Программа "Ресурсы стрессоустойчивости"

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Да и администрация поднимает планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т. д.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем и пр.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как “синдром эмоционального выгорания”. Хроническая усталость лежит в основе многих психосоматических заболеваний, чье появление напрямую связано с душевным состоянием человека. “Эмоционально выгоревшие” педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой.  Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной “ходячей энциклопедией”: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Проблемы педагога – это проблемы всего современного общества. Надо признать, что инновации в образовательной системе касаются в основном ребенка. А педагог остается наедине со своими проблемами и растущим объемом отчетной документации. Попытки поднять статус педагогической профессии, уровень жизни самих педагогов остаются на декларативном уровне. А людям, посвятившим свою судьбу воспитанию, обучению детей, нужна реальная помощь.

В нашей стране (школе) проблема эмоционального выгорания, профессиональных деформаций, а по большому счету и сохранения психического здоровья педагогов обозначалась постепенно, поэтапно. Сначала это было недовольство повышением требований при прежних условиях труда. Затем все чаще стало проявляться недовольство педагогов друг другом: ведь каждый знает, как нужно работать, уверен, что именно он “тянет” на себе всю нагрузку, и считает своим долгом научить напарника работать “как надо”. Экономическая нестабильность и недостойные зарплаты тоже сделали свое дело: появилась апатия, ощущение тщетности и ненужности своей работы, усталость и недовольство.

Актуальность и перспективность: Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

Цель программы: сохранение и укрепление психического здоровья педагогов.

Задачи:

  • снизить проявления эмоционального выгорания в педагогическом коллективе;

  • обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;

  • развить систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;

  • формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов.

Продолжительность: один учебный год.

Целевая группа: педагогический коллектив.

Методы работы:

  • психопросвещение (консультации, выступления и сообщения на педсоветах, семинары, “круглые столы”, наглядная информация);

  • психопрофилактика (групповая и индивидуальная работа с педагогами – тренинги, психологические игры, креативная деятельность, релаксация);

  • психоконсультирование (индивидуальные и подгрупповые консультации по запросам педагогов – личностные проблемы, проблемы взаимоотношений и др.).

Ожидаемые результаты:

  • улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;

  • повышение самооценки педагогов, уверенности в себе и своих силах (профессиональных и личностных);

  • формирование навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний;

  • повышение мотивации педагогов к самореализации в профессиональном плане, стремлению к самопознанию и саморазвитию.

Критерии эффективности:

  • снижение заболеваемости: сохранение и укрепление психического здоровья педагогов;

  • рост энтузиазма, желания более полной реализации своего педагогического мастерства (участие в конкурсах, конференциях, симпозиумах);

  • сплочение и слаженности педагогического коллектива.

Психопросвещение

№ п/п

Формы работы

Целевая группа

Сроки проведения

1.

Консультации по запросу

Педагогический коллектив

В течение года

2.

Подготовка и оформление наглядной информации на стенде

Педагогический коллектив

Раз в четверть

3.

Подготовка и выпуск памяток

Педагогический коллектив

В течение года

4.

Выступления и сообщения на педсоветах

Педагогический коллектив

По плану

5.

Проведение семинаров

Классные руководители

Раз в четверть

6.

Проведение “круглых столов” с привлечением специалистов

Педагогический коллектив

Раз в полугодие

Психопрофилактика

№ п/п

Формы работы

Целевая группа

Сроки проведения

1.

Индивидуальная работа с педагогами по запросу

Педагогический коллектив

В течение года

2.

Тренинги:

1. “Призвание – учитель”;

2. “Погода в школе”

Педагогический коллектив

Раз в полугодие

3.

Психологические игры, креативная деятельность

Классные руководители

Раз в четверть

4.

Релаксация:

1. Прогрессивная мышечная релаксация с применением “глубокого дыхания” (М. Алворд, А. Бэйкер);

2. “Продуктивное волнение” (Дж. Нейхард)

Классные руководители

Раз в полугодие

Психоконсультирование

№ п/п

Формы работы

Целевая группа

Сроки проведения

1.

Индивидуальная консультация педагога по запросу

Педагогический коллектив

В течение года

2.

Подгрупповые консультации по запросам педагогов

Педагогический коллектив

В течение года

3.

Решение проблем взаимоотношений

Педагогический коллектив

В течение года

План  встреч “Психологическая гостиная” с педагогическими работниками

№ п/п

Темы

Сроки проведения

1.

“Душа коллектива. Тайна мандалы”

1 четверть

2.

“Психологическое самочувствие учителя.

Профессиональные деформации”

2 четверть

3.

“Синдром эмоционального выгорания”

3 четверть

4.

“Релаксация – полезная привычка”

4 четверть

5.

“Арт - терапия. Цвет моей судьбы”

Июнь

Cм. приложение

Cм. приложение 1

Cм. приложение 2

Cм. приложение 3

Cм. приложение 4

Cм. приложение 5

Cм. приложение 6

Cм. приложение 7

Cм. приложение 8

Cм. презентацию

Литература

1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. СПб., 2004.

2. Александрин Ф. Психосоматическая медицина. М., 2006.

3. Алман Б. М., Ламбру П. Т. Самогипноз: Руководство по изменению себя. М., 1995.

4. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья. СПб., 1998.

5. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004.

6. Бойко В. В. Синдром “эмоционального выгорания” в профессиональном общении. СПб., 1999.

7. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, расследования, мифы. СПб., 2003.

8. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб., 2009.

9. Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб.: Речь, 2001.

10. Гозилек Э. Преодоление стресса за 60 секунд. М., 1996.

11. Доморацкий В. А. Краткосрочные методы психотерапии. М., 2008.