животные живут в лесу?
  3. Каких морских обитателей ты знаешь?
  4. Назвать три вида домашних животных.
  5. Назвать предметы чайной посуды.
  6. Назвать предметы столовой посуды.
  7. Профессии в детском саду.
  8. Назвать съедобные грибы.
  9. Каких рыб знаешь? и т.д.

2. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в “Страну звуков”.

– Посмотрите друг на друга и на себя, каждый из вас кто?
– Человек.
– А все вместе?
– Люди.
– У каждого человека есть части тела. Что именно?
– Руки, ноги, голова, уши (и т.д.).
– Правильно, вы назвали все, что есть у каждого человека. А вы знаете, что все части тела необходимы человеку и поэтому надо заботиться о своем здоровье.
– Что мы делаем руками?
– Кушаем, рисуем, пишем, играем, стираем, деремся, одеваемся и т.д.
– Что мы делаем ногами?
– Пинаем, бегаем, ходим, танцуем и т.д.
– Что мы делаем глазами?
– Наблюдаем, моргаем, плачем и т.д.
– Что мы делаем ушами?
– Слушаем, воспринимаем звуки и т.д.
– Что мы делаем ртом?
– Говорим, кушаем, кричим, поем, сказки рассказываем и т.д.

3. По старинному поверью каждый человек на протяжении своей жизни должен сделать три вещи : воспитать ребенка, построить дом и посадить дерево. Вы пока еще маленькие , но дерево посадить уже сможете.

Воспитатель читает стихотворение :

Как-то много лет назад,
Посадили странный сад,
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово – корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло,
Стало много новых слов…

Игра “Словесный сад”. Для игры надо приготовить два нарисованных дерева, карточки со словами “сад” и “лес” , вырезанные зеленые листочки Дети подбирают однокоренные слова к слову “сад” и к слову “лес” и приклеивают листочки к нарисованному дереву.

Лес – лесник, лесок, лесной, лесовичек, лесополоса, лесонасаждения, перелесок и т.д.

Сад – садовник, садовод, садик, садок, рассада, палисадник, рассадник, садовый и т.д.

4. Летом после дождя над лесом появляется радуга , и краски ведут разговор друг с другом. Сейчас мы поиграем в игру “Разговор красок”. У каждого под стульчиком лежит цветной жетон. Нужно взять жетон и представить кем может быть ребенок исходя из цвета жетона:

Желтый: я – солнце (банан, лимон и т.д.)

Красный: я – яблоко (редис, закат и т.д.)

Коричневый: я – шоколад (какао и т.д.)

Синий: я – река (озеро, небо и т.д.)

Зеленый: я – трава (огурец, лист, груша и т.д.)

Игра продолжается пока не закончатся цветные жетоны.

Последний жетон достается воспитателю – голубой.

Воспитатель: Я – дождик. Давайте прямо сейчас отправимся в лес, а в лесу идет дождик.

5. Физкультминутка : “Дождик в лесу”.

– Меж еловых, мягких лап. (Присели, пальцы барабанят по полу.)
– Дождик: кап, кап, кап. (Медленные капли двумя пальцами.)
– Где сучек давно засох, (сложить ладони вместе, показ влево-вправо).
– Серый мох, мох, мох. (Ладони развернуть, вращать.)
– Где листок к листку прилип, (одним пальцем левой руки задеть пальцы правой руки).
– Вырос гриб, гриб, гриб. (Поменять руку упр. то же.)
– Кто нашел его друзья? (Выбрасывание всех пальцев сразу.)
– Это я, я, я ! (Выбрасывание пальцев по одному.)

При проведении это физ.минутки детям уточнить задание: проговаривать каждый звук правильно, не торопясь.

Воспитатель: Мы под дождиком побывали и немного промокли, давайте превратимся в ветерки и подсохнем немного.

Игровое упражнение “Мы подуем…”

– Мы подуем высоко С-С-С… (подняться на носочки, подуть со звуком “С”)
– Мы подуем низко С-С-С…. (присесть , подуть)
– Мы подуем близко С-С-С… (подставить руки ко рту, подуть)

6. Вечерами в лесу звери собираются и загадывают загадки . Сейчас мы поиграем в игру “Опиши предмет”. Детям предлагаются предметные картинки, которые они должны описать. Один ребенок ведущий, остальные игроки отгадывают.

Примерный набор картинок: яблоко, лимон, матрешка, шуба, лиса, медведь, зонтик, чайник, будильник, замок и т.д.

Примерное описание картинок

а) Предмет, который необходим когда идет дождь, без нег не выйти на улицу (зонтик).

б) Дикое животное, очень крупное, мех коричневый, питается малиной, медом диких пчел, зимой впадает в спячку (медведь).

в) Предмет одежды для зимнего времени года, меховая, длинная, очень теплая носят в основном девочки (шуба).

г) Предмет посуды для заваривания чая (заварочный чайник) и т.д.

7. Игра “Поменяй звук в слове”. Детям предложены короткие слова , они должны поменять звук в середине слова, чтобы получилось другое слово.

МАЛ – МЯЛ, НЕС – НОС,

МИЛ – МЫЛ, РАД – РЯД,

ВЫЛ – ВИЛ, РЕВ – РОВ,

ТЮК – ТУК, ТОК – ТЕК,

ПЫЛ – ПИЛ, МОЛ – МЕЛ.

8. Вопрос к детям : Какие бывают звуки ? (Мягкие, твердые.)

Игра “Рассели жильцов”. Для игры нужны два домика с кармашками и набор слогов с разными звуками (мягкими и твердыми). Договариваемся с детьми, что мягкие звуки будут жить в зеленом домике, а твердые в синем домике. Дети определяют звук и селят его в нужный домик в соответствующий кармашек.

Примерный перечень слов для игры: дом, кол, мел, ров, рев, тыл, мяч, рис, дуб, корм, ток, миг, стул, стол, день, пень и т.д.

Воспитатель: Ну вот мы с вами и расселили всех жильцов по домикам.

Анализ образовательной ситуации.

Дети, сегодня мы с вами побывали в стране звуков, вспомнили слова, которые обозначают какое-либо действие. Научились подбирать однокоренные слова к словам: сад, лес. Правильно определять мягкие и твердые звуки в словах и расселять их по своим домикам. Мне очень понравилось, как вы справились со всеми заданиями, были очень активными и самостоятельными.

Что вам больше всего запомнилось? Какое задание было самым интересным?