"Внимание! Развиваем внимание…."

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


В настоящее время дети с недостатками развития составляют многочисленную группу. И не всегда они попадают в поле зрения специальных педагогов, и своевременно могут получить квалифицированную помощь. Такие дети посещают массовые образовательные учреждения, испытывают трудности в общении, овладении письмом, чтением счётом, в усвоении и понимании текстов, логическом мышлении. Неуспехи в учении, часто формируют у них негативное отношение к процессу учения, к школе в целом, затрудняют общение с окружающими. Всё это способствует формированию ассоциального поведения, особенно в подростковом возрасте, оказывает влияние на соматическое и психическое здоровье подрастающего человека.

Своевременное выявление причин, и соответствующая коррекционная работа могут уменьшить перерастание неуспехов в хроническую неуспеваемость, помогут сохранить и укрепить здоровье, будут содействовать полноценному формированию личности.

Далее вниманию психологов и учителей предлагаются задания, использование которых окажет позитивное воздействие на развитие внимания учащихся. Как показывает практика, использование подобных заданий разного уровня сложности вызывает интерес у учащихся любого возраста.

Муха-задание на тренировку слухового внимания.

Перед каждым участником игровое поле:

Задание участникам: по полю ползает муха. Нужно внимательно следить за её передвижениями, о которых сообщает ведущий. Если муха выползает за игровое поле – молча поднять руку. Необходимо быть готовым показать в любой момент, где находится муха.

Например: Муха находится в верхнем правом квадрате. Одна клетка вниз, две влево, одна клетка вниз, одна вправо, две вниз…. ( играющие поднимают руки) и.т.п.

На первом этапе – несколько занятий в зависимости от уровня подготовленности игроков– можно передвигать по полю какой-нибудь мелкий предмет.
На втором этапе – следить за передвижениями только глазами.
На третьем этапе у игроков глаза закрыты.

Усложнить игру можно также за счёт увеличения игрового поля.

Цифровое поле – задание на тренировку зрительного внимания.

Перед каждым участником игровое поле.

Играем парами: один выполняет задание, другой наблюдает за правильностью его выполнения.

Задание: Счёт по таблице. Считаем, дотрагиваясь до цифры указкой, и засекаем время:

  • От 1 до 25 – красные.
  • От 25 до 1 – синие.
  • От 1 до 25 – нечётные – зелёные, чётные – чёрные и.т.д.
  • Найти 2 – красное+21 – зелёное = синее и т.д.

Делай то, что назову– упражнение на развитие устойчивости и распределения внимания.

Задание игрокам: делать те движения, которые называет ведущий.

Перед игрой ведущий показывает те движения, которые предстоит делать игрокам. В ходе игры ведущий и называет движение и показывает его, иногда умышленно ошибается.

Упражнение на развитие распределения внимания

Участникам предлагается два бланка:

На одном по порядку расположены числа от 1 до 40 – это контрольный бланк,  на другом 25 чисел, которые нанесены на бланк в случайном порядке и 15 чисел пропущено.

Задание: Отыскать пропущенные числа и зачеркнуть их в контрольном бланке, исправления не допускаются, время работы ограничено.

Тайнопись – упражнение на развитие устойчивости и концентрации внимания.

Участникам предлагается, используя код, прочитать закодированную надпись.

Исправь ошибки в тексте

Задание участникам: в тексте при перепечатке было сделано 27 ошибок. Найди и исправь их.

“...Дрогнуло и побижало татарское войско не выдержав натиска руских на Куликовском Поле. Впервые за много веков русь вздохнула свободно. Впервые поверели люди что наступает канец ман-голо-татарсского ига. Это было время, когда на Руси начался рассцвет искуства. В Москве возводились белокаменные кремлевские соборы: Успенский, Благовещенский, Архангельский. Для их украшания приглашали лучших русских греческих и итальянских художников. Жил тогда замечательный русский художник Андрей Рублев.

Как и многие художники того времени, Рублев был монахом. Свою молодость он провел под Москвой в Троице-Сергиевском монастыре рядом с которым раскинулся ныне город Загорск. Там же он учился жывописи. Из Троице-Сергиевского монастыря Андрей Рублев перебрался в Москву в Андронников монастырь. Сейчас здесь созданы музей его имени.

Дарование художника заметили. Его пригласили в Кремль для россписи благовещеннского Собора. Здесь уже работали знаменнитый греческий художник Феофан Грек и русский мастер Прохор с Городца. Вместе с ними начал работать и Андрей Рублев. В это время в России существовала только церковная живопись. Весь свой таланнт художники отдавали церкви. Они росписывали стены храмов и создывали иконы...” [ 5].

Текст без ошибок:

“...Дрогнуло и побежало татарское войско, не выдержав натиска русских на Куликовом поле. Впервые за много веков Русь вздохнула свободно. Впервые поверили люди, что наступает конец монголо-татарского ига. Это было время, когда на Руси начался расцвет искусства. В Москве возводились белокаменные Кремлевские соборы: Успенский, Благовещенский, Архангельский. Для их украшения приглашали лучших русских, греческих и итальянских художников.

Жил тогда замечательный русский художник Андрей Рублев.

Как и многие художники того времени, Рублев был монахом. Свою молодость он провел под Москвой в Троице-Сергиевском монастыре, рядом с которым раскинулся ныне город Сергиев Посад. Там же он учился живописи. Из Троице-Сергиевского монастыря Андрей Рублев перебрался в Москву в Андроников монастырь. Сейчас здесь создан музей его имени. Дарование художника заметили. Его пригласили в Кремль для росписи Благовещенского собора. Здесь уже работали знаменитый греческий художник Феофан Грек и русский мастер Прохор Городец. Вместе с ними стал работать и Андрей Рублев. В это время в России существовала только церковная живопись. Весь свой талант художники отдавали церкви. Они расписывали стены храмов и создавали иконы...” [ 5].

Лабиринт

На рисунках 1, 2, 3 даны лабиринты. Необходимо их пройти.

Литература:

  1. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше.
  2. Коноваленко С.В.Развитие познавательной деятельности у детей 6-9 лет.
  3. Коноваленко С.В Экзамен? Нет проблем или как психологически подготовиться к экзаменам и успешно сдать их.
  4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.
  5. Тейер А. Лабиринт//“Школьный психолог” № 31, 2000 г.
  6. Тейер А. Лабиринт//“Школьный психолог” № 22, 2001 г.
  7. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей.