Тема урока: "Космическое путешествие по стране синтаксиса и пунктуации". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

Задачи:

Обучающие:

  • повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы;
  • проверить умения находить и выделять грамматическую основу и второстепенные члены предложения, строить схемы предложений разных видов, отличать простые и сложные предложения;
  • закреплять умение правильно оформлять на письме предложения разных видов.

Развивающие:

  • продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;
  • создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся;
  • продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.

Воспитательные:

  • формировать эстетический вкус к слову;
  • содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;
  • направить деятельность учащихся на создание творческого продукта.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: космическое путешествие

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Материалы к уроку: презентация, …

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3,
Приложение 4, Приложение 5

Ход урока

1. Организационный момент

Слово учителя. Здравствуйте, ребята. Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, я подумала, как здорово, что мы живём с вами на планете Земля и владеем таким удивительным, неповторимым, многогранным, постоянно меняющимся и развивающимся русским языком. Меня зовут Елена Владимировна, и сегодняшний урок русского языка у вас проведу я.

Ребята, вы любите мечтать? (Ответы детей.)

– Тогда, думаю, вам будут близки строчки стихотворения Элеоноры Барковой «Я мечтаю»:

Я мечтаю о звёздных полётах,
Межпланетным я стану пилотом,
Намечаю маршруты путей,
Только б вырасти мне поскорей.
Всё о жизни Сатурна узнаю,
С марсианами дружбу сведу,
По пути на Луне побываю,
К дальним звёздам дорогу найду.
Небо синее ласково манит
И к бескрайним просторам зовёт.
Знаю я, что минута настанет -
В дальний рейс поведу звездолёт.

– Скажите, близки мысли лирического героя вашим мечтам? (Ответы детей.)

– Кому-то да, кому-то нет. Кто знает, возможно после этого урока ваше мнение изменится.

А сейчас на уроке русского языка я предлагаю отправиться в космическое путешествие.

Вы понимаете, что путешествие наше будет не совсем в «космос», а в такой же таинственный, такой же интересный, как космос, ещё мало изведанный вами космический мир русского языка.

В космос летят…космонавты. Но мы с вами сегодня не просто космонавты, а космонавты-лингвисты. А кто такие лингвисты? Лингвистика-языкознание. Значит, лингвисты – знатоки языка.

Космический мир русского языка очень широк. Мы отправляемся в одну из его частей – держим курс на космическую территорию Синтаксиса и Пунктуации.

Хочу сообщить, что в центре управления полётом за прохождением нашего путешествия наблюдают учёные-эксперты – гости на нашем уроке. Давайте их поприветствуем взглядом.

Руководство полётом разрешите взять на себя.

Ребята, сегодня на уроке у нас будет 3 экипажа. У каждого участника полёта есть свой личный бортовой журнал, в него вы будете заносить всё самое основное, что будет происходить во время полёта. В конце нашего полёта все они будут подшиты к «бортовому самописцу». Также хочу заметить, что за успешное выполнение ответственных заданий во время путешествия активные космонавты будут отмечаться звёздами. Набравшие большее количество будут занесены в Почётную книгу космических достижений (журнал).

Целеполагание.

В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Есть она и у нас. Посмотрите на тему нашего урока. (Запись на доске) Давайте вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя по космическому району под названием «Синтаксис и пунктуация»… (Ответы детей)

Совершенно верно, (повторить и закрепить основные сведения, которые изучили по этой теме, показать знания и умения, которые приобрели).

Работа в тетради.
Внимание, экипаж! Записать: число, классная работа, тема урока в свои личные бортовые журналы.

Повторение и обобщение изученного материала. Путешествие по этапам.

Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наше тоже будет проходить поэтапно.

Этап 1. «Подготовка к полёту. Взлёт ракеты»

Путешественник, намечая маршрут, уже хоть что-то знает о том месте, в которое направляется. Проверим, что мы знаем о Синтаксисе и Пунктуации. Я буду задавать вопросы, а вы устно давать их развёрнутое определение.

Примерные вопросы:

– Что изучает Синтаксис? (Словосочетание и предложение.)

– Что изучает Пунктуация? (Знаки препинания.)

– Как произошли слова «синтаксис» и «пунктуация»? (Пунктуация от пунктум – точка. Синтаксис слово греческое состоит из 2-х частей: приставка “син” обозначает совместимость, совокупность (соответствует русской приставке “со”), слово “таксис” является военным термином и означает “построение, колонна, место в строю”. Позднее ученые приспособили этот термин к грамматике, т.к. грамматический строй требует четкости и порядка.)

– Какие виды знаков препинания вы знаете?(разделения, выделения, завершения)

И т.д.

– Теперь проверим наш космический корабль. Ракета взлетит, если заполним её отсеки основными понятиями, изученными по теме нашего урока. Терминологический диктант. Я буду зачитывать развёрнутые определения, а вы отвечать одним словом и без ошибок, старательно записывать его в личные бортовые журналы, в строчку через запятую. А потом мы вместе проверим, как вы справились с этим заданием.

Слово или несколько слов, которые называют того, к кому обращена речь

1) обращение
    Главный член предложения, который обозначает то, о чем говорится в предложении

2) подлежащее
    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета –

3) определение
    Главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак подлежащего

4) сказуемое
    Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей

5) дополнение
    Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия

6) обстоятельство
    Чужая речь, переданная дословно от лица того, кто её произнес, написал

7) прямая речь
    Разговор двух лиц

8) диалог

Самопроверка (презентация)

– Кто без ошибок? (Звёздочка.)
– Итак, к полёту всё готово. Взлетаем!

Этап 2. «Ориентирование по маршрутному листу» (текст у всех распечатан на партах)

– В космосе тоже нужно уметь ориентироваться. Есть даже специальные звёздные карты. Мы летим по стране русского языка, поэтому нашим ориентиром будет стихотворный текст, уже знакомый вам с начала урока.

Работа с текстом (частичный анализ).

1. Я мечтаю о звёздных полётах,
    Намечаю маршруты путей,
    Межпланетным я стану пилотом,
    Только б вырасти мне поскорей.

2. Всё о жизни Сатурна узнаю,
    С марсианами дружбу сведу,
    По пути на Луне побываю,
    К дальним звёздам дорогу найду.

3. Небо синее ласково манит
    И к бескрайним просторам зовёт.

4. Знаю я, что минута настанет –
    В дальний рейс поведу звездолёт.

– На карте путешественника присутствуют различные схемы, стрелки, указательные значки. Это будет и у нас.

а) Внимательно прочитайте текст, найдите в нём словосочетания по схемам, запишите по 1 примеру (таблички). В каждом словосочетании обозначьте главное слово, определите к какому, глагольному или именному, относится каждое из записанных вами.

1. прил.+ сущ. (о звёздных полетах, межпланетным пилотом, дальним звездам, небо синее, бескрайним просторам, дальний рейс)

2. нар.+ глаг. (вырасти поскорей, ласково манит)

3. глаг.+ сущ. (мечтаю о полетах, намечаю маршруты, стану пилотом, узнаю о жизни, сведу дружбу, побываю по пути, побываю на Луне, найду дорогу, зовет к просторам, поведу звездолет)

4. глаг.+ мест. (вырасти мне)

5. сущ.+ сущ. (маршруты путей)

– Молодцы ребята, справились с заданием! Такая кропотливая работа несомненно требовала колоссального напряжении. Давайте немного отдохнём.

Закройте глазки, помечтайте. Крепко-крепко зажмурьтесь, откройте глазки, часто-часто поморгайте. Посмотрите направо, налево, вверх, вниз, не поворачивая головы. Посмотрите прямо.

Молодцы, продолжим!

Этап 3. «Внимание! Неопознанный объект»

– Ой, что это? Что-то непонятное …(читаем)

Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.

– Что за абракадабра? По всей видимости, какой-то неизведанный объект движется нам навстречу. Не знаешь, что и ожидать от него. Но бояться не стоит – нужно изучить и обезвредить. Рассмотрим повнимательнее.

– Вид записи, форма ничего не напоминает? (Предложение)

– Признаки предложения? (Смысловая законченность, наличие грамматической основы)

– Найдём грамматическую основу, какой экипаж готов? Простое предложение или сложное? Чем-то осложнено?

– Найдём второстепенные члены предложения.

– Есть ли в предложении однокоренные слова? На что указывает суффикс -ёнок-?

Объект обезврежен! Видимо, он упал с какой-нибудь планеты инопланетян. У них свой тарабарский язык. Его можно попытаться перевести. Попробуем? (Варианты.)

Академик, учёный-лингвист Л.В.Щерба перевёл так: «Грозная тигрица смело отогнала буйвола и грызёт буйволёнка».

Этап 4. «Космическое послание»

– Да! Каких только чудес ни бывает в космосе!

Но что это?! На нашу электронную почту пришло космическое послание.

(Приложение 1)

Когда выходишь в открытый космос, часто встречаются подобные письма описательного характера. Они нужны для того, чтобы мы не сбились с маршрута и легко ориентировались в межпланетном галактическом пространстве.

К сожалению, в тексте отсутствуют знаки препинания и пропущены некоторые орфограммы. Но мы с вами, юные знатоки-лингвисты, без труда восстановим текст.

Но перед такой кропотливой работой нужно немного отдохнуть, приободриться, подкрепиться энергией. Самое время для физкультминутки.

Физкультминутка

Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке. Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно! Опустите!
Наклонитесь! Разогнитесь!
Встаньте прямо! Улыбнитесь!
Да, осмотром я доволен –
Из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров
И к заданиям готов!

– А теперь приступаем к восстановлению текста.

Групповая работа

Текст записан на интерактивной доске без знаков препинания и с пропущенными орфограммами.

– У каждого экипажа данный текст на столах. Сейчас совместно, коллективно попытайтесь восстановить деформированный текст, расставив знаки препинания и пропущенные орфограммы. Экипаж, который справится с заданием быстрее, сигнализирует об этом поднятой рукой, и высылает к нам представителя, чтобы текст исправить на интерактивной доске.

«Марс – удивительная планета. Прозрачны сизые дали, широк горизонт. Она сплошь покрыта слоем космической пыли. Повсюду можно наблюдать многочисленные неровности: кратеры, расщелины, впадины. Необъятны и непостижимы волнующие тайны этой планеты! Космические путешественники внимательно и настойчиво изучают историю её возникновения, природные особенности».

– Скажите, ребята, к какому типу текста относится данный текст? Докажите. (Описание, много определений, достаточно нарисовать только одну картинку – изображение планеты.)

– Какова его тема? Основная мысль? Как можно озаглавить?

– Какие предложения по интонации содержит данный текст?

– Попробуйте переделать последнее предложение так, чтобы оно стало побудительным. Во что превратится подлежащее? (В обращение.)

– Как выделяется на письме обращение?

– Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)

– Запишите получившееся предложение в личные бортовые журналы.

«Встреча с инопланетянами»

– Ребята, но в космосе мы встречаем не только планеты и звёзды, не редкость и сами инопланетяне. Давайте представим, что повстречались с ними. Закроем глазки, помечтаем. Как они выглядят? на кого похожи?

(Мнения ребят.)

Пригласим их в гости. Побеседуем. Форма беседы? (Диалог.)

Составьте диалог с инопланетянами, используя словарные слова и обращения (здравствуйте, пожалуйста, инопланетяне, планета, путешествие, ракета, НЛО). Работаете в парах. (Опорные слова распечатаны на листах.)

– Молодцы, ребята! Мы сейчас прослушали устные диалоги, а какие правила нужно соблюдать, чтобы правильно оформить диалог на письме?

(каждая реплика с новой строчки, тире, с большой буквы; всё, как при прямой речи, только без кавычек)

Этап 5. «Связь с Землёй»

– Внимание, ребята! Бортовой компьютер передаёт, что на планете Земля волнуются за нас, и просит, чтобы мы сообщили, что наш полёт проходит успешно. Вот его призывная фраза: (Презентация)

Космонавты, сообщите, что ваш полёт проходит успешно.

– Нам необходимо перестроить эту фразу так, чтобы она из сложного предложения превратилась в предложение с прямой речью. Какие варианты?

– Запишите на доске, соблюдая знаки препинания в предложениях с прямой речью. Составьте схему этого предложения.

– Кто готов выполнить это задание у доски?

(Все работают самостоятельно, один у доски. Потом проверяем, что получилось.)

(Космонавты сообщают: «Наш полёт проходит успешно».)

Этап 6. «Возвращение на Землю»

– Ребята, мы облетели всю территорию Синтаксиса и Пунктуации. Пора возвращаться домой.

– Чтобы возвратиться на Землю, нужно опять выполнить очередное задание.

1) Подберите однокоренные слова к слову «возвращение». (Вращение, превращение.)
2) Давайте, зашифруем это слово. Воспользуемся его звуковой характеристикой. В этом нам поможет фонетический разбор.

– Молодцы! С заданием успешно справились. Летим на Землю!

Этап 7. «Адаптация космонавтов»

Скоро Земля. Нам как космонавтам необходимо пройти адаптацию. Адаптация – приспособление организма к изменившимся условиям.

Задание на дом.

– Адаптация будет происходить уже в домашних условиях, напишите рассказ о сегодняшнем путешествии на уроке. Не забудьте о знаках препинания!

Этап 8. «Итоговая конференция»

По завершению полёта космонавты обычно проводят конференцию. Конференция – совещание группы людей по какому-либо вопросу.

– Итак, обсудим наш полёт.
– Цель достигнута?
– Понравилось путешествие?
– Что запомнилось?
– Над чем ещё нам нужно поработать?
– Отметим самых активных космонавтов. Ребята, поднимите, пожалуйста, свои звёзды. Посмотрите, как их много, как они сверкают. Я надеюсь, что вы, ребята, будете блистать своими знаниями также ослепительно, как эти звёзды! (Подсчёт звёздочек. Оценки)
– Наше космическое путешествие состоялось! Спасибо за ваше усердие и старание!