Создание мини-проекта на уроке информатики (из опыта работы)

Разделы: Информатика


Наш век – это век роста информационных технологий. Одним из условий построения инновационного образования на сегодняшний день оказывается задача подготовки образованной творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию, умеющей не только получать знания и использовать их в жизни, но и добывать знания самостоятельно, ориентируясь в современном информационном пространстве.

Двадцать лет я работаю в школе учителем информатики и уже второй год еще и учителем технологии. Предмет технология в школе выбран основной площадкой для обучения с помощью метода проектов. Во всех классах по данному предмету предусмотрены часы на реализацию творческого проекта. Поэтому эта тема сразу же меня заинтересовала.
Выполняя проекты, школьники:

  • осваивают составление плана деятельности.
  • учатся самостоятельно искать и анализировать информацию.
  • приобретают новые знания и умения.

Но проект это не только выполнение практической работы, это грамотно оформленная пояснительная записка о ходе выполнения работы, предоставление наглядного материала (презентации) на защите проекта. А для этого необходимо уметь правильно работать с такими программами как Microsoft Word, Microsoft PowerPoint. Следовательно, здесь должна быть установлена связь между технологией и информатикой. Но сделать это когда технология начинается с 5 класса, а информатика и ИКТ с 8 класса не так, то просто. Поэтому в 5-7 классах я провожу для желающих консультации по теме «Проектная деятельность».

С 8 класса в нашей школе информатика преподается так:

8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
1 час в неделю, 2 часа в неделю 1 час в неделю, 2 часа в неделю

В программе «Информатика и ИКТ» не выделены часы на выполнение проекта, но в конце каждого изученного раздела проводится итоговая работа по пройденному материалу. Вот на этих уроках можно использовать метод проектов для закрепления пройденного материала и расширения знаний по теме. Учащиеся на этих уроках могут углублять свои знания, изучая, то что не предусмотрено программой или что затрагивалось не так, как хотелось бы.
В этих условиях я предлагаю учащимся выполнить 2-3 мини-проекта – это работы небольшие по объему. Учащиеся постепенно осваивают этапы проектирования. При такой работе не теряется интерес к работе над проектом, виден результат, пополняется банк проектов.

Преимущества мини-проектов:

  • обучение учащихся проходит в большей степени на исследовательском, творческом уровне;
  • учащиеся постепенно осваивают и закрепляют элементы проектной деятельности;
  • выбор учащимся из нескольких уже частично проработанных тем наиболее интересной и социально значимой и ее доработка;
  • жесткие временные рамки выполнения, что предполагает большую (по сравнению с долгосрочными проектами) самостоятельность и активность учеников;

Недостатки:

  • проект требует от учителя развернутой подготовки: необходимо продумать структуру проекта, сценарий его выполнения, предполагаемые результаты.
  • большая загруженность учащихся во внеурочное время (для уменьшения нагрузки, выполняются индивидуальные и групповые мини-проекты).

Примеры мини-проектов для 10 класса:

Раздел программы

Название проекта

Компоненты проектирования

Конечный результат

Примечание

Текстовый редактор Microsoft Word «Разработка заданий зачетной работы в текстовом редакторе Word.» Постановка задачи, исследование (анализ приложения, самостоятельное изучение работы с разделами текста), составление плана выполнения практического задания. Оформление практического задания. Самооценка устно при защите проекта. Пополнение банка проектов для проведения зачетной работы по теме. Обмен заданиями. Проведение зачета. Групповой проект.
Документация к заданию разрабатывается одна на группу и практическая работа тоже одна (каждый участник группы придумывает одно задание и описывает его). Пример задания Приложение 1 Пример выполненной работы Приложение 2.
Можно немного упростить задание. Для этого уч-ся получают Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8, Приложение 9, Приложение 10, Приложение 11
Электронные таблицы Microsoft Excel «Кроссворд с проверкой» Потребности и проблемы, постановка задачи, исследование потребностей учителя, материалов. Разработка требований. Составление плана изготовления. Выполнение. Самооценка. Защита проекта. Конкурс кроссвордов Индивидуальный проект
Пример кроссворда Приложение 3
Защита проекта, презентация Приложение 4, Приложение 12
Изучение программы Microsoft Publisher «Газета по информатике» Потребности и проблемы, постановка задачи, поиск интересных заданий, исследование мнения учащихся. Первоначальные идеи, выбор лучшей, проработка выбранной идеи. Моделирование. Самооценка. Защита. Выставка газет Групповой проект. Дизайн-папка разрабатывается одна. Заданий в газете столько, сколько человек в группе. Они должны иметь стилевое единство.
Пример газеты Приложение 5