Работа психолога "Выбор. Профессия. Успех"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту, побуждать учеников к поиску информации о профессии, к осознанному выбору, расширить представление о разнообразии профессий.

Возраст: 10 класс.

Время: 45 мин.

Материалы: Надписи “ Профессия”, ”Специальность”, ”Квалификация”, ”Должность”; анаграммы: ОБРЫВ, СЕРЯПСОФИ, ПСЕХУ (Выбор, профессия, успех); тест “Ты и твоя профессия” (Приложение 1), Угадай профессию (Приложение 2). Карточки с фотографиями и описанием биографий миллионеров (Приложение 3).

ХОД УРОКА

Ученикам предлагается разбиться на группы “треугольники”, “квадраты”, “круги”, ”зигзаг” и сесть соответственно за столы. Далее психолог дает краткую психологическую характеристику основных форм личности каждой группе в соответствии с выбранными учениками геометрических фигур”. Треугольники – лидеры, энергичные, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их! Треугольники стремятся сделать карьеру, из них получаются великолепные менеджеры. Квадраты – неутомимые труженики! Усердие, упорство, терпение обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Отличные администраторы, исполнители. Круг – самый доброжелательный из всех форм. Он чаще всего служит “клеем”, который скрепляет коллектив. Высокая чувствительность, эмпатия отличает Круг от других форм. Круг – прирожденный психолог. Зигзаги – креативны, склонны видеть мир постоянно меняющимся. Независимые, они устремлены в будущее. Развито эстетическое чувство”.

Психолог предлагает ученикам анаграммы. Угаданные учениками анаграммы и будут сегодня темой урока.

Психолог: Пройдет совсем немного времени и вам придется выбирать свой путь в жизни. Очень важно не ошибиться в его выборе. Ведь от него зависит очень многое: круг общения, интересы, материальный достаток, счастье в жизни.
Недаром говорят, что выбирая профессию человек, выбирает себе свою судьбу.
Что такое профессия? Специальность? Квалификация? Должность? (Ответы учеников).
Итак, подведем итог. Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития. Специальность – вид занятий в рамках одной профессии. Квалификация – уровень профессионального мастерства. Должность – место, которое занимает человек в организации. Все эти слова означают профессиональную характеристику человека. Пример: профессия – врач, специальность – хирург, высшая квалификация, должность – заведующий поликлиникой. Время от времени одни профессии и специальности становятся нужными, востребованными, престижными; другие теряют свои позиции, а третьи – вообще уходят в прошлое.
Далее психолог предлагает каждой группе составить список профессий:

  • “Треугольники” – Самые модные профессии
  • “Квадраты” – Самые забытые профессии
  • “Круги” – Самые отважные профессии
  • “Зигзаги” – Самые нужные профессии

(Ученики отвечают)

Психолог: Ребята, мы перечислили не все профессии, их очень много в мире.
Но, выбирая профессию, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.
Психолог: К сожалению, люди часто делают ошибки при выборе профессии. Давайте, подумаем и назовем наиболее типичные ошибки. (Ученики называют ошибки).

Психолог: Итак, подведем итог всему сказанному:

1. Давление родителей.
2. Нежелание знать о негативных сторонах профессии.
3. Выбор друзей.
4. Дань моде.
5. Герои телесериалов.

Существует формула выбора профессии: ХОЧУ – мое желание; МОГУ – мои способности; НАДО – профессия востребована обществом.

Психолог предлагает ученикам тест «Ты и твоя профессия» (Приложение 1)

Ученикам предлагается угадать, чем занимаются представители следующих профессий : ТИТЕСТЕР, ПОСТИЖЕР, МАСТЕРА СПЕЦЭФФЕКТОВ. (Приложение 2).

Психолог предлагает каждой группе карточки (Приложение 3)

Ученики знакомятся с биографиями знаменитых бизнесменов, называют качества характера, которые помогли им стать успешными.

Психолог: Действительно, ребята, успех – 1% вдохновения и 99% ТРУДА!
Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы вы профессию ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе.Поэтому постарайтесь определить область ваших интересов, набирайтесь опыта и знаний. Я думаю, все согласятся с высказыванием Эзопа: “Истинное сокровище для человека – умение трудиться”. Психолог отмечает работу групп, благодарит за активную работу.

Список литературы:

1. Е.И.Рогов. Настольная книга психолога в образовании. Москва “Владос” 1996, с. 303, 304, 305, 306, 307.
2 А.В Давыдова Классные часы. Москва, «ВАКО», 8 класс, с.282, 285,
3. М.Ю.Савченко. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. Москва “ВАКО”, 2005, с. 81-82.