Урок кубановедения по теме "Северные ворота Кубани"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ: продолжить знакомство с историей становления и развития станицы Староминской.

ЗАДАЧИ:

  • заинтересовать учащихся учебным материалом, воссоздать у них представление об истории возникновения, становления и развития станицы;
  • развивать речь, мышление, внимание, память, воображение; расширять кругозор, обогащать словарный запас; формировать навыки работы в группах, чувство товарищества и патриотизм;
  • воспитывать интерес и бережное отношение к истории станицы Староминской.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Реквизиты игры “Счастливый случай”.

2. Презентация.

3. Фотоматериалы.

4.Выставка книг.

5. Раздаточный материал справочной литературы и периодической печати.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Звучит музыка из телепередачи “Счастливый случай”.

- Сегодня мы собрались на игре “Счастливый случай”, чтобы пообщаться и поделиться своими знаниями.

(Учитель представляет 2 команды, жюри. Команды выбирают капитанов).

2. Объявление темы и целей.

- Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

- На территории какого округа находится Краснодарский край? (Южного федерального)

- Назови главный город нашего края. (Краснодар)

- А как называется наш населённый пункт? (Староминская)

- Нашей родной станице мы и посвятим эту игру.

(Ученик читает стихотворение В.Иващенко “Ивы над Сосыкой…)

- Чтобы игра была хорошей, прислушивайтесь к мнению товарищей, уважайте друг друга.

3. Проверка домашнего задания.

- Итак, 1-й конкурс нашей игры – “Заморочки из бочки”.

(Вызываются капитаны команд и достают № вопросов из бочонка. За каждый верный ответ получают жетон).

ВОПРОСЫ:

  1. В каком году возникла станица Староминская? (1794г.)
  2. С какой целью был образован курень Менской? (Охрана южных границ государства Черноморским казачьим войском)
  3. На берегу какой реки основана ст. Староминская? (Сосыка).
  4. Как называется главная улица нашей станицы? (Красная)
  5. Назовите Героев Советского Союза ст. Староминской -погибших в годы В. О. В. (А. А. Артюх, С. В. Целых, В.В.Петренко, М.А.Шкунов)

6. Ваше любимое место в станице?

- Следующий конкурс “Тёмная лошадка” (по группам).

(Предлагаются по жребию задания каждой команде, с целью систематизации знаний, полученных на предыдущих уроках по теме “Символы станицы”).

- В этом конкурсе вам необходимо проявить находчивость, смекалку, взаимовыручку.

- У каждого населённого пункта есть свои символы. Какие? (герб, гимн, флаг). Каково их назначение? (отображать особенности района по краю).

ЗАДАНИЯ:

  1. Из предлагаемых гербов выберете герб ст. Староминской. Что выражают символы герба?
  2. Из предлагаемых фрагментов соберите флаг ст. Староминской (по принципу собирания пазлов).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (жюри)

4.Новый материал.

- Следующий конкурс нашей игры – “Догонялки”.

В этом конкурсе одна команда имеет возможность догнать своих соперников, а другая – утвердить своё лидерство.

- Вам будут предложены вопросы, на которые вы должны будете ответить в течение 3 минут. Чтобы успешно справиться с заданиями, вам необходимо внимательно послушать выступления своих товарищей об истории возникновения нашей станицы.

ПОКАЗ СЛАЙДОВ И ФОТОГРАФИЙ, ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

1 слайд – 1ученик:

- 215 лет назад, в 1794году, в числе первых 43 казачьих поселений был основан и наш Менской курень. И лишь в1824г. была основана ст. Староминская.

2слайд – 2ученик:

-Место под Менской курень было выбрано на реке Сосыка. Заселяться Запорожские казаки стали по берегу речки Весёлой, впадающей в Сосыку. Это была и не речка вовсе, а так, ручеёк. Однако после обильных дождей или снеготаяния ручей становился бурлив и многоводен, полностью оправдывая своё название.

Сначала казаки расселялись по правому берегу ручья, а затем перешли и на левый.

3 слайд – 3 ученик:

- Вот так выглядели хаты первых казаков.

По расположению двора можно было догадаться: где в семье растут парни, а где девчата.

Если в семье парни – двор большой, просторный. Здесь можно построить ещё одну хату, когда парень приведёт в родительский дом молодую жену.

Если в семье растут девчата, им не нужны дополнительные постройки. Подрастёт девушка и уйдёт в дом своего суженного.

4 слайд – 4 ученик:

- Украшала нашу станицу Христорождественская церковь. Она была первой из построенных церквей в Менском курене. Стояла церковь на центральной (Красной) площади. До наших дней она не дожила, была разрушена в числе других церквей в 30-е годы.

5 фотография – 5 ученик:

- Некоторые старинные здания сохранились до наших дней.

(фотография здания музея и музыкальной школы)

- Это красивейшее здание в нашей станице, являющееся его визитной карточкой, было построено в 1914г. станичным атаманом Емельяном Усом. Сейчас в этом здании находятся районный музей и детская музыкальная школа.

6 фотография – 6 ученик:

- Свидетелями живой истории на Кубани являются курганы. Это захоронения, которые относятся к периоду проживания здесь племён скифов, сарматов, печенегов.

Всего в Староминском районе 267 курганов. Это исторические памятники. Они находятся под охраной.

- А теперь – вопросы по порядку каждой команде.

ВОПРОСЫ:

  1. Сколько было первых казачьих поселений? (43)
  2. Как называется ручей, находящийся в ст. Староминской, впадающий в реку Сосыка? (Весёлый)
  3. Чем отличался двор, в котором рос парень, от двора, где росла девушка? (большой двор…)
  4. Как называлась первая церковь в станице? (Христорождественская)
  5. Каким атаманом в 1914 г., было построено здание, в котором сейчас находятся музей и ДМШ? (Е.Ус)
  6. Сколько насчитывается курганов в Староминском районе? (267)

- Продолжаем конкурс “Догонялки”. Во 2-й его части каждой команде нужно выполнить своё задание, используя раздаточный материал, имеющийся на партах (альманахи “Моя малая родина”).

1 группа – должна составить рассказ о предприятиях станицы (3-5мин). (СПК, ЗАО, ОАО, торговые фирмы и т.п.)

2 группа – составляет рассказ о культурных центрах станицы (3-5мин) (ЦКД, ДК ,СОШ, спорт. школа и т. п.)

Конкурс закончен. Пока жюри будет подводить итоги игры, послушайте стихотворение нашего земляка В. Черникова “Встаёт рассвет над нашею станицей” (читает ученик)

6.Подведение общего итога игры.

7.Итог урока.

- Мне очень приятно, что вы уже многое знаете о своей станице и стремитесь узнать ещё больше. Вот эти книги, представленные на выставке, помогут вам изучить лучше свой край, свою Родину.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Материалы из газеты “Степная Новь”.
  2. Альманах “Наша малая Родина”.
  3. Альманах “Судьба и гордость, моя Кубань”.
  4. В. Бардадым “Радетели земли кубанской”.
  5. Брошюра “Северные ворота Кубани”.
  6. Н.Я.Паскевич “Любимый уголок земли”
  7. В.Н. Ратушняк “Родная Кубань. Страницы истории”.