Видоизменение побегов. 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


<Приложение 6 (Слайд 1)>

Цели:

Образовательная: развивать понятия о разнообразии и приспособленности растений, изучить видоизмененные побеги: корневище, клубень.

Развивающая: продолжить обучение умением находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторный работы.

Воспитательная: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, стимулировать развитие познавательного интереса.

<Приложение 6 (Слайд 2)>

Методы.

  1. Частично-поисковый.
  2. Исследовательский.

Дидактические материалы: таблица “Видоизменение побегов”, слайды.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся и учителя, готовность рабочего места, проверка учащихся по списку.

II. Мотивация урока.

Разъясняется, что на данном уроке учащиеся научатся определять видоизмененные побеги, рассказывать их строение и какую роль они играют в жизни растений, отвечать на вопросы и решать познавательные задачи. Учащиеся записывают в тетрадь тему и цель урока. Вместе с учителем приходят к выводу, что самостоятельная работа в парах дает возможность усвоить большой по объему учебный материал в короткое время.

III. Актуализация знаний и умений.

Учитель предлагает выполнить тестовое задание и проверить результаты своей работы <Приложение 1>. Организует работу по результатам самопроверки. Учащиеся в тетради записывают номера верных утверждений и сверяют с эталоном на доске. Корректируют записи и оценивают свои работы.

IV. Изучение нового материала.

Учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: “Из прочитанного рассказа определить тему урока”.

Черный ящик

В “черном ящике” лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывают чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел, ударов мечей. Философы древности разрезали этот загадочные предмет поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрологии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в среднем веке утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний. Что лежит в черном ящике? (Луковица)

Классу предлагается отгадать загадки:

а) у лысой головки есть глазки и бровки. Глаза чуть-чуть раскосы, а брови безволосы (клубень картофеля);

б) в земле веревочка, а в ней кладовочка (корневище).

Рассказ учителя: “У некоторых растений образуются видоизмененные побеги, таковы усы у земляники, клубни картофеля, луковицы лилии, лука, тюльпана, корневище пырея, ландыша, мяты. Корневище, клубень, луковица – запасающие побеги”.

Строения корневища пырея (рассказ с использованием таблицы). “Длинное ветвистое корневище по внешнему виду похоже на корень, но корневище заканчивается верхушечной почкой, а также имеет пленчатые чешуйки – это видоизмененные листья. От корневища отрастают придаточные корни, имеются узлы и междоузлия. <Рисунок 1>

 

Предлагаются учащимся карточки для самостоятельной работы по вариантам <Приложение №2>. Поясняется, что работу нужно выполнять по алгоритму <Приложение №3>, <Приложение 6 (Слайд 6)>

Строение клубня картофеля (использование таблицы натурального клубня рисунка на доске). Молодой корень покрыт чешуевидными листочками. У старых на их месте имеются продолговатые листовые рубцы – бровки. Над бровками в углублениях имеются пазушные почки – глазки. Различают верхушку и основание клубня. На верхушке больше почек, при основании – меньше. При посадке из почек развиваются побеги”. <Рисунок 2>

Вопрос учащимся: “Скажите, чем клубень отличается от луковицы?”.

Строение луковицы (рассказ с использованием таблицы, рисунка, натурального объекта – луковицы). “Луковица сверху покрыта пленчатыми чешуями, плохо смачивающиеся водой. Под ними белые или фиолетовые <Рисунок 3>

сочные чешуи, в их клетках содержится сахар. Сухие и сочные чешуи отходят от стебля (донце). На его верхушке находится верхушечная почка, а по бокам между сочными чешуями – боковые пазушные почки. Донце – это видоизмененный укороченный стебель. Луковичные чешуй – это видоизмененные листья”.

V. Закрепление знаний.

1. Выполнение лабораторной работы и анализ ее результатов. <Приложение №4>.

2. Обсуждение проблемных вопросов по данному материалу. <Приложение 6 (Слайд 8)>

3. Проведение тестового контроля по новому материалу <Приложение №5>, <Приложение 6 (Слайд 9)>

VI. Домашнее задание.

§27, выполнить задание №1 на стр. 124, <Приложение 6 (Слайд 12)>

VII. Итог урока.

1. Вопрос: “Какую мысль выразил автор в следующем стихотворении?” <Приложение 6 (Слайд 10)>

Сняли тоненький сюртук,
Сняли
Рыжую рубашку,
Сняли
Желтую рубашку,
А, стянув
Еще рубашку,
Все заплакали вдруг.
Вот так мы
Вчера на кухне
Раздевали
Сладкий лук.

2. Вопрос: “О каких свойствах лука говорится в четверостишье?”, <Приложение 6 (Слайд 11)>

Я – лук, я – Чипполино,
Веселый, озорной.
Простуды и ангины
Не справятся со мной.

3. Беседа по обсуждению результатов работы учащихся, ориентированная на цели урока.

Учитель подводит учащихся к выводу, что клубень, луковица, корневище представляет собой видоизмененные побеги, т.к. у них есть почки, укороченные междоузлия, большой запас органических веществ, нет хлорофилла, т.е. своим строением они повторяют строение надземных побегов. Видоизмененные побеги являются своеобразным кладовым, где накапливаются питательные вещества, содержащие крахмал, сахара, минеральные вещества, фитонциды (вещества, убивающие микробы). Они широко используются в пищу человеком и используются на корм животным. Кроме того, они имеют и большое биологическое значение - все являются органами естественного вегетативного размножения, происходящего в природе без вмешательства человека.