Непосредственно образовательная деятельность на тему "Пожарная безопасность"

Разделы: Работа с дошкольниками


Здравствуйте!

Сегодня реальность такова, что никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. И особую тревогу мы всегда испытываем за наших детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его познавательная активность может стать опасной для него. Пока малыш находится в заботливых руках родителей и воспитателей, взрослые (и тем более он сам) не задумываются серьезно над проблемами его безопасности.

В ближайшем будущем наши воспитанники пойдут в школу. Этот этап в их жизни будет связан с целым рядом проблем, из которых наиболее острыми являются вопросы личной безопасности. Эта проблема очень актуальна для нас, так как большинство наших воспитанников проживают в неблагополучном, пожароопасном микрорайоне, где сами дома и среда окружения могут стать причиной больших неприятностей.

Проанализировав свою работу, я пришла к выводу, что для “выращивания” всесторонне развитой личности необходимо акцентировать внимание на гражданственном воспитании. Гражданин должен являться творческой индивидуальностью, обладать политической и экономической грамотностью, уметь жить и работать в коллективе, кроме этого мы должны воспитать человека, который обязан быть счастливым.

Причина, подтолкнувшая меня к такому выбору одна: я работаю с детьми, обучающие правилам поведения и различные запреты непосредственно связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Человек, вне зависимости от возраста, будет следовать правилу, только в том случае, если ему понятен его смысл.

Основной целью моей работы по данной теме является воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста, т.е. донести до сознания каждого ребенка основные понятия опасных для жизни ситуаций и научить правильному поведению при возникновении таких ситуаций.

Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности я использую самые разнообразные методы и приемы: беседы, познавательные рассказы педагога, чтение и обсуждение художественной литературы, рассматривание иллюстрационного материала, просмотр видеофильмов, организованные занятия, постановка спектаклей, игры, развлечения. Наряду с традиционными формами работы, принятыми в дошкольном учреждении, я использую комбинированные виды деятельности, направленные на приобретение детьми определенного навыка поведения, накопленного положительного опыта.

Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе по безопасности.

Образовательная область: “Безопасность”, “Здоровье”, “Социализация”, “Коммуникация”, “Физическая культура”.

Образовательный компонент: “Речевое развитие”, “Социальный мир”, “Чтение художественной литературы”, “Подвижные игры”.

Программное содержание: закрепить навыки правильного поведения в случае возникновения пожара и приемам самоспасения, привить навыки осторожного обращения с огнем. Закрепить умение пользоваться телефоном и набирать нужный номер, умение подробно объяснить что случилось (назвать улицу, дом, фамилию, имя); знания, что категорически нельзя брать и играть со спичками. Развитие связной монологической речи и обогатить словарный запас детей. Воспитывать чувство ответственности и навыки личной безопасности.

Материал и оборудование: Стенд, оформленный картинами на пожарную тематику; на столах макеты пожарной части; телефон; набор цифр; эмблемы для команд: “Огонек” и “Уголек”; воздушные красные шары; игрушки: кукла, мяч, плюшевый мишка, машинка, матрешка; косынка; две деревянные ложки; четыре детских ведра; призы.

Ход

(В зал заходит почтальон Печкин и вручает воспитателю бандероль, из которого достает кассету.)

Воспитатель:

- Посмотрите, сегодня на адрес детского сада прислали видеокассету. Интересно, что на ней. Давайте посмотрим. Приготовились, смотрим внимательно. (Включаем и смотрим).

- Что же мы на ней увидели? (Ответы детей).

- Для того. Чтобы бороться с огнем и была создана пожарная часть. Как вы увидели, огонь может быть не только добрым, но и злым.

Ребенок:

Говорим – огонь нам друг!
Но врагом он встанет вдруг,
Если мы забудем,
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том вы в сражении с огнем
Тут он страшен и суров
И от дома – куча дров.

Воспитатель:

- Двести лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни. (Показывает на картину с изображением каланчи).

Ребенок:

На площади базарной
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный из будки
Поглядывая на север, на юг,
На запад, на восток –
Не виден ли дымок,
И если видел он пожар,
Плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.
И два шара, и три шара
Взвивалось вверх, бывало
И вот с пожарного двора
Команда выезжала.

Воспитатель:

- У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом – Стояли повозки с бочками с водой, лестницами. Но самое главное здесь – лошади, самые лучшие, резвые. (Показывает на картину с изображением повозки с бочкой). Пожарная часть представляла собой довольно солидную процессию. Впереди на лихом коне – трубач, громкими звуками трубы предупреждал прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение “летит, как на пожар”. Но дом зачастую не успевали спасти.

На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые устанавливаются на современных пожарных автомобилях. (Показывает на картину с пожарной машиной). Но если случается пожар, то на это место приезжают на только пожарные, но и полиция, и скорая помощь. И вот люди этих героических профессии: пожарный, полицейский и врач, организуют службу спасения. До того как на пожар приедет служба спасения, мы многое сумеем спасти, затушить пожар, если будем правильно действовать.

Игровая ситуация “Вечер в квартире”

Вы знаете, что вечером, когда все собираются дома, каждый чем-то занимается. Посмотрите, мама гладит белье, папа курит, смотрит телевизор, дети играют с розеткой, Бабушка стирает и сушит белье над газовой плитой. И вдруг начался пожар! Куда бежать?

  • к окну, если выход закрыт

  • на балкон

  • к выходу, т.е. к двери.

-Скажите, от чего мог возникнуть пожар? (Ответы детей)

- Если утюг загорелся? Ваши действия?

- обесточить, т.е. выключить

- накрыть влажной тряпкой

- при необходимости вызвать 01.

Ребенок:

Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал
Смело трубку в руку взять
01 сумей набрать
И назвать еще потом
Город, улицу и дом,
И квартиру, где живете
И с каким она замком
И еще сказать: “Даю вам
Фамилию свою”
Так же номер телефона
У которого стою.

Воспитатель:

- Как вы думаете, почему телефон службы спасения 01?

- потому что 01 – простой, его всякий запомнит

- 01, короткий, на пожаре дорога каждая минута

- 01 – номер удобный, его в темноте легко набрать.

Игра “Набери 01 с закрытыми глазами”

Дети хором:

- Пусть знает каждый гражданин

Службы спасения номер 01!

Воспитатель:

- А сейчас мы устроим с вами эстафету, разделимся на две команды: “Огонек” и “Уголек”.

Девиз команды “Огонек”: “Легче, чем пожар тушить,
Нам его предупредить!”

Девиз команды “Уголек”: “Крепко помните друзья,
Что с огнем шутить нельзя!”

  1. Игра-задание “Донеси воду, не расплескав ни одной капли” (вода на пожаре дорога)
  2. Игра-задание “Мы – пожарные” (Игрушки горят, вокруг них “пламя” красные шары. Много дыма. Нужно проползти и спасти игрушки. Игрушки по количеству детей в команде.)
  3. Игра “Отгадай загадку”

- Шипит и злится
Воды боится

- Все ест и не наедается
А пьет – умирает.
(Огонь)

С языком, а не лает
Без зубов, а кусает.
(Огонь)

- В деревянном домике
Проживают гномики
Уж такие добряки
Раздают всем огоньки.
(Спички)

- Это тесный, тесный дом
Сто сестричек живут в нем
И любая из сестер
Может вспыхнуть как костер
(Спички)

- Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хотой,
Над пожаром, над заводом,
Но нигде – нигде меня
Не бывает без огня.
(Дым)

4. Игра “Составь номер” (На столе разложены цифры, нужно быстро составить номер “Службы спасения”)

Воспитатель:

- Молодцы! На этом наша эстафета подошла к концу. (Определяется победитель).

- А сейчас я хочу посмотреть какие же вы внимательные. Я буду задавать вам вопросы, а вы хором должны ответить:

“Это я, это я, это все мои друзья!”

- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

- Кто из вас, заметив дым, закричит: “Пожар, горим!”

- Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

- Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?

- Молодцы! Какие все внимательные и знаете правила поведения при пожаре.

(Звучит песня о пожарных и раздаются памятные призы детям. Занятие окончилось.)