Интегрированное музыкальное занятие с марийским национальным компонентом в старшей группе "Цветная палитра"

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Дети заходят в зал.

Музыкальный руководитель – Здравствуйте, ребята!

Дети – Здравствуйте! (Распевка)

Музыкальный руководитель – Ребята, я хочу вам загадать загадку.

Что нас с детства окружает,
Красоту, любовь нам дарит?
Отчий дом, леса, поля, -
Сердцу милая земля.
Край, в котором мы живем,
С детства…

Дети – Родиной зовем!

Музыкальный руководитель – А наша Родина, наш родной край называется…

Дети – Марий Эл!

Музыкальный руководитель – У всех народов композиторы издавна воспевали свой родной край, свою малую Родину, сочиняли песни, слагали гимны. И я сейчас предлагаю вам послушать песню “Марий Эл” композитора В. Захарова.

Песня “Марий Эл”. Музыка и слова В. Захарова.

Музыкальный руководитель – Ребятки, какая музыка по характеру?

Дети – Величавая, торжественная, напевная,…

Музыкальный руководитель – Поэты в своих стихах тоже воспевают свой родной край. Послушайте…

Леса и рощи с детства сердцу милые
О чем-то шепчут, шелестя листвой.
Луга цветущие, поля красивые, -
Все это – милый сердцу край родной.
И песни соловья, что душу трогают,
И родниковый звон, и неба высь,
И солнце на закате розовом
Мы не забудем. Здесь мы родились. (Авторское)

Музыкальный руководитель – Поэты свои чувства передают словами, рассказывая о березовых рощах, о цветущих лугах, о родниковой воде,…. Композиторы об этом рассказывают через музыку, музыкальный образ. Давайте послушаем музыку, закроем глаза и представим, о чем рассказывает композитор…

Звучит лирическая марийская музыка (На усмотрение музыкального руководителя).

Музыкальный руководитель – Что же вы представили под звуки этой мелодии?

Дети – Шумят леса, поют птицы, журчит родничок, цветы цветут на красивом лугу, Пампалче собирает на лугу цветы.

Выходит из домика Пампалче (воспитатель)

Музыкальный руководитель – Посмотрите-ка, музыка ожила! Пампалче к нам пришла!

Пампалче – Здравствуйте, ребятки! Собрала я на лугу цветы и сделала из них разноцветную палитру. А музыка какая красивая! Какая она по характеру?

Дети – Ласковая, напевная, нежная,...

Пампалче – Давайте ее раскрасим цветами палитры – выложим на фланелеграфе разноцветные кружочки, будто букет цветов на лугу. Как вы думаете, какие цвета подойдут для такой лирической, напевной музыки – яркие или нежные?

Дети – Нежные цвета, неяркие…

Снова звучит музыка, дети выкладывают аппликацию на фланелеграфе из цветных кружочков (розовый, голубой, желтый, светло-зеленый).

Музыкальный руководитель – Музыка нежная, и цвета такие нежные, весенние.

Пампалче – В старину весну марийский народ встречал весело, ярко, с песнями, танцами, играми, игрой на музыкальных инструментах. Давайте послушаем музыкальные инструменты и угадаем их.

Слушание звучания музыкальных инструментов (свирель, волынка, барабан, гусли и т.д.). Дети определяют звучание инструментов.

Слушание инструментов сопровождается их показом (включая инструменты из бросового материала – баночки из-под кофе, использованные фломастеры – яркие, красивые, украшены марийским орнаментом).

Пампалче

Солнце весело сияет,
Всем тепло и радость дарит,
Греет, греет, пригревает,
Вся природа оживает!

Песня “Солнышко” (Авторская).

Появляется Вувер-Кува (Баба Яга), сердится.

Вувер-Кува

Не хочу, чтобы солнце светило,
Не хочу, чтоб всем радостно было,
Чтоб трава зеленела,
Чтобы солнце песенку пело!

Музыкальный руководитель – Вувер-Кува появилась… Да какая сердитая! Посмотри, какая ты, совсем как на этой картинке! (Показывает пиктограмму). Ребятки, покажите мимикой, какая же Вувер-Кува? (Дети показывают).

Пампалче – Лучше ты с нами песни пой, да музыку слушай!

Вувер-Кува

Ни к чему мне веселиться,
Песни петь, и танцевать.
Музыку не хочу я слушать,
Не хочу с вами играть!

Пампалче – Что-то настроения нет у Вувер-Кувы. Ну, поиграй с нами, пожалуйста, тебе ж веселее станет! Поиграем в лапоток!

Дети встают в круг.

Пампалче – Лапоток, крутись по кругу, выбирай себе подругу.

Коль заденешь ты кого – из игры выходит он!

Проигравшие выходят из круга, в том числе и Вувер-Кува. Она сердится еще больше.

Вувер-Кува

Разбегайтесь по углам,
Играть в игру не дам я вам!
Заберу ваш лапоток,
Да закину в уголок!

Музыкальный руководитель – Дети, споем песню про дождик, проучим Вувер-Куву! Споем весело, задорно!

Песня про дождик (Авторская).

Вувер-Кува – Ах так! Раз вы еще и ведро дождя на меня вылить обещаете, заберу я вашу цветную палитру, останетесь без ярких красок, все ваши музыкальные инструменты станут бесцветными!

Хватает палитру, убегает. Музыкальный руководитель достает бесцветные музыкальные инструменты – барабанчики, дудочки (бросовый материал – пустые баночки из-под кофе, корпуса от использованных фломастеров).

Пампалче – Посмотрите, наши замечательные барабанчики стали бесцветными! Что же теперь делать?

Ответы-предположения детей.

Музыкальный руководитель – Не забывайте, что у нас еще есть волшебница-музыка! Ведь в ней, как и в радуге, семь нот – семь цветов. Мы возьмем волшебную палочку-молоточек, сыграем эти волшебные ноты на металлофоне, споем про них песенку, и цветная палитра к нам вернется!

Игра на металлофоне. Песенка-распевка “Семь нот” (Авторская)

Семь нот на помощь мы зовем,
Про них мы песенку поем.
Семь нот, как радуги цвета,
С палитрой верные друзья.

До – как красно солнышко,
Ре – оранжевый, веселый,
Ми – как желтый лютик в поле,
Фа – зеленая трава.

Соль – небес голубизна,
Ля – как синяя река,
Си – фиолет-черничный цвет…
Засиял палитры свет!

Пампалче достает палитру – на ней разноцветная самоклеящаяся бумага и вырезанные из нее готовые детали-орнамент для аппликации.

Пампалче – Чудо свершилось! Музыка помогла цветной палитре ожить! А на палитре еще и украшения к нашим музыкальным инструментам! Давайте их оживим яркими цветами!

Звучит веселая марийская музыка, под которую дети украшают музыкальные инструменты (барабанчики, дудочки) национальным орнаментом.

Музыкальный руководитель приглашает всех в круг танцевать под марийскую музыку, а желающие играют на музыкальных инструментах – украшенных детьми барабанчиках и дудочках.