Подготовка к ЕГЭ на уроках биологии: "Вид. Критерии вида. Популяция"

Разделы: Биология


Цели урока:

  • Углубить и расширить знания учащихся о виде как главном компоненте эволюционного процесса.
  • Выяснить различия в понимании вида К. Линнеем, Ж.-Б. Ламарком, Ч. Дарвином.
  • Определить понятие популяция как структурная единица вида.
  • Формировать умения давать морфологическое описание растений, работать с текстами, составлять таблицы, анализировать, формулировать выводы выполнять тестовые задания.

Ход урока

I. Организационный момент. Цели урока и го задачи определяются совместно с обучающимися.

II. Повторение изученного материала оп теме «Доказательства эволюции»

Задание 1. Установите соответствие: доказательства эволюции и примеры.

Доказательства эволюции Примеры
Эмбриологические  
Сравнительно-морфологические  
Палеонтологические  
Биогеографические  
  1. Ископаемые остаткам
  2. Переходными.
  3. Кистепёрые рыбы.
  4. Семенные папоротники – переходная группа между папоротникообразными и голосеменными.
  5. Задние конечности у кита, скрытые внутри тела, – рудимент.
  6. Рудиментарные органы человека – мышцы, двигающие ушную раковину, рудимент третьего века
  7. Атавизмы у человека: рождение детей с первичным волосяным покровом, с длинным хвостиком и т. д
  8. Сходство на ранних стадиях развития у зародышей позвоночных (рыбы, ящерицы, кролика, человека).
  9. Фауна и флора островов.
  10. Распределение видов животных и растений по поверхности планеты.
  11. Передние конечности позвоночных.
  12. Крыло бабочки и крыло птицы.
  13. Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.
  14. Многососковость у человека
  15. Археоптерикс.
  16. Единства происхождения органического мира.
  17. Копчик.
  18. Аппендикс.

Задание 2. Установите соответствие между утверждением и доказательством эволюции, которому оно соответствует.

Утверждения:

А) онтогенез человека, как и шимпанзе начинается с зиготы;
Б) крыло птицы и лапа крота – гомологичные органы;
В) в стаде лошадей возможно появление трёхпалых особей;
Г) зародыш млекопитающих имеет жаберные щели;
Д) все позвоночные в индивидуальном развитии проходят стадии бластулы, гаструлы, нейрулы.

Доказательства эволюции:

  1. эмбриологические;
  2. сравнительно-анатомические.

Задание 3. Установите соответствие между утверждением и доказательством эволюции, которому оно соответствует.

Утверждения:

А) развитие хвоста;
Б) аппендикс;
В) копчик;
Г) густой волосяной покров на теле;
Д) многососковость;
Е) складка мигательной перепонки;

Доказательства эволюции:

  1. атавизмы;
  2. рудименты.

Задание 3. Объясните, о чем свидетельствует факт.

Зародыш человека на определенном этапе эмбрионального развития проходит стадию рыбообразных предков: он имеет зачатки жаберных щелей, хвоста, а у растений из споры мха начинает прорастать нить, похожая на водоросль.

Задание 4. Объясните, о чем свидетельствует факт.

Известно, что островные виды похожи на материковые, но в то же время отличаются от них. О чем свидетельствует сходство и различие островных и материковых видов.

III. Изучение нового материала. Актуализация знаний.

Учитель демонстрирует на экране картину «Бурый медведь» и задает вопросы:

  • Название этого вида животного – Медведь бурый. Какое из этих двух слов относится к родовому названию, какое – к видовому?
  • Назовите другой вид животного из этого же рода. (Это Медведь белый).

Учитель демонстрирует на экране картину иллюстрирующую белого медведя, рядом с картиной «Медведь бурый».

  • Сравните два вида одного рода. Покажите черты сходства и отличия

В указанном списке животных подсчитайте количество особей, видов и родов.

1. Еж обыкновенный. 2. Лисица обыкновенная. 3. Медведь гималайский или белогрудый. 4. Хомячок джунгарский. 5. Заяц-беляк. 6. Медведь бурый. 7. Хомячок сирийский или золотистый. 8. Заяц-русак. 9. Еж ушастый. 10. Лисица обыкновенная.

При выполнении последнего задания у ряда учащихся возникает проблема: отнести зайца-беляка и зайца-русака к одному виду или к двум разным видам. Правдиво или ошибочно мнение, что заяц-беляк – это заяц-русак зимой?

Вывод:

Для обозначения вида используется двойная (бинарная) номенклатура, согласно которой сначала указывают род, к которому относится вид (существительное), а затем видовое название (прилагательное).

Особи разных видов отличаются друг от друга по местам обитания, внешним признакам и др.

Сходные виды объединяются в один род.

Вид – это основная категория биологической классификации.

1. Определение «вид», изучение взглядов на понятие «вид» К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, Ч. Дарвина.

Вопрос о виде и критериях вида занимает центральное место в теории эволюции и служит предметом многочисленных исследований в области систематики, зоологии, ботаники и других наук. И это вполне объяснимо: четкое понимание сущности вида необходимо для выяснения механизмов эволюционного процесса.

Строгое общепринятое определение вида до сих пор не разработано. В учебнике мы находим следующее определение вида:

Вид – совокупность географически и экологически сходных популяций, способных в природных условиях скрещиваться между собой, обладающих общими морфологическими признаками, биологически изолированных от популяций других видов.

Рассмотрим историю развития взглядов на вид в биологии.

1.1. Самостоятельная работа с учебником. 

Задание 1. Изучите текст параграфа. Каковы взгляды на понятие «вид» ученых-биологов К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка и Ч. Дарвина. Заполните таблицу.

Ученые-биологи Взгляды на понятие «вид»
К. Линней « каждый вид –результат отдельного творческого акта, неизменен и постоянен, не связан с другими видами родством»
Ж.-Б. Ламарк  Виды изменяются, все виды включая человека произошли от других видов.
Ч. Дарвин Вид объединяет организмы, сходные по морфологическим признакам, характеризующиеся высокой степенью изменчивости различных признаков.

2. Определение «популяция» и ее характеристика.

Популяция относительно изолированные группы особей одного вида. 

Задание 1. Прочитайте параграф. Ответьте на вопрос: Почему популяция представляет элементарную единицу эволюции?

3. Определение «критерии вида» их характеристика.

Задание 1. Прочитайте текст параграфа, заполните таблицу «Критерии вида». 

Критерии вида Характеристика Примеры
     
     
     
     

1.2. Закрепление понятия «критерии вида». 

Задание 1. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен.

ПРИЗНАК КРИТЕРИЙ ВИДА
А) личинка живет в воде 1) морфологический
Б) тело упрощено 2) экологический
В) по образу жизни-паразит  
Г) питается тканями хозяина  
Д) имеет две присоски  
Е) пищеварительная система имеет ротовое отверстие  

Задание 2. Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, который он характеризует. 

ПРИЗНАК КРИТЕРИЙ ВИДА
1) тело покрыто мантией 1) морфологический
Б) раковина имеет две створки 2) экологический
В) обитает в пресных водоемах
Г) кровеносная система незамкнутая
Д) питается водными микроорганизмами
Е) личинка развивается в воде

Задание 3. Из переченя критериев вида, выделите экологический критерий:

а) каждый вид имеет свойственный только ему набор хромосом, который характеризуется определенным числом, структурой и дифференциальной окраской хромосом;
б) каждый вид имеет конкретное место обитания в природных условиях;
в) организмы одного вида имеют общий тип обмена веществ;
г) каждый вид занимает определенную географическую территорию;
д) организмы одного вида обладают сходством внешнего и внутреннего строения.

Задание 4. Какие критерии видов присутствуют в приводимых описаниях (капустной тли и капустной совки) – вредителей капусты и других крестоцветных растений. Какие критерии в описаниях не использованы?

  1. Взрослые, небольшие (до 4 мм) особи, чаще бывают бескрылыми, отдельные особи имеют крылья. Поселяются на капустных листьях, скручивая их, что затрудняет борьбу с ними. Вред наносят не только взрослые насекомые, но и их личинки. За лето развивается до 16 поколений. Естественными врагами этих вредителей являются божьи коровки, наездники, мухи журчалки, личинки златоглазки.
  2. Передние крылья бабочки темно-бурые, задние светлее. Летают бабочки ночью, откладывают яйца на нижнюю сторону листьев капусты. Гусеницы, выедающие мякоть листа с нижней стороны, от светло-зеленых до почти черных. Средства защиты – химические.

Задание 5. В приводимых описаниях нескольких видов медведей укажите то, в котором вид охарактеризован с наибольшим количеством критериев и то, в котором их использовано меньше всего.

  • «В нашей стране только на Дальнем Востоке можно встретить гималайского медведя. Он питается побегами растений, ягодами, желудями, плодами, насекомыми, даже падалью. Зиму проводит в дуплистых деревьях, впадая в спячку».
  • «В таежной и лесной зонах России обитает бурый медведь, он крупнее гималайского, зимует в берлогах, всеяден».
  • «Черные медведи, или барибалы, обитают в Северной Америке, их рост около 90 см, они мельче бурых, морда светло-бурая, на груди имеется небольшое светлое пятно. Этим пятном он напоминает гималайского медведя. Длинный мясистый нос отличает его от всех других видов медведей. Барибалы любят лакомиться насекомыми из ульев, термитников, муравейников».
  • «Места обитания, внешний вид и образ жизни белого медведя вам, очевидно, знаком».
  • «В горах Боливии, Перу, Колумбии обитают очковые медведи. Это очень редкие, пугливые животные небольшого размера».

Домашнее задание: изучить §44, придумать тестовые задания на соответствия признаков и критериев вид.

Список литературы:

  1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Шумный В.К. Биология 10-11. Учебник для общеобразовательных учреждений . Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Калинова Г.С., МягковаА.Н., Резникова В.З. Единый государственный экзамен 2011.Универсальные материалы для подготовке учащихся. – М.: Интелект – Центр, 2011.