Интегрированный урок "химия + английский язык" по теме "Нефть и способы ее переработки"

Разделы: Химия, Иностранные языки


Цель урока:

  • изучение состава и свойств нефти, способов её переработки;
  • оценка ценности нефти как источника энергии и сырья для химической отрасли промышленности и причина экологических проблем.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • изучить состав нефти, способы её переработки, ознакомиться с составом нефтяных фракций;
  • формировать языковую компетенцию по данной теме.

2. Развивающие:

  • продолжить формирование у обучающихся умений выделять и запоминать главное, находить самостоятельное решение проблемных ситуаций по теме урока, опираясь на новые теоретические знания двух учебных дисциплин;
  • содействовать в ходе урока реализации идеи причинно-следственной связи между способами переработки нефти и экологической обстановкой;
  • способствовать развитию навыка по поиску необходимой информации с использованием различных источников, структурировать материал, логически излагать свои мысли.
  • продолжить формирование системы знаний о современном производстве.

3. Воспитательные:

  • формировать у обучающихся понимания в связанности предметов и целостности мира;
  • формировать навыки сотрудничества в совместной коммуникативной деятельности;
  • продолжить экологическое воспитание обучающихся и воспитывать готовность нести ответственность за свои решения и действия.

Оформление урока:

  • видеосюжет на английском языке (Black gold) (находится у автора);
  • интерактивный презентационный пакет SMART Notebook к интерактивной доске SMART Board фирмы SMART Technology Inc. ЗАО «Полимедиа», 2007;
  • образцы нефти, пробирки, стеклянные химические стаканы, раствор перманганата калия, бензин, дистиллированная вода;
  • медиапроектор, учебные презентации по теме урока (Приложение 1);
  • статья на английском языке – «Цена нефти» (Приложение 2);
  • учебники: Кузовлев В.П. «Английский язык 10-11 класс. Student's book» и Габриелян О.С. «Химия-10» (для общеобразовательных школ), рабочие тетради.

Содержание учебного материала

Содержание Деятельность Образовательные технологии, методы, приемы Дидактические материалы и средства обучения Диагностика результативности
учителя:
У-1 химии
У-2 английского языка
обучающихся

Организационный момент.

Учитель химии на английском языке, учитель английского языка на русском языке приветствуют обучающихся и знакомят их целями и задачами урока, формой его проведения. У-1 и У-2 сообщают обучающимся, что занятие будет интегрировать два учебных предмета – химию и английский язык. Рассаживаются по группам (5 чел.), готовят необходимый материал для урока.      

Определение темы урока. Слайд 1-3

Обучающимся предлагается просмотреть видеосюжет. После повторного просмотра видеосюжета обучающимся предлагается рассмотреть схему образования нефти и расставить блоки в правильном порядке. У-2 включает первый фрагмент видеосюжета о месторождениях нефти, её образовании.

У-2 предъявляет группу глаголов в пассивной форме (лексика видеосюжета).

Просматривают в течении 3 минут видеосюжет. Знакомятся с лексикой. Выполняют задание в группах с последующим обсуждением и определением темы урока: «Black gold – нефть, состав, свойства, переработка».
Выполнение упр. №1-2 стр.66 в рабочей тетради (англ.яз).
Технология проблемного обучения.
Проблемный метод.
Работа в группах.
Видеосюжет о месторождении нефти УМК по английскому языку. Самопроверка.
Фронтальная проверка учителем.
Заполнение опросных листов по отработке грамматических навыков употребления пассивного глагола.

Ознакомление с теориями происхождения нефти. Слайд 4-5

Информирование класса о существующих на сегодняшний день теориях происхождения нефти:
1. Теория органического происхождения (Гефер Г., Зелинский Н.Н.).
2. Карбидная теория (Бертло Ж, Менделеев Д.И.).
3. Космическая теория (Соколов В.Д.).
У-1 предлагает обучающимся сообщить о теориях происхождения нефти. Выступления обучающихся с заранее подготовленными сообщениями. Индивидуально-поисковая деятельность. Презентации сообщений обучающихся. Устная оценка одноклассников, комментарии, обсуждение.

Изучение нового материала. Слайд 6

Знакомство с составом нефти как смеси различных веществ: в основном алканов, циклоалканов и ароматических углеводородов (70%). Кроме органических веществ в состав нефти входят и неорганические соединения, такие как, сера, азот, кислород, водород, вода, песок и т.п. (30%) У-1 в беседе с обучающимися рассказывает о том, какой состав нефти. Фронтальная работа по физическим свойствам нефти с выдвижением гипотезы. Информационно-коммуникационные технологии. Компьютерная презентация (формат PowerPoint 12 слайдов). Педагогическое наблюдение за умением обучающихся искать причинно-следственные связи, использовать имеющиеся знания и личный опыт в новой ситуации.

Эксперимент. Слайд 7-8

Обучающимся предлагается рассмотреть как выглядит нефть; описать её физические свойства.
Осуществить качественную реакцию на непредельную связь (обесцвечивание раствора перманганата калия).
Раздает каждой группе набор для проведения лабораторных опытов, сообщает задание группам:
1. Описать физические свойства нефти.
2. Провести качественную реакцию на кратную связь.
Выводы записать в тетради.
Лабораторная работа в группах. Исследовательская деятельность.
Коллективная форма работы.
Набор реактивов.
Карточка с заданиями.
Инструкция по проведению лабораторной работы.
Проверка отчетов о выполненной лабораторной работе.

Переработка нефти. Слайд 9-10

Обучающиеся знакомятся с первичной переработкой нефти – фракционной перегонкой (ректификацией) нефти. У-1 предлагает обучающимся прочитать «Продукты ректификации нефти» и заполнить таблицу. Выполняют самостоятельную работу по группам. Метод самоуправления учебными действиями. Учебник «Химия-10», стр. 58-60 в (параграф 10) и рабочая тетрадь №4 с.67. Проверка учителем рабочей тетради по формированию у обучающихся навыка работы с источниками информации.

Проблемы экологии. Слайд 11

На примере катастрофы, произошедшей в 2010 году в Мексиканском заливе, обучающиеся рассматривают вопросы экологических проблем, связанных с переработкой транспортировкой нефти. У-2 раздаёт по группам текст статьи «Цена нефти» об экологических катастрофах и, просит отметить иллюстрации в презентации, соответствующие содержанию текста статьи.
У-2 просит объяснить название текста.

Приложение 2

Обучающиеся обсуждают в группах причины, приводящие к экологическим проблемам (разлив нефти, аварии на нефтеперерабатывающих предприятиях). Соотносят фотографии с содержанием текста и делают выводы. Технология проблемного обучения и ИКТ.
Работа с печатным текстом.
Печатный текст.
Компьютерная презентация
Педагогический анализ развития навыка просмотрового чтения с извлечением нужной информации.

Заключительная часть. Слайд 12

У-1 информирует об основных методах борьбы с разливом нефти в океане:
- самоликвидация;
- химическое рассеивание;
- оседание;
- поглощение;
- метод ограждения.
У-1 знакомит обучающихся с существующими методами борьбы с разливами нефти.
Ставит перед обучающимися задачу подобрать наиболее эффективный метод для ликвидации последствий катастрофы в Мексиканском заливе.
Обучающиеся обсуждают в группах методы по критериям:
- эффективность;
- денежные затраты;
- экологическая чистота;
- трудности из-за природных условий.
В итоге выбирают наиболее оптимальный способ ликвидации последствий данной катастрофы.
Технология проблемного обучения.
Работа в группах. Моделирование.
  Анализ решения задач.

Итоги урока.

Подведение итогов:
1. Обобщение учебного материала.
2. Выставление оценок.
Оценивание работы обучающихся на уроке.
Домашнее задание.
Анализ результативности деятельности на уроке.
Обобщают полученную информацию и выбирают по желанию домашнее задание (заполнение рабочей тетради + параграф учебника, творческая работа «Твое видение экологической катастрофы в Мексиканском заливе» (эссе на английском языке); анализ информации СМИ о ситуации в мире по добыче нефти. Обсуждение в группе работы каждого.   Лист контроля.