"Метапредметность" на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Понятие "метапредметности" в педагогике появилось сравнительно недавно. Метапредметы - это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает "другое". Он не запоминает, но продумывает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это, как следствие, перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он "переоткрывает" открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания.

Современная школа должна в первую очередь учить "детей мыслить - причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положений семей, а также наследственных задатков детей." Несмотря на то, что накопление знаний является лишь начальным этапом познания мира, именно этот этап наиболее важен, и именно на этом этапе важна роль педагога как проводника опыта человечества.

Основные идеи, возникшие при разработке решения этой проблемы, можно обозначить так:

- знания, в структуре познания играют роль знаков психики для ориентации в окружающем мире, являясь единицей метазнания;

- метазнания, выступающие как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития, интегрируя образное и теоретическое;

- метапредметность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний и "дидактических дрессировок";

- мониторинг призван отслеживать индивидуальный уровень развития теоретического мышления. По мнению Блонского П.П. ":ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение". Роль педагога, в данном случае, заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания.

Открытие нового под руководством учителя (опыт учителя, его ценностно-культурная компетентность, выступают в роли путеводной звезды) должно проходить следующие стадии развития:

  • стадия чувственного, которая помогает создать образ предмета, явления, события и т.д. На данном этапе роль учителя заключается в создании яркого, загадочного образа;
  • стадии проблематизации - открыватель узнает о собственном знании и незнании, (данная стадия является переходной, именно здесь образ представляется проблемой, которую надо разрешить);
  • поиск методов разрешения проблемы (позже эти методы станут собственностью открывателя, именно им он будет искать место в обыденности).

Роль учителя на данной стадии показать ряд методов, из которых исследователь выберет тот, который подходит только ему. Чем больше методов предоставит учитель на этом этапе, тем больше выбора будет у открывателя в будущем. Особое внимание хочется обратить на то, что на этом этапе разработчики проекта настаивают на использовании, составлении шаблонов и их отработке. При ненужности приёма ребёнок откажется от него впоследствии;

- в процессе исследования возникают новые образы - незнание трансформируется в знание, открывая новое незнание. Здесь роль учителя совпадает с ролью первой стадии - создании яркого, загадочного образа нового незнания.

Таким образом, возникает новая схема познания:

 

Нас интересует вопрос управления мышлением и его (управления) стадии развития, то есть мышление как процесс, причём процесс управляемый. Здесь мы снова сталкиваемся с движением от простого к сложному, от интуиции к творчеству. Если рассматривать формы мышления в логической последовательности (что мы и попытались сделать в схеме), то можно говорить о формировании целостной картины мира с научной точки зрения. Такое последовательное расположение форм мышления позволяет говорить об ученике как открывателе, исследователе. И снова роль учителя заключается в ведении ученика по тернистым тропам исследования и познания мира. Здесь опять необходимо подчеркнуть значимость шаблонов, образцов, которые выполняют роль поводыря на первых этапах познания. Позже каждый ученик, по мере превращения в открывателя, будет отказываться от поводыря, изобретая или адаптируя под себя предложенные учителем образцы и шаблоны. Сам учитель постепенно, для каждого ученика индивидуально, будет превращаться в педагога, а процесс учения - в совместное творчество.

Допустим, изучение истории Англии в форме игры-" Поле чудес" позволяет учащимся в игровой форме (отгадывание слов) рассказать о многих аспектах истории Англии:

В слове "Viking" 6 букв. "Наводящие" вопросы может задавать ведущий:

- They were brilliant sailors and had the fastest boats. They crossed the Atlantic and founded a colony in North America 500 years before Columbus. By the middle of the ninth century almost all the English kingdoms were defeated by them.

Участники называют буквы, ведущий открывает их на доске. Победитель выходит в финал. Всего в уроке - игре три тура. Также дается задание для зрителей- назвать достопримечательности Англии. Вышедшим в финал трем победителям туров предлагается суперигра - "Кому принадлежат слова": I know I have the body of a weak and feeble woman, but I have the heart and stomach of a King"(Queen Elizabeth I.) В слове "Elizabeth" девять букв, отгадавший получает большее количество очков.

Перед нами встаёт очень сложная задача: добавить новые идеи в старую систему методов, не ломая её сразу и кардинально. Начнём с ответов на вопросы, поставленные перед нами методикой. На вопрос "чему учить" мы отвечаем: учить мыслить, предполагать, ошибаться, не боясь ошибок; спорить, не уходя в схоластику, доказывая свою точку зрения; умению слушать и слышать; использовать в своих интересах весь опыт человечества; сохранять, приумножать и творить культуру, основываясь на метазнаниях, видеть "целостную картину мира".