Значение занятий оригами для детей с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Технология, Коррекционная педагогика


Однажды газеты всего мира рассказали про девочку из Хиросимы. Она знала, что неизлечимо больна, но, с каждым днем слабея, складывала и складывала бумажных журавликов, потому что верила: если сделает тысячу, может быть исполнится самое заветное ее желание... И со всех концов планеты полетели в Японию бумажные журавлики: чтобы помочь обреченной девочке, миллионы детей научились делать их, хотя это было совсем непросто... Наверное, тогда очень многие впервые узнали про оригами (в переводе на русский - "сложенная бумага"), о том, что в самой Японии оригами - это целое искусство.

Оно уходит корнями в глубокую старину. Тысячу лет назад в Стране восходящего солнца это было не столько забавой и увлечением, сколько священным ритуальным действием, связанным с религиозным культом многоликой и тысячерукой богини милосердия Каннон.

Со временем значение оригами стало более земным: радовать глаз и в будни, расцвечивая быт, и в праздники, украшая карнавальные шествия. А еще многие признавали, что это одна из увлекательных форм познания мира. Знаменитый немецкий педагог и основатель системы дошкольного воспитания Фридрих Фребель высоко оценивал искусство складывать бумагу как способ ознакомления детей с азами геометрии. Но познавательные способности оригами гораздо шире.

Не случайно в некоторых странах это занятие - такой же обязательный школьный предмет, как родная речь или математика.

Слухи об удивительном японском искусстве издавна проникали в Европу и Америку, но покорилось оно иностранцам лишь в нашем веке, когда клерк Акира Йошизава придумал универсальную систему условных знаков. С их помощью удается записать без слов последовательность, в которой можно сложить из бумаги любую, даже самую трудную фигурку. Язык этот сродни нотам в музыке - понятен и японцу, и американцу, и русскому.

О пользе древнего искусства рассуждают медики, психологи, педагоги..

И в настоящее время освоение оригами широко представлено в дополнительном образовании.

Дополнительное образование дает ребенку большие возможности адаптации в окружающем мире, так как предлагает разнообразные виды деятельности. Все дети, в том числе имеющие проблемы со здоровьем, способны к какому-либо (и не одному) виду творчества.

Для детей с ограниченными возможностями это важно особо. Ведь эти дети обделены не только природой, а еще и обществом, от которого они изолированы. Необходимо помочь детям-инвалидам открыть и развить свои потенциальные возможности и способности. Ведь радость творчества, открытие в себе способностей создавать прекрасное помогает этим детям легче переносить проблемы и трудности, помогает жить с радостным настроением. А также крайне важно то, что дети смогут увидеть, что их деятельность может быть востребованной.

Оригами как никакой другой вид творчества может помочь детям с ограниченными возможностями здоровья овладеть многими необходимыми для жизни бытовыми навыками и умениями.

Физиологами установлено, что в коре головного мозга кистям рук выделено места больше, чем спине и ногам.

Но управление эмоциональными и логическими функциями неодинаково распределено между полушариями. А вот как раз в оригами изначально задействованы обе руки, следовательно, активизируется взаимодействие полушарий, и полнее раскрываются возможности детского организма

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они с удовольствием овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Занятие оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них развивается мелкая моторика рук, точные движения пальцев, глазомер.

Занятие оригами способствует концентрации внимания, стимулирует развитие памяти, так как надо запомнить последовательность изготовления игрушки, приемы складывания и способы соединения деталей.

Схемы складывания фигурок оригами знакомят детей с основными геометрическими понятиями.

Эти занятия активизируют мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснения приемов складывания).

Также эти занятия способствуют созданию игровых ситуаций. Для детей в любом возрасте игра является увлекательным, необходимым делом. В игре ребенок развивается, умнеет. А для этих детей, которым часто очень трудно концентрировать внимание, это еще и психологическая разгрузка после основных уроков.

На занятиях можно не только создавать игрушку, но и изучать русские сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора.

Психолого-педагогические наблюдения за процессом художественного творчества показывают, что создание любой творческой работы сопровождается речью, дети учатся правильно рассуждать и четко выражать свои мысли.

Основная задача художественно-творческой деятельности заключается в том, чтобы развить эстетические чувства, представления и взгляды на мир, представить растущей личности возможность познать радость созидания, получить удовлетворение от своей деятельности. Эта деятельность очень специфична. Это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это – художественно-творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желания создать изображение, картину, прикладывая усилия мысли и физические усилия. Без этого успех невозможен.

Один из наиболее важных принципов занятий – связь обучения с жизнью. Это значит, что вся творческая деятельность должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности.

Есть основания рассматривать оригами не только с художественно-эстетической, но и с иной стороны. Так, оригами – теория взаимной трансформации двумерных и многомерных фигур, а также оригами – практика формирования пространственных конструкций из разнообразных листовых материалов («развертывание») и оригами – практика компановки пространственных конструкций в портативные («свертывание»). Таким образом, оригами может рассматриваться и как изобразительное искусство и как новая технология, средство научно-технического моделирования и художественно-технического макетирования.

Неоценима роль оригами и в процессе социальной адаптации детей, которые большую часть жизни проводят дома.

Это и общение со взрослыми, с педагогами, и участие в выставках и конкурсах, т.е. общение с другими детьми. Ведь с помощью замечательного искусства оригами можно даже сделать костюмы, которые дети с удовольствием надевают на веселые праздники, и игры, в которые они могут поиграть с другими.

Самое главное для этих детей в смысле психологическом то, что в процессе занятий оригами стабилизируется на высоком уровне психическое и эмоциональное состояние, снижается тревожность и психическая травмируемость.

А великое искусство оригами, которое мы все так любим, планомерно помогает детям творить, радоваться и полноценно жить!


Шахматные фигуры, выполненные в технике оригами


Шахматные фигуры – «животные», выполненные в технике оригами


Сборка картины из выполненных в технике оригами модулей.


Новогодний костюм с маской, выполненной в технике оригами