Урок музыки "Музыкальное путешествие по Италии". 4-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Цель: формирование первых детских представлений о музыкальной культуре Италии.

Задачи.

Учебные:

  • раскрытие по средствам интегративного комплекса искусств национальной самобытности музыкально-художественной культуры Италии;

познавательные:

  • знакомство детей с выдающимися представителями итальянской исполнительской и композиторской школы, всемирно известными скрипичными мастерами;

развивающие:

  • музыкальное развитие учащихся через непосредственное участие их во всех видах музыкальной деятельности;

воспитательные:

  • воспитывать творческую личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и художественного искусств.

Методы.

  • Словесный.
  • Наглядный.
  • Практический.
  • Объяснительно-иллюстративный.

Приемы.

  • Слушание.
  • Исполнение.
  • Пластическое интонирование.

Оборудование.

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экран.
  • Аккордеон.

Музыкальный материал урока.

  • Неополитанская песня “Санта Лючия”.
  • Д. Россини “Неаполитанская тарантелла”.
  • Н. Паганини “Каприччио”.
  • ИНП “Четыре таракана и сверчок”.

Дополнительный материал.

  • Портреты Робертино Лоретти, Антонио Страдивари, Николо Паганини.
  • Репродукции картин А.П. Боголюбова “Сорренто” и С.Ф. Шедрина “Санта Лючия в Неаполе”.

Ход урока

(Слайд №2)

Учитель приветствует учащихся.

Знакомство с новой темой.

Учитель: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по Италии. (Слайд №3)

Италия расположена на юге Европы, на Апенинском полуострове. Знаменитые города – Рим, Венеция, Неаполь, Сорренто. (Слайд №4, 5)

Давайте познакомимся с репродукциями картин А.П. Боголюбова “Сорренто” и С.Ф.Щедрина “Санто-Лючия в Неаполе”.

Что общего в этих картинах?

Ученики: Присутствие моря.

Учитель: Правильно, присутствие моря. Теплые южные моря – Средиземное, Адриатическое, Ионическое – играют в жизни итальянцев важную роль. Многие жители этой страны занимаются рыболовством. Кроме моря у итальянцев есть еще одна страсть – пение. И нередко оба предмета почитания море и песня - объединяются. Примером тому – песни о море, о воде, а точнее песни на воде – знаменитые итальянские баркаролы. Баркаролы родились в Венеции. (Слайд №6) Город расположен на островах Венецианской лагуны Адриатического моря, поэтому все передвижения в нем осуществляется только на лодках. Называются эти плоскодонные, одновесельные лодки – гондолы. (Слайд №7) Правят ими гондольеры, распевая при этом песни. (Слайд №8) Одна из самых популярных не только в Италии, но и во всем мире неаполитанская песня “Санта Лючия”. Вот русский перевод этой песни:

Лунным сиянием
Море блистает,
Ветер попутный
Парус вздымает.
Лодка моя легка,
Весла большие…
Санта Лючия. (2 раза)

Неаполь чудный,
О, край прелестный,
Где улыбается
Нам свод небесный!
С моря несутся
Песни родные…
Санта Лючия. (2 раза)

Слушание произведения “Санта Лючия”.

Песня выдержана в традициях баркаролы размер 6/8, мягкое покачивающееся движение мелодии как бы воспроизводит плеск воды. (Слайд №9). Прозвучит эта песня в исполнении замечательного итальянского певца Робертино Лоретти.

Пластическое интонирование.

Учитель: Слушая музыку мы перевоплощаемся в гондольеров и управляем воображаемыми лодками. Девочки – имитируют руками плеск волн, а мальчики – движение весла (звучит песня, дети перевоплощаются в гондольеров и управляют воображаемыми лодками).

Знакомство с итальянским народным танцем.

Самый распространенный в Италии танец – Тарантелла. Своим названием танец, по одной версии обязан южно – итальянскому городу Таранто. По другой версии, стремительные кругообразные движения танцоров, исполняющих тарантеллу аналогичным действием людей укушенных тарантулом (особый вид паука). Тарантелла исполняется в быстром темпе и сопровождается игрой на гитаре, ударами тамбурина, а иногда и пением. (Слайд №10) Без тарантеллы в Италии не обходится ни один праздник. Сейчас мы с вами послушаем “Неаполитанскую тарантеллу” Д.Россини. Ударами в ладоши отмечаем сильную долю, имитируя удар тамбурина.

Посещение мастерской А. Страдивари.

(Слайд №11)

Инструмент скрипка также присутствует в аккомпанементе тарантеллы. Во многих странах мира делали скрипки, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Их имена Н.Амати, А.Гварнери, А.Страдивари. Секреты мастерства они передавали только своим ученикам.

Для приготовления скрипки достаточно всего около 240 граммов дерева. Оно должно быть разных пород: еловое для верхней крышки, белоствольный клен – для нижней. Рубить дерево нужно только весной, когда оно оживает, и листья влагу из ствола вытягивают. Иначе дерево, со смолянистыми соками внутри, будет тяжелым и глухим, а звук в нем будет вязнуть. Толщина стенок скрипки тоже везде разная: в середине потолще, а к краям потоньше. И это тоже для красоты звука. В фигурные прорези корпуса звук вылетает наружу, а не гаснет внутри. Даже подставочка, на которой лежат струны, играет свою роль для качества звука: она пружинит под струнами, смягчает их нажим. Лак тоже имеет особое значение для звука скрипки. Он уберегает ее от сырости. Но может случиться, что лак сковывает своей ледяной корочкой дерево и не дает ему звучать. Значит, лак тоже не всякий годится. Скрипки изготовленные итальянским мастером Антонио Страдивари известны всему миру.

Слушание произведения Н. Паганини.

Сейчас мы с вами послушаем произведения, которое принадлежит перу итальянского композитора, замечательного скрипача Николо Паганини. (Слайд №12) Это первый скрипач, который стал исполнять скрипичные произведения наизусть. Имя гениального скрипача окружено легендами. При жизни его обвинили в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил, в первой половине 19 века, людям не верилось что обыкновенный человек сам без помощи волшебной силы может так великолепно играть на скрипке. (Звучит каприччио Н.Паганини)

Учитель: В какой форме написано это произведение?

Ученики: в форме вариаций.

Учитель: Правильно – в форме вариаций.

Динамическая пауза.

Учитель: А теперь физкультминутка.

“Голова вперёд, голова назад, голова вперёд, назад и прямо.

Голова назад, голова вперёд, голова назад, вперёд и прямо.

Ухо вправо, ухо влево, ухо вправо, влево, прямо.

Носом вправо, носом влево, носом вправо, влево, прямо”.

Учитель: Молодцы!

Вокально-хоровая работа.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с текстом итальянской народной песни “Четыре таракана и сверчок”. Как в вы думаете, какая по характеру будет мелодия у этой песни?

Ученики: Весёлая.

Учитель: А темп?

Ученики: Подвижный.

Учитель: Правильно, ребята! А теперь послушаем звучание этой песни. (Исполнение учителем песни).

Учитель: Давайте поработаем над дикцией. Хорошо сказанное наполовину спето.

Работа с текстом песни (проговариваем с утрированно-подчеркнутым произношением каждого слова).

Ученики разучивают мелодию песни (прием эхо). А затем исполняют песню по фразам (цепочкой).

Закрепление полученных знаний. (Слайд №13, 14)

  1. Какой город в Италии знаменит “водными” улицами? (Венеция).
  2. Назовите итальянский народный танец (Тарантелла).
  3. Назовите имя известного итальянского певца исполнителя песни “Санта Лючия” (Робертино Лоретти).
  4. Назовите итальянский народный инструмент (тамбурин).
  5. Назовите имя итальянского композитора и скрипача (Николо Паганини).
  6. Как называются одновесельные плоскодонные лодки? (Гондолы).

Итог урока.

Итак культура Италии была представлена своими лучшими образцами во всех жанрах музыкального искусства. Мы познакомились со знаменитой Неаполитанской тарантеллой Дж. Россини, баркаролой “Санта Лючия” и голосом Р. Лоретти, с инструментальным произведением Н. Паганини, побывали в мастерской у А. Страдевари и узнали секрет изготовления скрипки.

Домашнее задание.

Составьте, пожалуйста, кроссворд, чтобы ключевыми словами были новые термины, которые вы узнали на уроке.