Урок биологии по теме "Познавательные процессы: память" 8-го класса

Разделы: Биология


Цель урока: знакомство с познавательным процессом – памятью.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать понятия: память, функции памяти, механизм формирования памяти, виды памяти, способы тренировки памяти.

Воспитательные:

Воспитание бережного отношения к физическому и психическому здоровью, развитие коммуникативных качеств, доброжелательности в отношениях с другими.

Развивающие:

Развитие умения сравнивать, делать выводы, анализировать и систематизировать информацию, обобщать, устанавливать соответствие.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями.

Тип урока: урок усвоения новых знаний с элементами постановки проблемных задач.

Ход урока

I. Организационный момент. Целеполагание. (1 мин.)

II. Актуализация знаний. (4 мин.)

Этап актуализации знаний проводился в виде работы в парах, учащимся предлагалось выполнить задание на нахождение соответствия, дл этого надо было проанализировать содержание определений познавательных процессов, изученных на предыдущем уроке и подобрать подходящий пример (Приложение 1). Проверка правильности выполнения осуществлялась с помощью интерактивной доски. Работа в парах способствует восполнению пробелов в знаниях, если таковые имеются.

III. Изучение нового материала. (27 мин.)

1. Определение памяти. виды памяти.

Класс предварительно делится на 4 группы, каждая из которых получает индивидуальное задание.

1 группа: Составить схему “Виды памяти по длительности хранения информации”.

2 группа: Составить схему “Виды памяти по воспринимающему анализатору”.

3 группа: Составить схему “Виды памяти по способу психологической деятельности”.

4 группа: Составить схему “Виды памяти по целям деятельности”.

Изучение нового материала начинается с просмотра части учебного фильма видеостудии Кварт. Анатомия и физиология человека, посвященной памяти (эпизод 2), после просмотра участники каждой группы выполняют задание.

После просмотра фильма в тетради записывается определение памяти как познавательного процесса, затем проверяется выполнение заданий по группам, для этого по одному представителю из каждой группы на доске изображают составленную схему. Учащиеся из других групп и учитель вносят коррективы, если это необходимо.

Схемы переносятся в рабочие тетради.

2. Механизм формирования памяти.

После рассказа учителя на доске составляется схема.

Формирование памяти

3. Определение ведущего типа памяти у учащихся.

В этой части урока детям предлагается тестовое задание, которое поможет определить какой тип памяти – зрительная или звуковая является ведущей.

Тест 1

Определение объема краткосрочной слуховой памяти.

Учитель диктует 12 понятий, после чего учащиеся должны записать все, что запомнили из этого списка.

Примерный список слов:

плакат
урок
песня
мысль
краска
тишина
совесть
сосед
указка
дружба
речь
пример

Затем производится проверка, в которой учитывается не только правильное запоминание слов, но и их порядок. Результат записывается в тетради.

Тест 2

Определение объема краткосрочной зрительной памяти.

Учащимся предлагается презентация, в которой каждый слайд содержит одно слово. После показа учащиеся должны записать все, что запомнили из этого списка. Затем производится проверка, в которой учитывается не только правильное запоминание слов, но и их порядок. Результат записывается в тетради.

Затем результаты двух тестов сравниваются между собой, и дети делают вывод о ведущем типе памяти (ведущим типом будет вид памяти, по которому результат теста лучше).

IV. Закрепление (8 мин.).

Ученикам предлагается на основе полученных данных составить рекомендации по оптимизации процесса запоминания с учетом ведущего типа памяти (самостоятельная работа в тетради с последующей проверкой).

V. Задание на дом (5 мин).

В качестве домашнего задания объявляется конкурс на лучшую шпаргалку по материалам урока.

Литература и материалы

  1. Видеостудия Кварт. Анатомия и физиология человека. 1997 год. Россия.
  2. “Биология. Человек”, 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 272 с.: ил.
  3. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, И.Д. Зверев, Просвещение, 1983 г.

Презентация