Урок по теме "Размножение, гнездование и развитие птиц"

Разделы: Биология


Цели:

  • раскрыть строение органов размножения птиц, строение яйца, выяснить особенности развития птиц, показать признак их высокой организации на примере подготовки к размножению: токование, постройка гнезд, определение пары, забота о потомстве;
  • способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к природе, к птицам, как неотъемлемой части природы;
  • выделять главное с помощью схем и конспектов, способствовать развитию внимания и речи.

Оборудование: чучело и скелет птиц, таблица: " Гнездование птиц", набор открыток "Птицы культурных ландшафтов", видеозапись "Голоса птиц леса", гнезда птиц нашей местности, яйцо куриное, яйцо страуса, макет яйца, презентация " Размножение, развитие, гнездование птиц".

Структура урока

  1. Организационный момент.
  2. Дифференцированный опрос.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Домашнее задание.
  6. Итоги.
  7. Рефлексия

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала

Разноуровневая самостоятельная работа

1 уровень

1. Каково строение контурного махового пера, их значение?

2. К какому типу, классу относится сизый голубь?

2 уровень

1. Какова роль позвоночника, киля, цевки в полете птиц?

2. Какая железа есть у птицы, её роль?

3. Какие особенности внутреннего строения птицы помогают в полете?

3. Объяснение нового материала.

Показываю куриное яйцо. Что это такое? А для чего оно нужно?

Ответ: для размножения.

Тема нашего урока: "Размножение, гнездование и развитие птиц".(слайд1)

Учащиеся записывают тему в тетрадь.

Исходя из темы, формулируем цель нашего урока:

- Выяснить, как птицы размножаются, что такое гнездование и как происходит развитие птенцов. (слайд 2)

На уроке мы будем составлять опорный конспект, который учащиеся зарисовывают в своих тетрадях.

Основные части опорного конспекта:

  1. Органы размножения птиц
  2. Рисунок яйца в разрезе
  3. Подготовка к размножению: трель, окраска, токование, строительство гнезд.
  4. Виды птенцов
  5. Забота о потомстве

После молчания зимних месяцев в птичьем мире ранней весной начинается оживление. В ясные дни все чаще слышатся трели больших синиц и поползней, зимовавших в наших лесах, раздается барабанная дробь дятлов. Снег тает, пробиваются побеги трав, вылетают и выползают первые насекомые. Возвращаются на родину птицы, зимовавшие в более теплых краях. Они гнездятся на тех местах, где выводили птенцов в предыдущие годы. На этом участке весной самец начинает петь. Пением он зазывает самку и оповещает самцов своего вида, что место занято. Прослушивается видеозапись с песней соловья и звучит стихотворение.

Ах, соловей, ты соловей,
Выводишь песнь звончей и громче.
В мою ты душу заглянул,
Мое ты сердце растревожил.
Ведь песнь его-то трель любви
Его подруге серокрылой,
Чтоб продолжалась песня та
И жизнью новой зарождалась.
И чтоб сливалось все в любви,
Внимая песни соловьиной.
И жизнь прекрасная в любви,
Вот с этой песни начиналась.

Итак, самец покорил сердце самки, они образуют пару.

У мелких и средних птиц на один сезон. У крупных птиц постоянные на несколько лет -аист, цапли, на всю жизнь лебеди. (слайд 5) Но в любом случае пары подбираются не случайно, а с выбором. В большинстве случаев самцы окрашены ярче, красивее, чтобы привлечь самку. (слайд 6) Посмотрите на открытках и на слайдах презентации. А у некоторых птиц, образующих временные пары разворачиваются целые турниры. Это называется токованием.(слайд 7)

Пары образованы, теперь нужно строить гнезда, это очень трудоемкая работа. Как она происходит и какой результат, нам расскажет в реферате, который подготовил ученик нашего класса "Гнезда птиц и их строительство".(слайд 8)

Показываю настоящие гнезда птиц синицы и ремеза.

Закончены строительные работы. В результате спаривания происходит оплодотворение, в организме самки, в клоаке и там начинает развиваться зародыш, вокруг него белок, подскорлуповая оболочка, и известная скорлупа. Есть воздушная камера и канатик, на котором удерживается желток с зародышевым диском, находясь в подвешенном состоянии, так что зародышевый диск независимо от положения яйца в гнезде находится всегда наверху. (слайд9) Известковая оболочка разная по цвету - показываю рисунок. (слайд 10) Известковая оболочка пронизана порами, через них осуществляется газообмен и она покрыта защитной пленкой от микробов - поэтому яйца, предназначенные для хранения, не следует вытирать. Иногда встречаются болтуны - когда желток оторвался от канатиков, поэтому с яйцом, предназначенным для насиживания, следует обращаться аккуратно.

Также у яйца будут разные размеры, показываю куриное и страусиное яйца. Чем крупнее птица, тем дольше насиживание. (слайд 11) Выводятся птенцы.

Вопрос: Кто видел, какой птенец вылупляется из куриного яйца?

Правильно самостоятельный. Такие птенцы называются выводковыми. (слайд 12) А есть и гнездовые, за ними очень долго ухаживают родители: кормят, чистят гнездо.(слайд 13)

Для птиц характерна забота о своем потомстве.(слайд14) Об этом нам расскажет ученица класса.

Вот мы закончили изучение размножения, гнездования и развития птиц. Ваши вопросы? Что непонятно? Что интересно?

4. Закрепление. (слайд 15)

  1. Какое строение органов размножения птиц?
  2. Почему птицы поют?
  3. Почему самка окрашена не ярко?
  4. Что такое токование?
  5. Разбиваю яйцо: "Какие части яйца вы можете назвать?"
  6. Какие приспособления есть у яйца к переносу неблагоприятных условий?
  7. Почему птицы откладывают всего по несколько штук яиц, в отличие от пресмыкающихся?
  8. Что значит выводковый, гнездовой птенец?
  9. Почему у гнездовых птиц, яиц меньше, чем у выводковых?

5. Домашнее задание: подготовить рефераты, презентации, кроссворды о птицах.

6. Итог урока. Достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока?

7. Рефлексия

Используемая литература.

  1. Е.Т. Бровкина "Уроки зоологии"
  2. С.А. Молис "Книга для чтения по зоологии"
  3. К.В. Авилова "Позвоночные животные"