Урок немецкого языка "Lorelei. Schöne Sage oder unbekannte Realitat?"

Разделы: Иностранные языки


Урок «Lorelei. Schöne Sage oder unbekannte Realität?» является продолжением цикла уроков «Wie sind verschiedene Legenden und Sagen entstanden?», в ходе которых обучаемые узнают и исследуют причины возникновения различных сказаний и легенд как в иноязычной, так и в родной культуре. Сравнивая то, как представлена легенда в различных произведениях искусства (литература, живопись, скульптура), они получают более подробную информацию о главной героине – Лорелее. Предлагаемое занятие способствует формированию не только коммуникативной компетенции, но и метапредметных и универсальных учебных действий. Исследуя проблему возникновения легенд и сказаний, обучаемые получают навыки работы с информацией, что повышает их информационную культуру, используют личный опыт и знания, полученные при изучении других предметов. В процессе взаимодействия в группах они учатся общаться, отстаивать свое мнение, развиваются такие качества, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие. Путем анализа географического положения места, о котором идет речь в легенде, исторических фактов обучаемые учатся выдвигать гипотезы. Исследование значения имени главной героини позволяет определить причину возникновения этой красивой легенды о Лорелее. Получив навыки анализа фактов и явлений, опыт выдвижения гипотез, они проводят исследование причин появления легенд, связанных с местом их проживания.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: виртуальное путешествие. 

Цель урока: развитие коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации, позволяющей обучаемым осуществлять общение в рамках проблемы «Lorelei. Schöne Sage oder unbekannte Realität?», направленной на формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.

Образовательный компонент цели: 

  1. развитие навыка понимать на слух аутентичный текст об истории возникновения легенды с опорой на видеоряд с целью извлечения необходимой информации;
  2. развитие навыков чтения аутентичных текстов разных жанров и стилей о героине легенды с пониманием основного содержания, догадываясь при этом о значении незнакомых слов с опорой на зрительную наглядность, лингвистическую догадку и реагируя на содержание вербально на основе лексического материала по проблеме занятия «Lorelei. Schöne Sage oder unbekannte Realität?»;
  3. развитие навыков письменной речи (составление тезисов устного сообщения по проблеме занятия; краткое изложение результатов исследования возникновения легенды и представления её в произведениях искусства).

Воспитательный компонент цели: 

  1. формирование у обучаемых потребности изучения иностранного языка и овладения им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире на материале проблемы «Lorelei. Schöne Sage oder unbekannte Realität?»;
  2. воспитание толерантного отношения к проявлениям иноязычной культуры в сравнении с родной культурой в рамках проблемы занятия «Lorelei. Schöne Sage oder unbekannte Realität?»;
  3. развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка на примере представления легенды о Лорелее в различных областях искусства.

Развивающий компонент цели: 

  1. развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
  2. развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
  3. развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
  4. развитие творческих способностей обучаемых.

Интернет-ресурсы: 

  1. HD - Loreley - Lorelei - von/from DVD/Blu-ray: Weltwunder Rheintal, The Rhine Valley
  2. www.youtube.com/watch?v=wawRbdEE1Hc&feature=relmfu
  3. Loreley Lied www.youtube.com/watch?v=4qnLr88_1Ps&feature=fvsr
  4. www.goethezeitportal.de/index.php?id=2587
  5. de.wikipedia.org/wiki/Loreley
  6. www.deutschkurse.de/medienseminar/ss2000/loreley/sage.htm#klick

Используемое оборудование: оборудование мультимедийного лингафонного кабинета, подключение к сети Интернет, рабочие листы для выполнения заданий

Технологическая карта урока

Этап занятия Деятельность учителя Деятельность обучаемых Планируемые результаты (в том числе, метапредметные)
Проблемно-мотивационный этап Предъявление видеоматериала для создания проблемной ситуации. Мотивация обучаемых на исследование проблемы занятия. Создание психологически комфортной обстановки. Аудирование аутентичного текста об истории возникновения легенды с опорой на видеоряд с целью извлечения необходимой информации.
Обсуждение основополагающего вопроса.
Развитие: мотивированной познавательной активности обучаемых, направленной на овладение учебной деятельностью, умения ставить учебные цели, навыков аудирования.
Информационный этап Предъявление объектов искусства, которые раскрывают содержание легенды о Лорелее.
Мотивация обучаемых на обсуждение проблемных вопросов.
Аудирование аутентичного текста – песни о Лорелее.
Чтение аутентичных текстов разных жанров и стилей о героине легенды с пониманием основного содержания, догадываясь при этом о значении незнакомых слов с опорой на зрительную наглядность, лингвистическую догадку и реагируя на содержание вербально.
Обсуждение проблемных вопросов
Развитие: коммуникативной компетенции на материале занятия, компенсаторной компетенции.
Аналитический этап Постановка учебных вопросов и организация поиска решения этих вопросов для приобретения фактических знаний и ответа напроблемныевопросы. Работа с аутентичными материалами, интернет-ресурсами, произведениями искусств.
Сравнение и анализ полученных результатов исследования для решения поставленных вопросов.
Составление тезисов устного сообщения по проблеме занятия; краткое изложение результатов исследования возникновения легенды и представления её в произведениях искусства.
Развитие: инициативы в организации учебного сотрудничества, умения планировать свое речевое и неречевое поведение, исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией, навыков смыслового чтения, умения рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, оперировать гипотезами.
Этап рефлексии Побуждение к анализу полученных гипотез.
Мотивация исследования возникновения сказаний и легенд, связанных с местом проживания обучаемых.
Подведение итогов и прогнозирование дальнейшей работы по данному направлению исследования.
Составление ассоциограмы для обоснования полученных гипотез.
Выбор формы собственного способа представления информации о Лорелее.
Самооценка деятельности.
Развитие: самостоятельного осуществления контрольных и оценочных действий, рефлексии, стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка.

Ход урока

I. Проблемно-мотивационный этап

  1. Wir haben viel Interessantes über die deutschen Sagen und Legenden erfahren. Einige sind so wunderbar. Viele Kunstwerke sind diesen Sagen und Legenden gewidmet. Wovon ist die Rede heute? Seht euch einen Film an! Dieser Film erzählt über eine schöne Volkssage. Sie interessierte viele Diciese Gegend so schön ist. Aber warum ist die Volkssage von der Lorelei mit dieser Gegend verbunden? Lebte die schöne Jungfrau wirklich? Oder ist das ein Märchen?
    Lorelei. Schöne Sage oder unbekannte Realität? (Слайд 3)Versuchen wir heute, diese Frage zu beantworten!
  2. hter, Maler, Komponisten. Mit welchem Ort ist diese Sage verbunden? (Слайд 2)
    Wie findet ihr den Loreleifelsen? Ich bin einverstanden, dass d

II. Информационный этап

Die Volkssage von der Lorelei ist sehr populär. Der Felsen, der am Rhein, zwischen den Städten Bingen und Koblenz liegt, heißt der Loreleifelsen. Wer war Lorelei? Warum wurde sie bekannt? Wir brauchen keine Lexika. Das können wir aus den zahlreichen schönen Werke erfahren. (В ходе знакомства с произведениями искусств обучаемые высказывают свое мнение, дают личную оценку объекту).

  1. Viele Gemälde erzählen uns über diese schöne Jungfrau. (Слайд 4)
    (Предъявление произведений известных художников)
  2. Слайд 5 (Знакомство с изображениями скульптур)
  3. Der berühmte deutsche Dichter Heinrich Heine schrieb ein Gedicht über die schöne Jungfrau
    (Слайд 6, Приложение 1)
  4. Im 19. Jahrhundert wurde das Gedicht vertont. Hört euch dieses schöne Lied an!
    (Слайд 7)
  5. Viele Dichter erwähnten diese schöne Volkssage in der Literatur. Aber wer war der erste? Füllt das Kreuzworträtsel, um seinen Namen zu erfahren! Arbeitet in der Gruppe! (Приложение 2)

  1. Wie heißt die Stadt, die nicht weit vom Loreleifelsen ist?
  2. Wessen Sohn fuhr im Boot zum Loreleifelsen?
  3. Wo setzte sich die schöne Jungfrau?
  4. Wie heißt die Stadt, die am Rhein nicht weit vom Loreleifelsen liegt?
  5. Welche Burg befindet sich neben dem Loreleifelsen?
  6. Womit kämmte Lorelei ihr Haar?
  7. An welchem Fluss steht der Loreleifelsen?
  8. Welches Haar hatte Lorelei?

Der Dichter Clemens Brentano erwähnte als erster in der Literatur die Volkssage von der Lorelei (Приложение 3). (Cлайд 8)

III. Аналитический этап

  1. Die Gestalt dieser schönen Jungfrau wurde in vielen Werken dargestellt. Jeder Dichter oder Maler beschrieb Lorelei verschieden.
    Wir haben drei Gemälde und drei Auszüge. Vergleicht sie und sagt, was zusammen passt! Beweist eure Meinung! Arbeitet in der Gruppe! (Слайд 9)
  2. In der Literatur wurde Lorelei als schöne Jungfrau beschrieben. Stellt euch vor, dass Lorelei in unserer Zeit lebt! Wie könnte sie aussehen? Macht die Beschreibung der modernen Lorelei! (Приложение 4)!
    Hier sind drei Fotos der modernen Jungfrauen. Welches Foto passt zur Beschreibung? Beweist eure Meinung! (Слайд 10)
  3. а) Heute haben wir sehr viel über Lorelei erfahren. Lebte diese Jungfrau wirklich? Oder ist das eine schöne Volkssage? Warum ist diese Volkssage eurer Meinung nach heute noch lebendig? Jede Meinung muss bewiesen werden.
    Arbeitet in der Gruppe!
    Die erste Gruppe analysiert die Lage und Umgebung, wo der Loreleifelsen liegt.
    Die zweite Gruppe analysiert die Herkunft des Namens „Lorelei“. Was bedeutet „Lorelei“?
    Benutzt verschiedene Informationsquellen (Lexika, Internetseiten, Werke)!
    b) Каждая группа предлагает свои гипотезы возникновения легенды о Лорелее.

IV. Этап рефлексии

  1. Ihr habt viele Beweise gefunden. Machen wir das Schema, um das Problem unserer Stunde «Lorelei. Schöne Sage oder unbekannte Realität?» zu besprechen!
  2. Die Volkssagen und Legenden sind nicht nur schöne Märchen. Sie spiegelt die Realität wider und sind eng mit unserem Leben verbunden. Gibt es in unserer Kultur auch Sagengestalten wie die Lorelei? Darüber werden wir sprechen.

Презентация.