Урок русского языка по теме "Части речи". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • повторить и обобщить знания о существительном, прилагательном, глаголе;
  • совершенствовать умение распознавать части речи;
  • развивать речь, орфографическую зоркость, умение работать в парах, группах.

Оборудование:

  • учебник М.С.Соловейчик “Русский язык. К тайнам нашего языка”,
  • карта “путешественника”;
  • замок “Части речи”;
  • карточки с заданиями;
  • таблицы “Существительное”, “Прилагательное”, “Глагол”;
  • иллюстрации по теме “Зима”;
  • музыка П.И.Чайковского “Времена года”;

Ход урока

Этапы урока

Содержание

1.Организационный момент -Сегодня у нас необычный урок русского языка – это урок путешествие в страну Частей речи.

-А что, ребята, нам необходимо для этого путешествия?

(Нужно знать на какой вопрос отвечают части речи, что обозначают, как изменяются)

-Но мы с вами, как настоящие путешественники должны поставить перед собой цель. Какова же она?

(Повторить всё, что знаем о частях речи)

-Во время путешествия вас будут поджидать различные испытания. А вы, как люди знающие, должны их преодолеть. Перед каждым из вас есть карта, согласно которой мы продвигаться вперёд к самому замку Частей речи.

2.Чистописание -Первое препятствие - это построение “мостиков”.

-Проанализируйте, удалось ли вам построить эти “мостики”. Отметьте это в своей карте.

- А в чём особенность “мостиков”? Почему они ведут в страну Частей речи?

(Это окончания имён прилагательных женского и среднего рода)

-А что вы знаете о прилагательном? Расскажите.

ТАБЛИЦА

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Какой? Какая? Какое? Какие?

ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ЧИСЛАМ, ПАДЕЖАМ, РОДАМ

3.Словарная работа -Из данных слов выпишите только прилагательные.

Мес…ц, ж…вотное, …громный, к…ртина, пр…рода, св…репый, обл…ко, в…рхушки.

-Что вам помогло отличить их от других слов?

-Что объединяет оставшиеся слова?

-Расскажите , что знаете о существительном?

ТАБЛИЦА

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ –Кто? Что?

ПРЕДМЕТ

ИМЕЕТ РОД

ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО ЧИСЛАМ, ПАДЕЖАМ

(Отметка в карте)

- А какое сово можно назвать “лишним”? Почему?

(Верхушки - гласную можно проверить ударением)

4.Составление предложений ( по вариантам) - Каким членом предложения может быть существительное?

(Главным и второстепенным)

- Следующее испытание – составление предложений.

1 вариант: ярким, солнцем, верхушки, освещались, деревьев

2 вариант: луч, яркий, солнца, верхушки, осветил, деревьев

(Отметка в карте)

-Каким членом предложения является слово верхушки в предложении у 1-го варианта? В предложении у 2-го варианта? Докажите.

- А чем выражено сказуемое?

- Расскажите всё, что вы знаете о глаголе?

ТАБЛИЦА

ГЛАГОЛ – Что делать? Что сделать?

ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА

ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ВРЕМЕНАМ, ЧИСЛАМ, ЛИЦАМ

В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ – ПО РОДАМ

- Выполните письменный разбор глагола, как части речи

ВЗАИМОПРОВЕРКА

(Отметка в карте)

5.Физминутка -Как и во время любого путешествия необходимо находить время для отдыха. Вот и у нас пришло время отдохнуть.

- Я буду называть слова, если существительное- повороты вправо, если прилагательные – повороты влево, а если глаголы – хлопок.

6.Работа в парах - Ну а теперь опять за дело. Вернёмся к нашим предложениям. Назовите слова, в которых безударную гласную можно проверить.

- Следующее испытание – работа в парах. Во время этого испытания вы повторите правильность проверки безударных гласных и ещё раз потренируетесь в определении частей речи.

КАРТОЧКИ.

Зимы, зимовка, зимовать, зимний, зима.

Снег, снеговик, снежный, снегоход, снега.

- Какие вам встретились части речи при выполнении этого задания?

УСТНАЯ ПРОВЕРКА

(отметка в карте)

-Какая тема объединяет слова в карточках? (Зима)

- Ребята, а кто из вас был в зимнем лесу?

- А давайте представим. Закройте глаза и помечтайте, представляя перед собой картину.

(Звучит музыка)

7. Развитие речи - Расскажите . что представили? “Нарисуйте” картину словами.

- А оказывается на опушке этого зимнего леса располагается замок Частей речи, до которого мы уже добрались

(На доске – иллюстрации с пейзажами и замок)

- В замке уже хозяйничают имя существительное, имя прилагательное, глагол. К какой группе частей речи они относятся?

(Самостоятельные)

8.Работа в группах - Давайте ещё потренируемся в распознавании частей речи и в вашей наблюдательности. Каждой группе даётся текст. Какая часть речи чаще встречается в тексте. Записать.

(Отметка в карте)

ТЕКСТЫ

1.Белая туча затянула весь горизонт. Всё слилось, смешалось. Начался буран. Он свистел, стонал, ревел, душил всё живое.

2.Какой красавец этот лесной гигант! Длинная горбоносая морда, огромные рога. Сам такой тяжёлый, грузный, а ноги высокие, стройные.

3.Кедровка – таёжная птица. Больше всего кедровок в кедровой тайге. Поспевают орешки. Кедровка делает запасы.

9.Обобщение - Чему учились на уроке?

-Какие части речи вы знаете?

-Чем они отличаются друг от друга?

Выполнение упражнения по учебнику № 322

10 Итог урока -Какие ещё части речи могут поселиться в замке? Расскажите о каждой.

- Какова же была цель нашего путешествия?

-Кто доволен своей работой? Поставьте общую отметку в своей карте.

КАРТА ПУТЕШЕСТВЕННИКА (оценки)