Урок биологии по теме "Класс паукообразные". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цели:

  • Образовательная: Познакомить учащихся с многообразием и образом жизни паукообразных, особенностями строения и жизнедеятельности, позволившими им стать одними из первопоселенцев суши, значением их в природе и жизни человека.
  • Развивающая: Способствовать продолжению формирования умений работы с тестами для дальнейшей подготовки к ГИА и ЕГЭ, работы с опорными сигналами, составления презентаций по теме.
  • Воспитательная: Учить бережному отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.

Оборудование: Таблица «Ракообразные», «Паукообразные», опорные сигналы, карточки, тесты на листах, 2 шкатулки, карточки для них, рисунки с изображением различных паукообразных, презентация, фотографии паукообразных.

Оформление на доске: тема, таблица, слоги: па се но ка ра скор ук косец курт пион.

Ход урока

I. Проверка знаний

1) Работа с 3-4 карточками.

2) Ответы с места (или опрос на листах). Работа у доски со значками.

3) Фронтальный опрос (можно использовать тестирование, см. приложение 1):

– Где обитает рак, каковы черты приспособленности к среде обитания в его внешнем строении, поведении, размножении.

(Дополнительный вопрос:

– Как называется мелкое ракообразное животное с большим количеством ножек? (мокрица)

– Каковы особенности внутреннего строения?

– Пищеварительная система. (Кишечник у ракообразных обычно с жевательным желудком и «печенью», открывающейся в среднюю кишку). Почему и как желудок ракообразных может жевать?

(Дополнительные вопросы: – Как изменится численность рыб в пруду, если в нем увеличится численность дафний? (А – увеличится; Б – уменьшится; В – не изменится; Г – может увеличиться, а может уменьшиться)

– Почему попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой? (Клешня рака может оторваться во время схватки с врагом или при неудачной линьке. Потом она вновь отрастает (регенерирует), но оказывается меньшего размера).

– Дыхательная, кровеносная система. Почему вынутые из воды раки могут несколько дней оставаться живыми? (Благодаря боковым краям панциря, которые предохраняют жабры от высыхания. Пока жабры у раков находятся во влажном состоянии, раки не погибают).

– Выделительная, нервная системы.

– Размножение.

– Какое значение имеют ракообразные в природе и жизни человека?

4) Тест «Проверь себя»

  1. Рак дышит жабрами (Да).
  2. Рак ведет дневной образ жизни (Нет).
  3. Тело рака состоит из двух отделов (Да).
  4. У рака простые глаза (Нет).
  5. Раки – растительноядные (Нет).
  6. Рак всегда передвигается, пятясь назад (Нет).
  7. Для рака характерна регенерация клешней (Да).
  8. С помощью ходильных ног рак передвигается по дну (Да).
  9. Кровеносная система рака незамкнутая (Да).
  10. Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы (Да).
  11. Раки являются «санитарами» водоемов (Да).
  12. Рак ногочелюстями захватывает пищу и отправляет ее в рот (Да).
  13. Брюшко рака состоит из 10-и члеников (Нет).
  14. Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи (Да).
  15. Кровь у рака красная (Нет).
  16. Самки рака откладывают зимой яйца (Да).
  17. Живут раки до 50 лет (Нет).

стр. 194-195 (тест) «Я иду на урок биологии.»

II. Изучение нового материала

– Давайте еще раз перечислим 3 класса из типа Членистоногих, которые мы изучаем: Ракообразные; Паукообразные; Насекомые.

– Каждый класс имеет свое название не случайно. Насекомые названы так из-за насечек на их теле. А откуда произошло слово «паук»?

– Общеславянское имя паука образованно с помощью приставки «па» от «онк», родственного греческому «онкос» – крючок, латинскому «анкус» – имеющий кривые руки, древнегреческому «акати» – сгибает.

Так что «паук» – в переводе криворучка и кривоножка.

А как называются Паукообразные на латинском языке? (Арахниды).

– А кто знает почему?

– Вспомним древнегреческую мифологию. Где жили боги?

– Как звали дочь Зевса, защитницу и воинствующую богиню?

– Послушайте, что говорит легенда. (арахнология – наука о пауках)

Легенда об Арахне (см. приложение 2).

– Итак, что же мы знаем о пауках? (Плетут паутину)

– Знаменитый натуралист д' Орбиньи в панталонах из паутины бразильских пауков в свое время щеголял. Носил их долго, а они не снашивались. И Людовику XIV, королю Франции, парламент города Монпелье как-то преподнес в подарок чулки и перчатки, тканные из шелковистых нитей французских пауков.

– Точно установлено, что паутина останавливает кровь. Только брать ее нужно свежую, чистую.

– Что же из себя представляет сам паук, хозяин паутины?

Одежды себе не шью,
А ткань всегда тку. (речь идёт о пауках)

– Задача нашего урока: выяснить не только строение пауков на примере крестовика, но и поговорить о том, какие членистоногие входят в класс Паукообразные, какую роль они играют в природе и жизни человека.Запись темы: «Класс Паукообразные.»

Класс Паукообразные включает до 62.000 видов.

Это сенокосцы, клещи, пауки, скорпионы и др. Все они животные наземные, кроме паука-серебрянки. Многие плетут паутину.

В связи с этим, строение их тела отличается от строения тела других членистоногих. (Не поп, а с крестом – кто?) Рассмотрим его на примере строения тела паука-крестовика, используя опорные сигналы. (Опорные сигналы заносятся в таблицу,начатую на предыдущем уроке)

– Что присуще всем членистоногим? (Конечности, хитиновый покров). Тело состоит из 2-х отделов – головогруди и брюшка. Брюшко отделяется от головогруди с помощью перетяжки. У них нет усиков и сложных глаз. На головогруди расположено 4 пары ног.

Так же несколько пар простых глаз; а снизу челюсти – хелицеры. Ими паук хватает жертву. Внутри есть канал с ядом. Имеются короткие, покрытые волосками ногощупальца, или педипальпы (органы осязания).

Снизу на брюшке располагаются паутинные бородавки, которые вырабатывают паутину. Это видоизмененные брюшные ножки. (О чем это говорит?) – О предках, у которых были ноги для передвижения.

На его задних ногах есть гребенчатые коготки, которые помогают вытягивать из желез паутинные нити и собрать их в одну.

Нить состоит из белка. Из паутинных бородавок одного паука можно вытянуть до 4-х км паутины. Паутина нужна им для ловли добычи, для изготовления коконов, чтобы защитить яйца от неблагоприятных воздействий. Поэтому она может быть нескольких сортов: сухая, влажная, клейкая, гофрированная. Служит она для разных целей. Паутина тоньше и прочнее нитей гусеницы шелкопряда.

Жил на свете аббат Комбуэ, такой был изобретатель: живых пауков в маленьких выдвижных ящичках подключал прямо к ткацкому станку особого образца. Станок тянул из пауков нити и тут же ткал из них тончайший шелк.

Но промышленное производство таких нитей не удается наладить, т.к. пауки очень прожорливы и не напасешься мух, и климат не везде подходящий.

Из паутинных нитей паук плетет ловчую сеть. Сначала раму с лучами, сходящимися к центру, затем длинную, тонкую и очень липкую нить, располагая ее в центре спирали. (Масса паутины, равной по длине экватору земного шара, составляет 340 г.)

Затем в ожидании добычи он сидит около сети в скрытом гнезде, устроенном из паутины. От центра сети к нему протянута сигнальная нить.

– Наблюдения за поведением паука показывают, что он выскакивает из своего укрытия, стремительно направляется к мухе только в том случае, если там находится муха средней величины: если попадает маленькая мушка, то паук не обращает на нее внимания. Каким образом паук узнает о величине своей жертвы?

(Паук с помощью особых чувствительных органов на лапках воспринимает колебания паутины и по их силе узнает, какой величины муха попалась. Если колебания сильны, паук бросается к жертве и разрывает нити, освобождая ее и спасая остаток паутины)

Он вонзает в жертву коготки верхних челюстей и впрыскивает яд внутрь жертвы; но не только яд, а еще и пищеварительные соки, т.к. не может питаться твердой пищей. Через час паук возвращается и всасывает добычу с помощью сосательного желудка. Такое пищеварение называется внекишечным.

Кровеносная система как у раков. Какая?

– Незамкнутая.

Гемолимфа. Сердце имеет вид трубочки или двойного ромба:

Дыхательная система. Паук дышит атмосферным воздухом. У него есть пара легочных мешков, оплетенных кровеносными сосудами, и пучки трахей, трубочки, пронизывающие тело животного.

Работа с рисунком учебника (стр. 123)

Выделительная система. Трубочки – мальпигиевы сосуды. Одним концом они собирают продукты обмена веществ, а другим впадают в кишечник. В кишечнике вода всасывается. Поэтому пауки экономят воду и могут без нее обходиться (замкнутый круг водопотребления).

Нервная система. Как у раков, только развиты грудные узлы и надглоточный узел.

Система размножения. Раздельнополые животные. Оплодотворение в организме самки.

Яйца самка откладывает открыто, либо оплетает их паутиной (кокон).

– Паукообразных насчитывается в природе 62.000 видов..

С некоторыми представителями мы познакомимся, так как они обитают в нашей местности и очень опасны.

Сообщения детей (презентация)

– Каракурт (его яд в 15 раз сильнее яда гремучей змеи).

– Тарантул.

– Скорпион (встречается в Средней Азии, на Кавказе, в Крыму).

– Птицеед (его пищеварительный сок растворяет за сутки 3 г тканей мыши, весящей 20 г).

– Сенокосец.

– Серебрянка (стр. 317 «Я иду на урок биологии»)

– Кроме Пауков, к Паукообразным относятся и клещи (сообщения)(презентация).

– стр. 125 учебника. – Чем сходны клещи с пауками?

– Чем отличаются?

– Какой клещ снижает урожай плодовых и бахчевых культур?

А – таёжный, Б – чесоточный, В – собачий, Г – паутинный.

– Какие клещи приносят вред здоровью человека?

А – почвенный, Б – чесоточный, В – собачий, Г – паутинный.

Знаете ли вы, что от чесоточного зудня умирали в древности короли и Папы Римские, и великие ученые: Геродот, Филипп II и Папа Клемент VII.

– Нужны ли паукообразные в природе?

– Не будь пауков, люди могли бы умирать от различных болезней, так как их переносят мухи, а как подсчитали ученые, вооружившись микроскопом, на теле одной мухи 26 000 000 микробов.

– Они являются пищей для птиц.

– Некоторые наносят вред растениям, животным и человеку.

– Являются переносчиками заболеваний.

– Участвуют в почвообразовании.

– А однажды пауки помогли французам одержать победу над Голландией.

Исторический факт. В декабре 1794 г. начальник французской армии Пишегрю вступил на Нидерландскую территорию, но голландцы разрушили плотину и затопили всю страну.

Пишегрю провел в бездействии около 2х недель и уже готовился отступить без всякого успеха, когда получил от находившегося в плену у голландцев французского генерала Картмера д'Ижонваля известие, которое заставило его изменить своё намерение.

Картмер, содержавшийся в утрехтской тюрьме, наблюдал там за многочисленными пауками и вывел заключение, что вскоре должны наступить морозы. Об этом ему удалось сообщить Пишегрю.

Действительно, в январе 1795 г. ударили морозы, и французская армия могла беспрепятственно двигаться по льду… Пишегрю форсированными маршами прошел за несколько дней недоступную перед тем страну и неожиданно появился перед Амстердамом. Обескураженные голландцы не только были разбиты наголову, но даже флот их был захвачен…

… а все потому, что пауки не плетут паутину перед дождем и морозами, чтобы зря ее не расходовать.

Итак, общие признаки паукообразных:

  • в основном, сухопутные виды;
  • 4 пары ходильных ног;
  • хищники => приспосабливаются, ядовитые железы, паутинные бородавки;
  • длина тела от 0,1 мм до 12 см.

III. Закрепление знаний

1) Для каких животных характерны следующие признаки: 4 пары ног, у большинства 2 отдела тела (головогрудь и брюшко), органы дыхания – лёгкие и трахеи, усиков нет?

А – Для всех членистоногих
Б – Только для ракообразных
В – Только для паукообразных
Г – Только для насекомых

2) Зоошутка. Отгадать, каким представителем паукообразных принадлежат части тела несуществующего в природе животного (см. приложение 3)

3) Игра-фанты (в первой шкатулке – вещи детей, в другой – карточки с вопросами. Тяну вещь – играющий – вытягивает карточку, отвечает на вопросы). Стр. 52-53, «Биология», занимательные факты и тесты.

4) Даны слоги: ПА СЕ НО КА РА СКОР УК КО СЕЦ КУРТ ПИОН

Составьте из них названия паукообразных.

(паук, сенокосец, каракурт, скорпион)

5) Выполнение теста (стр. 199-201 «Я иду на урок биологии», приложение 4)

Заканчивается урок стихотворением:

Все боятся пауков
Больше всех на свете,
А особенно боятся
Маленькие дети;
Не гоните пауков,
Маленькие дети:
Ловят мух и комаров
Добрые соседи!
Ядовиты пауки –
Это несомненно!
Но не тронут просто так,
Скажем откровенно.

IV. Домашнее задание.

1) § 25 (заполнение таблицы «Класс Паукообразные»)

Представитель паукообразных Среда обитания Черты приспособленности к среде обитания

2) составление схемы «Роль паукообразных в природе и жизни человека»

Использованная литература:

  1. Биология: Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы/Под ред. В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2006.
  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В., Шапкина В.А.; Константинова В.М. и др. – М.: ВАКО, 2004. – 432 с.
  3. Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999. – 366 с.
  4. Лернер Г.И. Уроки зоологии для старших классов. Тесты, вопросы, задачи./Серия «Как сдать экзамены»./– М.: Лист-Нью, 1998. – 496 с.
  5. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные: 7 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 176 с.
  6. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000. – 160 с.
  7. Солодова Е.А. Биология: учебное пособие: в 3 ч. Ч. 2. Разнообразие живой природы: вирусы, бактерии, грибы, растения, животные / Е.А. Солодова, Т.Л. Богданова. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 240 с.

Карточки – Приложение 5.