Тренинг для родителей "Воспитание нравственности. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?

Разделы: Работа с дошкольниками


Продолжительность: 1 час

Время проведения: 17.30

Место: кабинет психолога

Оборудование: фломастеры, бумага, булавки, круглый стол, стулья по количеству участников, школьная доска.

Предварительная работа: беседа с воспитателями группы, наблюдение за воспитанниками, проведение социометрического исследования по методике «Секрет» с целью выявления уровня развития взаимоотношений между детьми.

Цель тренинга – дать новую информацию по вопросам воспитания старших дошкольников, рассмотреть проблему детской конфликтности и причины ее возникновения.

Ход тренинга

1. Приветствие.

Психолог. Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний тренинг, посвященный вопросам воспитания детей, общения с ними, оптимальным методам разрешения конфликтных ситуаций, которые нередко возникают из-за непослушания или асоциального поведения ребенка.

Меня зовут _________________, я педагог-психолог. Для того чтобы нам легче было общаться, предлагаю всем сделать визитки, на которых будут указаны ваши имена, которыми вы хотите, чтобы вас называли. С помощью булавок закрепите свои визитки на одежде, и мы продолжим наш тренинг. (Участники тренинга выполняют задание.)

2. Основное содержание.

Психолог. Работая с детьми, вижу, что у одного дошкольника детство – это радужный мир, наполненный яркими впечатлениями, в котором ему легко и комфортно, а у другого – это мир непонимания, обид и злости, которые травмируют душу ребенка и ожесточают его маленькое сердце.

Ваши дети очень разные, запоминающиеся, у каждого есть свои неповторимые отличительные черты. Нужно их только увидеть и понять. Приглашаю вас, уважаемые родители, быть моими союзниками в увлекательном путешествии по стране детства.

Я стою на позиции того, что детский сад существует в помощь семье, что основными педагогами ребенка являетесь вы – родители, а мы, работники детского сада, оказываем вам необходимую помощь и поддержку в воспитании и развитии ваших детей.

Мое искреннее желание – помочь вам понять своего ребенка и научиться дорожить им, как самим дорогим сокровищем на свете.

Каждый родитель индивидуален и выбирает свою тактику поведения (установки, принципы, стереотипы), которые он применяет во всех сферах своей жизни (семья, работа, отношения в обществе, воспитание детей). А ребенок, как губка, «впитывает» все то, что видит, слышит и чувствует.

Для меня поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании внутреннего мира и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

В вашей группе было проведено социометрическое исследование, которое помогло выявить проблемы во взаимоотношениях между детьми. К сожалению, есть дети, которые попали в группу «непринятых» и «изолированных». Какие это дети? Очень разные: одни – неопрятные, другие – тихие, плаксивые, третьи – агрессивные. Есть дети, плохо владеющие игровыми навыками и т.д. Вокруг непопулярных детей то и дело возникают конфликтные ситуации, основной причиной которых является нежелание сверстников с ними играть. К тому же, у сверстников вызывают раздражение те дети, с кем трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные и неумелые. Среди непопулярных детей особое место занимает агрессивный ребенок, склонный к конфликтам и аффективным вспышкам.

Итак, давайте рассмотрим причины возникновения детских конфликтов.

Во-первых, такое поведение можно расценить как импульсивность. Ребенок действует под воздействием момента, то есть «здесь и сейчас». Один толкнул другого, тот ему ответил мгновенно, не успев сообразить, как можно поступить еще. Завязалась драка.

Во-вторых, в развитии драчливости детей огромную роль играет пример взрослых, в первую очередь – родителей, а именно физические и моральные наказания дома. Если родители часто наказывают ребенка, то у него происходит перенос подобного поведения на своих сверстников. Вы должны знать, что физическое наказание, как правило, дает временный результат, но зато вызывает злобу и агрессивность.

В-третьих, развитию драчливости способствует телевидение, современные мультфильмы типа «Том и Джерри» и компьютерные игры. Естественно, изолировать детей от телевизора и компьютера практически невозможно, но ограничить количество просматриваемых мультфильмов и фильмов, насыщенных сценами драк и прочего насилия, просто необходимо.

Как быть? Как воспитать ребенка, чтоб ему было комфортно в нашем мире. Опишите, пожалуйста, каким вы хотите видеть вашего ребенка и почему? По очереди называйте желаемые качества, а мы будем записывать их на доске.

  • Послушный
  • Честный
  • Не жадный
  • Справедливый
  • Внимательный
  • Добрый
  • Общительный
  • Ласковый
  • Смелый
  • Умный
  • Умеет постоять за себя
  • Хорошо говорит
  • Здоровый
  • Умеет себя занять
  • Любознательный
  • Помогает взрослым

Посмотрите, как много положительных качеств человека вы назвали. А какое общее понятие их объединяет? (Нравственность)

Нравственность - это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь. [3]

Давайте подробнее остановимся на таких качествах, как доброта и послушание. Что это такое и для чего оно нужно? Добрый человек – расположен к людям, проникнут участием к ним, готов прийти на помощь, поддержать, выражает сочувствие, отзывчивый, проявляет теплоту, чуткость. Воспитывая добром, в ответ мы получаем добро. Не зря народ сложил столько пословиц и поговорок о значении добрых дел в жизни человека. [4] Вашему вниманию предлагаются некоторые из них:

«Учись доброму – худое на ум не пойдет» (Дети должны быть заняты интересной игрой, чтением, спортивными играми и пр.)

«Добро сеять, добро и пожинать» (Авторитетом среди сверстников пользуются дети, как правило, общительные, веселые, ловкие, умелые, смышленые и опрятные, знающие много игр, умеющие договариваться.)

Какие методы вы используете для воспитания доброты в своем ребенке? (ответы родителей)

Послушание (по Ефремовой Т.Ф.) – повиновение, покорность. Требовать от детей послушания. Как? И надо ли в ребенке воспитывать послушание? Называйте возможные причины, из-за которых вы хотели бы воспитать это качество в своем ребенке, а мы запишем их на доске.

  • Чтобы ребенок не мешал взрослому заниматься своими делами.
  • Учился учитывать интересы других людей.
  • Приучался к порядку, дисциплине.
  • Для личной безопасности ребенка.
  • Чтобы ребенок соблюдал режим.
  • Не конфликтовал с окружающими.
  • Был управляемым.

Психолог. А как вы добиваетесь послушания в разных повседневных ситуациях? Передавайте игрушку по кругу и называйте ваши собственные, а также возможные (допустимые) способы наказания (все высказывания записываются на доске).

  • Шлепают
  • Ставят в угол
  • Пугают
  • Лишают развлечений
  • Лишают сладостей
  • Лишают подарков
  • Используют окрики
  • Читают нотации
  • Стараются объяснить, уговорить
  • Переключают внимание
  • Обижаются
  • Используют игровые приемы

Давайте попробуем рассмотреть несколько ситуаций, касающихся разных видов наказания. (В зависимости от выбранного вида наказания предлагается проанализировать метод с точки зрения его значения для развития личности ребенка.)

Ситуация для анализа

Пятилетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его:

- Будешь еще так делать?

- Нет, - ответил ребенок.

- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.

- Да, за то, что я кашлял, - ответил ребенок.

Вопрос. Уважаемые родители, какими, по вашему мнению, могут быть последствия взаимонепонимания? (Ответы родителей)

Ситуация для анализа

- Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь, расскажу? – девочка радостно скачет, ей не терпится поделиться с отцом удачей.

- Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера? – строго говорит отец.

Лицо девочки меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости… Дома девочка делает еще один заход:

- Мама, хочешь, расскажу стихотворение про елочку?

- Мне не до елочки сейчас. Позже расскажешь.

Вопросы:

- Что испытывает ребенок в подобной ситуации?

- Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочери?

- Стараетесь ли вы поддержать стремление своего ребенка поделиться с вами своими радостями и огорчениями?

Ситуация для анализа

Мама говорит пятилетнему сыну: - Пора спать.

А сын заявляет: - Не хочу!

Мама делает вид, что не слышит ответа сына, и продолжает: - Кого же ты сегодня возьмешь с собой смотреть сны – мишку или зайца?

И вот мальчик тянется к зайцу, послушно ложиться спать.

Вопросы:

- Какой прием использовала мама?

- Вы используете подобные приемы?

- В чем их эффективность на ваш взгляд?

Родителям предлагается высказать свою точку зрения и обосновать ее. [2]

Негативные формы наказания

Психолог. Кто-нибудь помнит себя в детстве, когда вы еще не ходили в школу? Вспомните, пожалуйста, самое яркое (в плохом смысле, т.е. обидное, грустное) наказание того времени. За что вас наказывали? Как это делали? И какие чувства вы при этом испытывали? (Унижение, обида, страх, вина; ощущение, что тебя не любят, отвергают; горе, ответная агрессия, растерянность и пр.)

Такие методы, как физические наказания, окрики, лишение общения, попытки напугать ребенка, унижают его достоинство, лишают доверия к взрослому, заставляют почувствовать себя нелюбимым, ущербным и, в конечном итоге, могут стать источником невротических реакций. В результате таких воздействий взрослый, преследуя благую цель – развить положительное качество у ребенка, на самом деле может нанести вред его личностному развитию и психическому здоровью.

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Положительные выходы из ситуации

Психолог. Верным выходом из сложившейся ситуации может быть использование в общении с ребенком таких методов воспитания, как объяснение, уговоры, переключение внимания. Можно отвлечь ребенка игровым приемом или самому отойти в сторону, чтоб ребенок видел, что его поведение на вас не оказывает никакого влияния. Эти методы эффективны по своим последствиям, так как ребенок не испытывает унижения, обиды, страха. Напротив, получает правильный образец поведения и у него сохраняется положительное самоощущение.

А еще огромнейшее значение в воспитании нравственности играют русские народные сказки, потешки, песни, стихи, рассказы. В наше время, в силу своей занятости, читаем ли мы детям сказки? Беседуем ли о поступках героев? Используем ли в своей речи пословицы и поговорки о добре, красоте, справедливости? Задумайтесь над этим.

Из всего сказанного видно, что фундамент личности человека закладывается в раннем возрасте и во многом определяет его дальнейшее развитие. И такие негативные моменты, как детское непослушание и нарушение правил поведения часто имеют психологическое обоснование. Так, авторитарный стиль воспитания (физическое, психическое (эмоциональное) и моральное насилие) способствуют накоплению у ребенка негативного опыта общения с взрослыми и сверстниками, формирует недоверие к миру, низкий уровень инициативности, любознательности, неуверенность в себе, тормозит развитие творческих способностей. Такие дети не умеют общаться, им трудно налаживать взаимоотношения с окружающими, искренне дружить.

И, напротив, личностно-ориентированный (гуманистический) стиль способствует накоплению у ребенка позитивного опыта общения с окружающими людьми, дает ему возможность развивать инициативность, познавательную активность, творческие способности, уверенность в себе и в своих силах. Если в семье родные взрослые делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять доброжелательное отношение, прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным.

А.С.Макаренко писал: «…Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно…»

3. Рефлексия.

Психолог. А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Прошу каждого, передавая мячик, поделиться своими впечатлениями. Что вы узнали нового? Было ли это мероприятие полезным для вас? Что бы вы хотели узнать еще?

Подводя итог, хочу сказать, что воспитать доброго, незлобливого человека можно только правильным личным примером и любовью. Обнимайте своего ребенка по несколько раз в день, говорите о своей любви к нему, хвалите за достижения, даже самые маленькие, больше с ним общайтесь (через игру, совместную бытовую деятельность), помогайте справиться с проблемами. И тогда он одарит вас доверием и взаимной любовью, а в коллективе сверстников будет успешным и востребованным.

Мудрецы говорили: «Сорви цветок любви и подари его тому, кто рядом с тобой и тогда любовь навечно поселится в его сердце!» [1] Мы искренне желаем успехов вам и вашим детям!

Спасибо всем за продуктивную работу! До новых встреч!

  1. Детский сад-семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. / Авт.-сост.: Глебова С.В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 111с.
  2. Зверева О.Л. Родительское собрание в ДОУ: метод. пособие / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128с.
  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176с.
  4. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 56с.