Урок "Жизнеутверждающая сила фетовской строки"

Разделы: Литература


Задачи урока:

  • пронаблюдать, как поэзия Фета помогает создавать душевный комфорт;
  • слышать и понимать музыку стихов Фета, видеть их импрессионистичность;
  • воспитывать поэтический вкус, любовь к русской поэзии

Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей.

А. Фет.

Звучит романс «Я тебе ничего не скажу» (муз. Т. Толстой, сл. А.Фета)

Учитель. Прозвучал романс на стихи Афанасия Афанасиевича Фета. Этот романс был очень популярен в 80-90-е годы 19 столетия. И сегодня этот жанр тоже достаточно популярен, а подтверждение этому – Всероссийский конкурс русского романса, который вот уже несколько лет подряд проходит на нашей  Владимирской земле. Может быть, вы и не являетесь  поклонниками этого жанра,  и в то же время вы наверняка назовёте 2-3 романса, которые трогают вас. Хочется думать, что и прозвучавшее произведение не оставило вас равнодушными. (Ученики делятся своими впечатлениями.) 

Учитель: То, что этот романс произвёл на вас впечатление, вполне объяснимо: удивительно тонкое и точное  соединение в нём стихов и музыки всегда волновало слушателей. Таково уж назначение романса – воздействие на внутреннее эмоциональное пространство человека. И недаром очень многие из них были написаны как любовные обращения, и прозвучавший романс является прекрасным тому подтверждением.
Нужно сказать, что на стихи Фета написано довольно много прелестных произведений в этом жанре, и среди них самым известным был романс  «Сияла ночь. Луной был полон сад…» на музыку н. Ширяева.
И, тем не менее, у многих современников Фета его поэзия вызывала насмешку: кто-то злословил по поводу  слащавости его стихов, надуманности в них поэтических образов; а те, кто отдавал предпочтение демократическому искусству, просто отвергали стихи поэта, считая их вредными, уводящими от реальной жизни.
Но парадокс: его поэзия дожила до нашего времени, а многие сегодняшние ценители поэтического слова называют Фета своим любимым поэтом. Более того, я не знаю ни одного школьника,  которому не были бы знакомы такие стихи поэта, как «Чудная картина», «Я пришёл к тебе с приветом», «Уж верба вся пушистая…», «Ласточки пропали…». Значит, эти стихи для нас важны? Значит, на развитие детской души они действуют благотворно? И сегодня на уроке давайте вместе попытаемся определить, в чём же сила фетовской строки? Попытаемся раскрыть секрет её целебного  воздействия на наши души? Но сначала я хочу предоставить слово г-ну Чернышевскому, абсолютно отрицающему поэзию Фета, находящему её бездарной, бесполезной и даже вредной.

г-н Чернышевский(подготовленный ученик): Господа! Мои взгляды на искусство хорошо известны в интеллигентских кругах. Более того, я подробнейшим образом изложил их в своей диссертации. Вот один из важнейших пунктов её. Во-первых, я  считаю, что перед художником стоят три задачи: «воспроизведение жизни», «её объяснение» и «вынесение ей приговора. Во-вторых, великая цель искусства – помочь человеку «лучше понять жизнь», т. е. вести читателя за собой, воспитывать его, поднимая до уровня своего идеала. Именно это позволяет мне утверждать то, что поэзия г-на Фета:

А) антигражданственна – следовательно, она вредна!
Б) безыдейна – следовательно, она вредна!
В) его позиция по отношению к читателю пассивна! В его стихах нет ни убеждения, ни желания увлечь, повести за собой!
Г) наконец, в них (стихах) нет образа, с помощью которого поэт воздействует на читателя! Что это за стихи:

Поделись живыми снами,
Говори душе моей;
Что не выскажешь словами –
Звуком на душу навей?

– Какова тема, идея? Где образы? С кем поэт? Куда он зовёт читателя?
Да, я считаю, что поэзия г-на Фета бессмысленна и вредна, и как сегодня, так и в будущем от неё не будет никакого проку.

Учитель: Позиция господина Чернышевского нам ясна. А теперь выслушаем самого поэта.

Фет (подготовленный ученик): Чем может ответить поэт? Только стихами.

Звучит стихотворение «Ещё майская ночь» (музыкальный фон: А.Вивальди «Времена года»,  «Весна»).

– Господа читатели! Стихи любого поэта, безусловно, есть отражение его мировоззрения, мироощущения, его душевного состояния и даже его возможность выжить. Да, да, поэзия для меня – «возможность преодоления трагизма жизни, выход из мира скорбей для того, чтобы окончательно не сломаться». Вспомните мою биографию. Рождение и смерть загадочны. Всю жизнь мучило сознание того, что я незаконнорожденный. Трагична любовь. Женитьба по расчёту, чтобы вернуть положение в обществе. Возвращение всех привилегий. Но счастья нет. Дожив до72 лет, хотел покончить жизнь самоубийством.
Что же касается моего мировоззрения, то последние 25лет жизни находился под влиянием Шопенгауэра, проповедующего философию пессимизма, эгоизма, иллюзорности счастья, бесцельности и бессмысленности жизни. Отсюда перенёс своё понимание мира на искусство слова. Считаю, что поэзия не должна иметь никаких целей вне себя, в ней не должно быть никакой логики, никакой внутренней связи. Люблю повторять, что поэзия и действительность не имеют между собой ничего общего.

Учитель: Мрачная картина, не правда ли? Но вот парадокс: из угловато сложившейся жизни, мрачной души, странной системы взглядов на поэзию возникла лирика, которую можно назвать чудом!

Чтение стихотворения «Учись у них: у дуба, у берёзы». Ученики определяют музыкальный тон, настроение, смысловой посыл стихотворения, сравнивают его с мировоззренческими и эстетическими воззрениями Фета. Делают выводы. (Противоречие.)

Но вернёмся к стихотворению, которое так не приглянулось г-ну Чернышевскому.

Поделись живыми снами.
Говори душе моей.
Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей.

Работа Фета с классом

– Да, в этом стихотворении нет ярких, конкретных образов. Но в нём чётко обозначена тема – ТЕМА НАЗНАЧЕНИЯ ПОЭЗИИ. И идея здесь представлена предельно ясно, она-то и является моим ПОЭТИЧЕСКИМ КРЕДО. Самым главным, ключевым словом является слово «навеять». Что оно может означать? 

Рассуждения учеников

Навеять настроение, используя ПОЭТИЧЕСКУЮ МАГИЮ. Поделиться с читателем  своим светлым ВПЕЧАТЛЕНИЕМ, полученным при встрече с обожаемым поэтом миром природы.

Учитель: Это стихотворение было написано в 1847 году. А в 1874 году на художественной выставке в Париже была представлена картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца».

(На слайде репродукция картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца».)

Художник не воспроизводил действительность, не подражал природе, а передавал своё личное впечатление от неё. С точки зрения академической живописи техника этой картины груба и неряшлива, фигуры едва намечены. Но для Моне самое главное – игра цвета: он поглощён слиянием и переливанием синей воды и яркого восхода и свой восторг стремиться донести до зрителя. Работа получила резко отрицательные отзывы, но своим названием («Впечатление») дала определение новому направлению в искусстве (в первую очередь, живописи) – ИМПРЕССИОНИЗМУ. (Серия  слайдов, на которых представлены картины Ренуара, Моне, Дега, Лотрека, Сезана и т.д.)
И Фет писал о красоте, разлитой вокруг нас. Он считал, что поэтическая действительность слагается из 2-х элементов: объективного – мира внешнего; субъективного – некоего «шестого» чувства, не зависящего ни от каких других качеств художника. Это стремление передать «шестое» чувство человека, оттенки настроения формирует творческий «почерк» А. Фета, благодаря чему поэта назовут родоначальником русского импрессионизма в поэзии.
Давайте вернёмся к упомянутому выше романсу «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

(Звучит фрагмент романса в живом исполнении или в записи.) Не проигрывает стихотворение и без музыкального сопровождения, ибо оно само есть МУЗЫКА. (Чтение стихотворения.) Учащиеся обмениваются общими впечатлениями. Далее следует более подробный анализ, в ходе которого выявляются способы и средства, позволяющие создать удивительную музыкальность, импрессианистичность стихотворения.

Вопросы для анализа стихотворения:

1. Какое настроение создаёт данное стихотворение у читателя? Как связаны пейзаж и интерьер комнаты? Каким вы представляете себе героя стихотворения?
2. Сколько частей в стихотворении? Для чего поэт использует такую композицию?
3. Какими средствами поэт создаёт музыкальность? Как синтаксически выстроен в первой строфе 3-й стих? Влияет ли это построение на напевное звучание поэтических строк? С какой целью используется синтаксический параллелизм во 2-й строфе? Какова функция аллитерации в 3-й строфе? Как связаны между собой 3 и 4 строфы: фонетически или синтаксически? Какую роль играет завершающая каждую часть композиции строка «…Тебя любить, обнять и плакать над тобой»? Как создаётся динамика стиха?
4. Согласны ли вы с интерпретацией стихотворения, предложенной композитором Н. Ширяевым? По вашему мнению, близка ли музыка этому поэтическому тексту? Аргументируйте.

Фет:  Навеять, поделиться настроением – вот единственная, по-настоящему достойная задача поэта.

Учитель:  Да, при жизни Фета редко хвалили. Но его поэзию очень любили и Лев Николаевич Толстой, и Иван Сергеевич Тургенев, и Николай Алексеевич Некрасов. Последний написал о поэте замечательные строки: «Фет – поэт единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его ценить».
Прошло полтора века, а поэт всё также рядом со своим читателем. И по-другому просто быть не может, так как стихи его, ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩИЕ, НАПОЛНЕННЫЕ САМЫМИ РАЗНЫМИ ЧУВСТВАМИ, ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, БЕСКОНЕЧНОЙ БЛАГОДАРНОСТЬЮ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ, нам просто НЕОБХОДИМЫ. У поэта мы учимся умению любить, ценить жизнь и дорожить теми скупыми минутами счастья, которые  она нам дарует.

Звучит стихотворение «Это утро».