Урок обществознания в 7-м классе "Сюрпризы нашей памяти"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Дать практические советы по улучшению памяти. Составить памятки “Как тренировать память” тем, кто хочет лучше учиться.

Задачи:

  1. Помочь учащимся увидеть резервы и возможности своей памяти.
  2. Продолжить работу по развитию у учащихся внимания, развития долговременной памяти, коммуникативных навыков общения, умению работать самостоятельно и в группе.
  3. Дать возможность учащимся понять, что результат учебы зависит от собственных усилий, а не от способностей.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Очень часто на уроках, когда ученики не выполнили домашнее задание и не готовы к уроку, говорят:

“Я не смог запомнить, потому что у меня плохая память!”

А для чего нужна хорошая память?

(Возможные ответы учащихся: чтобы хорошо учиться, чтобы радовать учителей и родителей своими успехами…)

Молодцы! Связь между хорошей памятью и хорошими отметками вы замечаете сразу.

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о том, что такое память и можно ли сделать так, чтобы память стала лучше. Вместе с вами мы попробуем составить памятку тем, кто хочет лучше учиться, или “Как тренировать память”.

Основная часть урока.

Запомните, пожалуйста, фразу, которая нам пригодится чуть позже:

“Третьего дня здесь приземлился аэроплан”

Запомнили!

Я уверенна, что учитель биологии, начал бы свой рассказ о памяти с того, что при запоминании новых чисел, слов или формул в твоем организме происходит изменение структуры белка, рибонуклеиновых кислот. Представляете, запомнил, готовясь к литературе стихотворение “Буря мглою небо кроет…”, и сразу какой-то белок изменился. Но нас сегодня интересуют не биологические процессы, которые происходят при запоминании, и даже не память сама по себе, а то, как сделать так, чтобы, прочитав стихотворение, сразу его запомнить.

Но прежде чем мы перейдем к практическим советам, как быстро заучивать стихи или как в нужный момент вспомнить теорему или правила грамматики, нам все же придется порассуждать, что такое память.

Как вы понимаете, что такое память. Давайте попробуем вместе дать определение.

(Учащиеся говорят о том, что память – это когда запоминаешь, хранишь и рассказываешь то, что помнишь, т.е. информацию.)

Память – это способность человека запоминать то, что он видел, слышал, чувствовал, сохранять эти образы, звуки, переживания и воспроизводить их.

Можете ли вы вспомнить и подробно рассказать, как прошел ваш день (любой день примерно недельной давности)?

А можете ли вы вспомнить, как прошел ваш день рождения 3 года назад или как вы встретили 3 года назад Новый Год?

(Возможные ответы учащихся.)

Почему один день мы помним очень хорошо, хоть и был он давно, а как прошел день неделю назад, вспомнить практически невозможно. (Возможные ответы учащихся – сильные эмоции, праздник, яркие впечатления, не произошло ничего особенного, был обычный день.)

Это связано с особенностью запоминания. Запоминание бывает произвольным и непроизвольным.

Непроизвольное запоминание – то есть то, что происходит как бы само собой.

Произвольное – мы говорим себе: “Это надо запомнить” – и запоминаем.

Непроизвольно запоминается то, что нас удивило, затронуло наши чувства. Все воспоминания раннего детства – это то, что нам запомнилось непроизвольно и было связано с радостью, восхищением, а может быть, и с обидой, горьким потрясением, страхом. Например, незаслуженно поставили в угол. Или большой мальчишка во дворе отобрал велосипед и долго на нем катался. Сколько лет прошло с тех пор, а ты все это помнишь, и наверное, не забудешь до конца своей жизни. Почему? Разве не было в вашей жизни других интересных случаев, радостных событий? Конечно, были. Родители любят рассказывать их гостям. А вы помните только эти, значит, тогда, в детстве, тебя потрясли, поразили именно они.

Почему нам интересно непроизвольное запоминание и мы говорим об этом? Потому что легко, непроизвольно запоминают, а значит, и учатся, работают лучше люди увлеченные, неравнодушные. Вот бы все уроки запоминались сами собой, правда? Может, это и реально, если каждого урока ждать с радостью, готовиться, не уставать поражаться, восхищаться новым, и тогда не придется жаловаться на память.

И еще очень важная деталь. Непроизвольно мы запоминаем все этапы работы, которою выполняем своими руками. Если мальчишке хоть раз придется разобрать и собрать утюг, то в любой момент он сможет рассказать, как он устроен, хотя специально не заучивал ни названия деталей, ни их количества. Если девочки хотят научиться варить борщ или печь пироги – нужно не только завести тетрадку с рецептами, но хоть раз приготовить это самим (на уроках труда или вместе с мамой).

Ребята! Какой тут можно сделать вывод применительно к усвоению школьных знаний?

(Ответы учащихся.)

Если в учебнике описывается опыт, достаточно его провести дома или в школе самостоятельно, чтобы ход и результаты опыта тебе запомнились легко и навсегда.

Теперь о запоминании произвольном. Без него невозможна никакая деятельность человека. И отношения с другими людьми сложно построить при его отсутствии. Никто не захочет иметь дело с человеком, который сегодня обещает, а завтра забывает свои обещания. Произвольное запоминание – основа любого труда и духовной деятельности человека.

Мы ставим себе цель, когда учим стихотворение, читаем параграф учебника, выписываем в тетрадь формулу физического закона. И вот тут при произвольном запоминании сталкиваемся с трудностями. Стихотворение учил, а не выучил. Формулу закона в тетрадь записал, а на уроке повторить не можешь. Случается с вами такое?

Произвольное запоминание требует определенных усилий. Далеко не все в нашей жизни делается само собой. Вернее, само собой не получается ничего. А помогают нам справиться с нелегким трудом заучивания, цели которые мы себе ставим, приемы запоминания.

Цель ты определяешь сам: получить завтра пятерку, порадовать родителей хорошей отметкой или стать образованным человеком и доказать ребятам в классе и учителям, что можешь учиться не хуже, а даже лучше других.

Давайте теперь посмотрим, как развита память у каждого из вас в отдельности. Сейчас я назову (или можно показать написанные на доске) 10 двузначных чисел. Постарайтесь их запомнить, а потом повторить (написать на листе бумаги).

17, 93, 38, 54, 15, 67, 81, 12, 39, 72.

(Последовательность чисел не имеет значения.)

Один мальчик в пятом классе поставил перед собой задачу сделать свою память великолепной. Он каждый день учил наизусть какой-нибудь текст, постепенно усложняя задание: сначала стихи, затем прозу, потом стихи и прозу на иностранном языке. И добился того, что с 1 раза запоминал 26 двузначных чисел. Вот такая у него стала память! Ну, а какие у вас результаты?

(Учащиеся пишут числа на листе и сверяют с записью на доске.)

(Поскольку между этапом запоминания и записывания дети еще получили некоторую информацию, т.е. отвлеклись от процесса запоминания, то результат в среднем составил от 50 до 70 процентов.)

Прежде всего, нужно было поставить себе цель запомнить эти числа надолго. Психологи заметили: если мы учим тему только для того, чтобы ответить завтра, а на следующий день нас не спрашивают, через пару дней мы совершенно забываем этот материал, и приходится учить его заново. Провели такой опыт. Трем группам задали выучить наизусть один и тот же текст. Одну группу предупредили, что спросят на следующий день. Другую, что спросят через три дня, а третью, что спросят через пару недель. Все группы спросили через месяц. Как вы думаете, кто ответил хуже всех? Хуже всех ответила та группа, которая учила текст на завтра. А лучше всех те, кто должны были отвечать через две недели. Они знали, что отвечать им придется нескоро, поэтому помнили текст хорошо. Установка: “Я хочу запомнить это надолго” очень важна. Этот приказ мозг выполнит.

Существует закон надежности заучивания: даже когда чувствуешь, что стихотворение знаешь, расскажи наизусть еще три раза.

И запомните: быстрее всего мы забываем то, что не поняли. И то, что нас не взволновало. Поэтому – зубрежка очень непродуктивное занятие.

Чтобы доказать вам это приведу несколько примеров:

На то, чтобы запомнить 200 бессмысленных, бессвязных слогов, в среднем человеку требуется 93 минуты. А 20 слов прозаического текста можно выучить в среднем за 10 минут. 1,5 часа и 10 минут – есть разница?

Можем даже с вами провести такой опыт.

Я буду читать вам пары слов, постарайтесь их запомнить.

Кукла-играть, курица-яйцо, ножницы-резать, лошадь-сани, книга-учитель, бабаочка-гусеница, щетка-зубы, снег-зима, петух-кричать, чернила-тетерадь, корова-молоко, паровоз-ехать, груша-компот, лампа-вечер.

Возьмите лист бумаги и ручку. Я буду читать первое слово из пары, а вы записывайте второе.

Теперь другие пары.

Жук-кресло, перо-вода, очки-ошибка, колокольчик-память, голубь-отец, лейка-трамвай, гребенка-ветер, сапоги-котел, замок-дед, спичка-овца, терка-море, санки-завод, рыба-пожар, топор-кисель.

Сравним результаты.

Где больше правильных ответов?

А почему?

(Ответы учащихся.)

Иногда мы, конечно, прибегаем к механическому запоминанию, когда надо выучить номер телефона, запомнить дату или фамилию. Но даже в этом случае лучше поискать сравнения, ориентиры, чтобы облегчить запоминание.

Когда на уроках физики, изучают, на какой спектр цветов разлагается световой луч, учитель физики предлагает ребятам запомнить фразу “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Все слова в этой фразе начинаются с той буквы, что и название цвета. На уроках геометрии при изучении “Теоремы Пифагора”, чтобы вы быстрее и лучше запомнили ее, учитель расскажет вам, что “пифагоровы штаны во все стороны равны”. Но даже при механическом запоминании ищите смысловые опоры.

Считается, что смысловое запоминание продуктивнее механического в 8–10 раз.

И еще, нельзя быстро и крепко запомнить то, что заучиваешь невнимательно. Лучше один раз прочесть правило в учебнике с полным вниманием, чем 10 раз рассеянно, думая о чем-то другом.

Прочитал и все понял. А на следующий день спросили, рассказать не можешь, потому что не помнишь. Что делать?

Надо не только прочитать. Текст должен увидеть не только глаз, его должны проговорить губы, услышать уши, основные мысли должна выписать рука. Тогда у тебя включается в работу и память зрительная, и слуховая, и двигательная (мышечная). Одна другую поддержит, одна другой поможет, и ты запомнишь материал надолго.

В начале урока я просила вас запомнить фразу. Кто может ее повторить? (Дети произносят фразу, как правило, с ошибкой.)

Учитель произносит фразу “Третьего дня здесь приземлился аэроплан”.

Отсюда еще один совет. Когда дома садитесь делать уроки, сразу для себя определите: вы должны запомнить только общий смысл прочитанного или уметь пересказать текст близко к оригиналу. Это очень важно!!!

Есть такое правило запоминания. Хочешь что-то запомнить навсегда, расскажи об этом кому-нибудь, пока впечатления ярки. Если это правило перенести на проблемы школьные, получится: если хочешь запомнить урок надолго, обязательно перескажи его содержание маме, папе, бабушке, сестре.

Постепенно те знания, которые хранятся в памяти, формируют твое “я”. Так как же сохранить то, что ты запомнил? Несколько практических советов.

  • Если надо много запомнить и сохранить в памяти эти знания, после занятий обязательно отдыхай: гуляй, занимайся спортом или поспи. Нельзя ходить в кино, читать интересную книгу. (Яркие впечатления вытесняют полученную информацию).
  • Длительность занятий не должна превышать гигиенических норм. Для вашего возраста такая норма составляет 45 минут. Это значит, что любым предметом нельзя заниматься более 45 минут без перерыва. Что бы ты ни прочитал про горообразование или климат саванны, после часа сидения над учебником в памяти у тебя знания не сохранятся.
  • Надо правильно выбирать способ запоминания.
    Есть два способа запомнить что-то.
    Можно читать, читать и читать до полного заучивания. А можно учить понемногу небольшими порциями, но долго, возвращаясь к одному и тому же тексту на 2-ой и 3-ий день. Второй способ гораздо рациональнее, он требует меньше сил, но, конечно, большей организованности и ответственности. “Если урок литературы через 3 дня, к чему садиться за стихотворение сегодня? В последний вечер и буду учить” – так рассуждает большинство ребят. А зря. Учить уроки надо именно в тот день, когда они заданы. Почему?
  1. Вечером ты помнишь, что объяснял учитель утром, поэтому домашнее задание выполняется быстрее.
  2. Свойство нашей памяти таково, что мы большую часть новых знаний забываем после заучивания. Немедленное повторение предотвращает потери. Поэтому учить уроки надо в тот день, когда они заданы, а перед днем, когда будет урок, только повторить.
  3. Наиболее интенсивно мы забываем новые знания в первые 2–3 дня после заучивания. Если мы не повторили то, что выучили, через день мы воспроизводим только 74% этого материала, а если повторили – 88 %. Через 4 дня, если не повторить, – 66%, если повторить – 84%. Через месяц без повторения – 58%, с повторением – 70%. Через 6 месяцев цифры будут такие: 38% и 60%. Вот вам и научное подтверждение поговорки “Повторение – мать учения”.

Итак, мы уже выяснили, что повторение – мать учения. Осталось только повторить то, что мы сегодня узнали на уроке.

В течение 7 минут каждый из вас должен ответить на вопрос, что нужно делать, чтобы лучше запоминать.

(Учащиеся самостоятельно вспоминают, что нужно делать, чтобы память была лучше.)

Через 7 минут класс делится на 3 группы, каждая группа, обобщив ответы каждого, составляет групповую памятку тем, кто хочет лучше учиться, или “Как тренировать память”.

Итог работы может выглядеть так:

Памятка тем, кто хочет лучше учиться, или “Как тренировать память”.

  1. Если каждого урока ждать с радостью, готовиться, не уставать поражаться, восхищаться новым, тогда не придется жаловаться на память.
  2. Непроизвольно мы запоминаем все этапы работы, которую выполняем своими руками.
  3. Если в учебнике описывается опыт, достаточно его провести дома или в школе самостоятельно, чтобы ход и результаты опыта тебе запомнились легко и навсегда.
  4. Установка: “Я хочу запомнить это надолго” – очень важна.
  5. Быстрее всего мы забываем то, что не поняли, и то, что нас не взволновало.
  6. Смысловое запоминание продуктивнее механического.
  7. Даже при механическом запоминании ищите смысловые опоры.
  8. Лучше один раз прочесть правило в учебнике с полным вниманием, чем 10 раз рассеянно, думая о чем-то о другом.
  9. Текст должен увидеть не только глаз, но проговорить губы, услышать уши, основные мысли должна выписать рука. Тогда у тебя включается в работу и память зрительная, и слуховая, и двигательная. Одна другую поддержит, одна другой поможет, и ты запомнишь материал надолго.
  10. Если хочешь запомнить урок надолго, обязательно перескажи его содержание маме, папе, бабушке, сестре.
  11. Учить уроки надо именно в тот день, когда они заданы.

Завершающая часть урока.

Жил в XV веке французский мыслитель Мишель Монтень. Его размышления о жизни до сих пор любопытно читать, хоть и написаны они давным-давно. Так вот Монтень считал свою память плохой, но не огорчался, а видел определенные преимущества этого обстоятельства.

(На доску вывешиваются 3 высказывания М. Монтеня.)

“При плохой памяти не помнишь о нанесенных тебе обидах”.

“Кто не полагается на свою память, тому нелегко складно врать”.

“При плохой памяти меньше работает ум”.

Конечно, в этих словах есть немалая доля иронии. И все-таки подумайте, стоит ли оплакивать плохую память, завидовать счастливчикам, наделенным природой этим даром. Может достаточно средней, и при этом больше настойчивости? Ну, а если память “плохая” и при этом лень над ней работать, вспомните Монтеня и утешьте себя тем, что и в этом есть свои плюсы. Хотя психологи утверждают: каждый человек может улучшить свою память. Сейчас в любой профессии довольно большие нагрузки падают на внимание и память, не то, что во времена Монтеня. Вот и выбирайте, чьи советы слушать.

В качестве домашнего задания предлагаю вам поразмышлять над историей, описанной некогда в журнале “Вопросы психологии”.

“Французский психолог Альфред Бине не верил в Бога, а его жена, наоборот, была очень религиозна. Каждый день перед сном она читала молитву, того же требовала и от супруга. Бине, не желая обижать жену, покорно повторял за ней слова молитвы. Так продолжалось 10 лет. Однако после многократных повторений Бине все-таки молитвы не запомнил и самостоятельно не мог ее воспроизвести”.

Я прошу вас письменно поразмышлять над тем, является данный факт курьезным случаем или выражением закономерностей процесса памяти. (Учащимся выдается текст с описанием истории для выполнения домашнего задания.)

Список использованной литературы:

  1. Матвеева М.В. Познакомься – это ты: Книга для чтения по психологии [текст]: Екатеринбург, изд-во Дома учителя; изд-во Урал. Ун-та, 1999.