Занятие по развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: "Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Дать детям представление о том, что хлеб основной продукт питания человека.
  • Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий.
  • Закреплять представления о содержании и значении труда взрослых.
  • Закреплять умение употреблять относительные прилагательные, существительные в тв. падеже.
  • Закреплять умение давать полные ответы на вопросы.
  • Обогащать словарный запас словами: «элеватор», «озимые», «боронование».
  • Расширять кругозор, развивать логическое мышление, память.

Материал: картинки с изображением «Вспашка», «Боронование», «Посев», «Появление всходов», «Разбрасывание удобрения», «Магазин», «Хлебозавод», «Элеватор».

Словарная работа: рожь, пшеница, колос, зерно, мука, тесто, озимые.

Предварительная работа:

  • разучивание пословиц, стихов о хлебе, отгадывание загадок;
  • чтение литературных произведений: «Лисичкин хлеб» Пришвин, «Хлеб» М.Глинская, «Горбушка» Алмазов, украинская народная сказка «Колосок», В.Паустовский «Теплый хлеб»;
  • беседа «Откуда хлеб пришел?»;
  • рассматривание репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь»;
  • изготовление хлебобулочных изделий из теста для сюжетно-ролевых игр.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Под музыку «Урожайная» в зал входят дети.

Воспитатель. Сегодня дети, мы с вами пойдем в чудесный магазин «Колос». Как вы думаете, что в нем продается? (хлебобулочные изделия). Тогда пойдем (с песней).

Воспитатель (в роли продавца): Я рада вас видеть в нашем магазине. А вы знаете, какую муку делают из зерен ржи? (Ржаную). Какой хлеб выпекают из ржи? (ржаной. черный). Какую муку делают из зерен пшеницы? (Пшеничную). Какой хлеб пекут из пшеничной муки? (Пшеничный, белый). А теперь назовите хлебобулочные изделия (пряники, печенье, вафли, сушка, булка, батон, рогалик, кекс, пирожки, пирожное, круасан, сухари, ватрушки). Чем бы вы хотели угостить своего друга или подругу? Я знаю, что у вас в детском саду занятие, эти хлебобулочные изделия останутся вам к чаю.

Дети.

Я хотел бы угостить… пряником.
Я хотела бы угостить… плюшкой.

– А теперь давайте вернемся в детский сад.(возвращаются и садятся на места)

Воспитатель. А сейчас я вам что-то хотела бы рассказать.

Когда-то человек пытался жевать зерна и они ему понравились. Затем он научился растирать зерна камнями. Хлеб стал грубым и тяжелым, не таким вкусным как сегодня. Раньше хлеб пекли только из ржи. Пшеничного хлеба не было. Но было время, когда кусок хлеба был дороже золота. Велико было значение в годы Великой Отечественной Войны. Не было зерна и хлеб пекли из лебеды, пырея. Но и его давали по маленькому кусочку. Люди понимали, что хлеб – их жизнь. Сегодня в магазине сколько хочешь. Но надо с уважением относиться к хлебу, к каждому кусочку, не покупать его лишнего и не выбрасывать.

Хлеб драгоценность, его береги,
В меру к обеду его бери.

Воспитатель. Но если вы купили не столько хлеба, сколько вам нужно, и он стал у вас черствым, что можно с ним сделать? (изготовить кириешки, сухари, покормить птиц, сухой квас, панировочные сухари, пирожное «картошка»).

Воспитатель. Много пословиц сложено о хлебе. А вы знаете пословицы о хлебе?

Ответы детей:

Золотые руки не знают скуки
Хочешь есть калачи не сиди на печи
Земля матушка, а хлеб батюшка
Много снега, много хлеба
Каравай хлеба не свалился с неба
Не тот урожай что в поле, а тот что в амбаре
Изба красна не углами, а пирогами
Без хлеба живот никогда не живет
Есть хлеб, будет и песня
У кого хлебушко, у того и счастье
Кто не работает, тот не ест
Хлеб наше богатство
В хлебе наша сила
Пот на спине так и хлеб на столе
Хлеб всей жизни голова
Не трудиться, хлеба не добиться.

Воспитатель. Много вы пословиц знаете.

В зал влетает почтальон Печкин.

Печкин. Здравствуйте, ребята. Это д/с №30 «Улыбка»? Я почтальон Печкин, принес вам посылку. (Расписывается и читает обратный адрес.) Посылка из сказочной страны! А знаете от кого? (Ответы). А кто мог её прислать? А прислала её Марья – искусница. Как вы думаете, что может быть в посылке? И как можно определить? (Понюхать, потрясти, потрогать, посмотреть)

Воспитатель достает из короба каравай

Воспитатель. Вот что здесь. Смотрите, каравай! Спасибо Марье – искуснице! А какой он каравай? Подберите для описания слова, чтобы все поняли. По запаху – пахучий, душистый, ароматный; на ощупь – свежий, мягкий, пышный, румяный. Давайте споем песню «Каравай». (Дети поют песню).

Печкин. Так и просится в рот. Давайте его попробуем.

Воспитатель. А какой на вкус? (Вкусный, сладкий, хрустящий)

(Каравай делится между детьми и Печкиным. Печкин доедает, а корку оставляет. Воспитатель обращает внимание детей на это).

Воспитатель. Печкин, а почему ты не ешь корку?

Печкин. Я уже наелся, и вообще я спешу в сказочную страну, где есть дерево и на нем много таких караваев, булок, кренделей растет.

Воспитатель. Подожди, подожди, Печкин. Что это за дерево такое, на котором растет хлеб. Вы ребята слышали о таком? (Ответы).

Печкин. Как вы не знаете? А мне Шарик рассказывал, что весь хлеб растет в сказочной стране и здесь растет у вас на деревьях. Что есть деревья булочные, есть баранковые, а есть и плюшечные. Сначала булки на деревьях маленькие бывают, а затем растут и когда совсем поспеют, то их с дерева снимают и по магазинам развозят. Вот в такой хлебный, как у вас.

Воспитатель. Печкин, а ты видел такое дерево?

Печкин. Нет, я не видел

Воспитатель. Ребята. А может хлеб правда на деревьях растет? (нет). А откуда же он берется, вы знаете? (да). Тогда расскажите Печкину.

По ходу дети находят картинки и рассказывают в последовательности

Воспитатель. Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе, люди долго и упорно потрудились на земле

  1. За лугами, за лесами раздается в поле гром, это тракторы плугами пашут легкий чернозем
  2. А за ними трактора пашут бороны с утра, гребнем частым борона расчеши земельку, приготовим для зерна мягкую постельку
  3. Сеял сеятель старинный из лукошка, решета, нынче сеялка – машина этим делом занята
  4. Сколько в это зернышко вложено труда, знает только солнышко, ветер да вода
  5. Вьюга снежная клубится, прилетела чудо-птица, над полями всюду, всюду сыплет белый порошок, для вредителей преграда, урожаю хорошо
  6. Посеяли хлеб хлеборобы, весной созрел он и встал золотистой стеной и слышит страна, для хлеба комбайны нужны. Трактора
  7. Вот в работе кто силен, по полям идет бескрайним и пшеницу косит он, из колосьев быстро ловко выбивает он зерно и струею золотистой в грузовик течет оно
  8. В сентябре, каждый год, говорят в народе, хлеб идет, хлеб идет, разве он ходит?
  9. Вот на мельнице пшеница, здесь такое с ней творится, в оборот её берут, в порошок её сотрут
  10. Стали зернышки мукою, не дадут и ей покоя, на большой хлебозавод грузовик муку везет
  11. Привезут муку в мешках в заводские корпуса, испекут нам из муки булки, плюшки, калачи
  12. Повезут хлеб в магазины, на красивые витрины, покупайте, не стесняйтесь, в магазине занял место не надолго, это честно
  13. Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Вот он хлебушко душистый, вот он теплый золотистый, в каждый дом, на каждый стол он пожаловал – пришел. В нем здоровье, наша сила в нем чудесное тепло: сколько рук его растило, охраняло, берегло! В нем земли родимой соки, солнца свет веселый в нем, уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Воспитатель. Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом? Дети, чьи руки прикоснулись к хлебу? (Руки агронома, руки тракториста, руки летчика, руки комбайнера, руки шофера, руки грузчика, руки мельника, руки пекаря, руки кондитера, руки продавца)

Воспитатель. Вот видишь Печкин, сколько людей трудится, чтобы мы ели свежий, душистый хлеб. не надо доверять фантазиям и шуткам, ты же сельский житель и конечно же должен знать сколько в него вложено труда. (Печкин берет корку и уверяет ребят, что в каких бы сказках он не был, будет рассказывать о том, что узнал на занятии у ребят)

Воспитатель. Ни один праздник не обходился без каравая. Всех гостей встречали хлебом и солью. И мы своих гостей встречаем хлебом. (Танец)

Воспитатель. Множество людей трудится на земле. И она одаривает их богатым урожаем. Не даром говорят: «Какие труды, такие и плоды», «Как ты к земле, так и она к тебе». Давайте подберем красивые, теплые слова, с которыми вы бы могли обратиться к нашей земле – матушке. Какая она земля – матушка? (Дети выходят и поочередно говорят прилагательные, при этом вытягивают ленты: добрая, родная, щедрая, любимая, богатая, святая, плодородная, жирная, хорошая, мягкая, единственная, красивая, заботливая)

Воспитатель. Что у нас с вами получилось? (Солнышко). Да, ведь без тепла и света даже на такой земле ничего не будет. Чтобы она оставалась всегда такой красивой, щедрой мы должны (беречь её, любить, ухаживать за ней, не засорять, беречь от пожаров). Я думаю, что и вы вырастите трудолюбивыми и заботливыми. Ведь именно такие люди нужны нашей земле – кормилице.

Песня «Давайте будем беречь планету»

– Вам понравилось занятие? О чем мы с вами говорили? (О хлебе, о том как приходит хлеб на стол). А сейчас мы рады наших гостей пригласить на чай в группу.