Проектная деятельность по литературе как средство формирования познавательной активности учащихся

Разделы: Литература


Каждая личность проходит в своем развитии тот же путь, что и все человечество в целом, но только в предельно сжатые сроки. Человеку отпущено катастрофически мало времени для того, чтобы пройти собственный тернистый путь познания. А если учесть, что нужно постараться внести свой, пусть небольшой вклад в процесс эволюции, то начинать заниматься исследовательской деятельностью следует с самого раннего возраста.

Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что “самостоятельно” добытые учениками знания усвоятся надежнее и прочнее. А можно предоставить ребятам возможность самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательный энтузиазм в нужное русло. В любом случае педагогу предстоит организовать исследовательскую деятельность учащихся.

Для осуществления целей и задач развивающего обучения нужны деятельностные, проблемные, практико-ориентированные, рефлексивные, групповые методы. В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы. Сейчас, когда в стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, данные методы вновь стали востребованы. Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогом всегда. Но в новых условиях нам необходимы эти новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя должна быть другой.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой методике. Родившись из идеи свободного воспитания, в данное время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

Обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.

При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно добывать для достижения поставленной цели. Учителю, организующему проектную деятельность детей, надо знать, что проектная деятельность требует от него создания условий для расширения познавательных интересов учащихся, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

Мы, учителя русского языка и литературы, тоже должны внести свою лепту в то , чтобы ребенок получил исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, чтобы научился анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. Только тогда в силу более высокого образовательного уровня ему будет легче адаптироваться в дальнейшем, можно будет правильно выбрать будущую профессию и жить творческой жизнью.

В рамках внеклассной работы по русскому языку в 8–9 классе , во время проведения предметной недели, мною был разработан проект “Портрет: словом и кистью”. Этот проект интегрированный. Актуальность его состоит в том, что литература, как важнейший предмет школьной программы, всегда изучается во взаимосвязи с другими общеобразовательными дисциплинами – историей, изобразительным искусством, музыкой, а также с кино и музейными экскурсиями. Такие широкие связи обусловлены статусом литературного произведения как эстетического феномена, обладающего универсальной познавательной природой. О связи литературы и живописи заговорили сами художники и писатели. Крупнейший художественный критик В.В.Стасов в обзоре “Наши итоги на всемирной выставке” так охарактеризовал связь русской живописи и литературы: “Главная наша сила в том, что новое русское искусство крепко обнялось с русской литературой. ‹…› Наша литература и искусство – это точно двое близнецов неразлучных, врозь немыслимых”.

Проект проводится после изучения в 9 классе поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”. Н.В.Гоголь, как и его творчество, бессмертен. И это ясно каждому, кто хорошо изучил или только начинает изучать русскую литературу 19 века. Гоголь– мастер детали как средства индивидуализации и типизации. В литературном портрете автор раскрывает типический характер своих героев и выражает идейное отношение к ним через изображение внешности : их фигуры, лица, одежды, позы, движения, манер и жестов, иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются ему наиболее важными.

В свою очередь, и знакомство с творчеством Д.Г.Левицкого, мастера портретной живописи, поможет детям увидеть в его работах неповторимый характер с неповторимой судьбой каждого героя портрета, жизненное содержание культуры 18 столетия. В результате исследования у учащихся сформируется представление о литературе и искусстве как едином целом.

Следовательно, основополагающий вопрос проекта “Портрет: словом и кистью” – как раскрывается внутренний мир и характер героев в поэме Н.В. Гоголя и в портретной живописи художника 18 века Д.Г.Левицкого.

Практическая значимость проекта состоит в том, что он позволит учащимся “погрузиться” в определенную культурную эпоху, увидеть богатство изобразительных средств . используемых художниками слова и кисти. Мыслить на уровне широких обобщений, получить навыки самостоятельной работы с информацией, поможет воспитать эстетический вкус, бережное отношение к национальной культуре.

Проект групповой, исследовательский, среднесрочный. Предполагаемые сроки реализации – до 3-х недель.

Методические задачи, рассматриваемые в этом проекте, следующие :

  1. Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя.
  2. Познакомить с шедеврами портретного искусства второй половины 18 века на примере творчества Д.Г.Левицкого, с особенностями его живописной техники.
  3. Формировать навыки анализа художественного и живописного произведения.
  4. Совершенствовать умения анализировать и сопоставлять, находить общее и индивидуальное в творчестве художников и писателей.
  5. Организовать самостоятельную учебную деятельность учащихся в процессе обучения планированию и осуществлению проектной деятельности.
  6. Учить детей самостоятельно, целенаправленно извлекать информацию из различных источников, включая энциклопедии, словари. Интернет – ресурсы и другие базы данных.
  7. Развивать умение определять круг чтения и выражать отношение к прочитанному.

Дидактические задачи проекта :

  1. Воспитывать любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной и мировой культуры.
  2. Развивать информационную и коммуникативные компетенции, учить овладевать различными видами речевой деятельности.
  3. Помочь детям получить необходимые социокультурные знания в области познавательной компетенции и личностного самосовершенствования.

Для успешного раскрытия темы могут быть предложены следующие ученические исследования :

  1. Портрет в живописи и портрет в литературоведении (буклет)
  2. Выявление
    – особенностей образа главных героев поэмы “Мертвые души” в системе образов поэмы;
    – “исконно-русских, коренных свойств наших”,
    – роли художественной детали как средства создания образа (презентации, сочинения, викторины)
  3. Портрет в живописи. Виды портретов. (реферат, презентация)
  4. Портретная живопись Д.Г.Левицкого . Знакомство с историей создания картин, интересными фактами из жизни изображенных людей, искусствоведческий анализ. (реферат, презентация, заочная экскурсия в картинную галерею Левицкого)

При успешном выполнении проекта возможны ожидаемые результаты обучения. Учащиеся смогут :

– использовать полученные знания при написании сочинений по русскому языку и литературе, при подготовке к ЕГЭ по литературе и МХК;
– выходить на сайты виртуальных музеев России и мира;
– работать с технологической информацией в учебной и справочной литературе. Использовать ресурсы Интернета,
– использовать программные средства обработки изображений, создания презентации, публикаций, буклетов,
– выражать собственное видение значимости бережного отношения к культурному наследию России;
– создавать словари понятий по проекту
– развивать коммуникативные навыки, уважение и восприятие чужого мнения; работать коллективно и отвечать за результат своего труда.

Я думаю, что эта работа поможет сформировать творческого и талантливого ученика, читателя. А это, на мой взгляд, и является конечной целью преподавания литературы в общеобразовательной школе.

Литература.

  1. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. –М.: Просвещение, 1988.
  2. Новикова Т.К. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // народное образование. – 2004. – № 7.
  3. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность школьников. –Волгоград : “Учитель”, 2009. – с. 5–7.