Урок русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи:

  • повторить типы склонений и правописание безударных падежных окончаний имён существительных,
  • совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений,
  • развивать мышление, внимание, речь учащихся
  • воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения.

Ход урока

1. Оргмомент.

- Проверю вашу готовность к работе:

Учащиеся 1 ряда сядут, если услышат в словосочетании существительное, которое стоит в родительном падеже.

Учащиеся 2 ряда сядут, если услышат в словосочетании существительное в дательном падеже.

Учащиеся 3 ряда сядут, если услышат в словосочетании существительное в предложном падеже.

Примеры словосочетаний: в берёзовой роще, начертить по линейке, прибежал с площадки.

- Я рада, что ошибок вы не допустили (если ошибки были - проанализировать).

- Кто заметил, к какому типу склонения относятся все существительные в словосочетаниях? Как это доказать?

2. Сообщение темы урока.

- Кто из вас догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (Повторим типы склонений и правописание безударных падежных окончаний имён существительных).

3. Актуализация знаний.

А) Давайте восстановим порядок орфографических действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных:

1) Определяю склонение

2) Определяю падеж

3) По соотношению склонения и падежа определяю окончание

Б) На доске слова: из Казан., с ветк., о лошад., в Елабуг., по тарелк., на дорог., по площад., о счасть..

- Какие гласные напишем в окончаниях имён существительных и почему?

4. Закрепление.

А) Работа с текстом.

- Прочитайте текст:

Береговушка и говорит: "Не привыкла я на чистом воздух_ спать, на голом песке, без подстилочк_!" И Голубь сказал Береговушк_ адрес Иволг_. Живёт Иволга в рощ_, на самой красивой берёз_. Высоко над землёй к ветк_ подвешена корзиночка. Смотрит Береговушка: на суку высокой ел_ выстроен дом. Сладко спалось Береговушк_ у себя на мягкой пастельк_ из травинок и перьев.

- Выпишите словосочетания, в которые входят имена существительные с безударными окончаниями. Обозначьте орфограмму. Тот, кто выполнит работу правильно и быстро, будет проверять у остальных.

Прверка: Выбранный учителем ученик называет словосочетания, которые выписал, остальные проверяют, определяя падежи.

5. Физминутка.

- У Ярослава было задание подготовить физминутку. Пожалуйста, Ярослав.

Ярослав: Если услышите существительное в Р.п. - приседайте, в Д.п. - наклон вперёд. В П.п.- хлопок в ладоши.

6. Работа по теме урока.

А) на доске группы слов:

Участвовать повесть-Р.п
Узнать мать- Д.п.
Приезжать бумага - Р.п.
Вырезать картина - П.п.
Увидеть праздник - П.п.
Возвратился роскошь - П.п.
Жить дрожь - Р.п.
Волноваться поездка - Р.п.
Вырос совесть - Д.п.
Поступил пустошь - П.п.

- Поставьте имена существительные в указанные падежные формы и составьте словосочетания глагол + существительное (Устно)

Б) - Прочитайте предложения:

Кислую клюкву вы найдёте на болот_.

За брусникой надо идти к ельник_.

Каждая ягодка лежит красной бусинк_.

Малину можно чаще увидеть на вырубк_ или в овраг_.

На низком кустик_ висит эта поздняя ягода.

Душистая земляника созревает на лесной опушк_ или на солнечном пригорк_.

- Ориентируясь на таблицу. Определите порядок их записи. Напишите, выделите окончания существительных.

  И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.
1 1         2
2       1   2
3       1   1
4 1       1  
5     1   1  
6 1         1

- Прочитайте получившийся текст. Какова тема этого текста? (У каждой ягоды свой адрес)

В) Работа по индивидуальным карточкам.

- Перед вами лист с разноуровневыми заданиями. Прочитайте внимательно. Выберите посильное и выполните его. На выполнение задания 3-4 минуты. Затем листочки сдайте мне на проверку.

Задание первого уровня сложности:

- Вставить пропущенную орфограмму, определить падеж, склонение.

На лошад_, по алле_, около деревн_, к бабушк_, на обочин_, о мам_, о матер_, в музе_, на выставк_, в печк_, в печ_,

Задание второго уровня сложности:

- Подчеркнуть словосочетания, в которых существительное имеет окончание -е. Составить 3-4 словосочетания, в которых существительное имеет окончание -и.

Просит о помощ_, идти по дорог_, писать в тетрад_, оказаться на опушк_, идти к деревн_, петь от радост_, рисовать в альбом-.

Задание третьего уровня сложности:

- Е или - И в окончаниях существительных:

1) Рисовать в альбом_, в тетрад_, в тетрадк_;

2) стоять на опушк_, на дорог_, на площад_;

3) ехать к дочер_, к мам_, к бабушк_;

4) лежал на стол_, на полк_, на парт_;

5) направляться к рек_, к избушк_, к площад_;

6) край рощ_, дорог_, алле_;

7) запах полын_, сирен_, зелен_;

8) просить о помощ_, о поддержк_, о выдержк_,

7. Обобщающий контроль.

- Проведём обобщающий контроль. Я называю словосочетания, вы на своей дорожке штрихуете нужную клетку.

Е                  
И                  

По лесной чаще, по болотистой тундре, по жаркой пустыне, соревнование в скорости, в выносливости, увидеть в музее, требует наблюдательности, осторожности, использовали в древности, служили для передачи.

- Проверьте правильность выполнения по доске. Оцените свою работу. Кто справился на "5"? Молодцы!

8. Рефлексия.

- Поделимся впечатлениями о нашем уроке. Что, на ваш взгляд, удалось? Что не удалось, почему? Что учесть на будущее?