"Гимназическое образование" (из опыта работы ГОУ "Гимназия № 1584" ЗОУО ДО города Москвы)

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Рисунок 1

ГОУ СОШ №1131 существует с 1989 года. В 2002-2003 учебном году были открыты лицейские и гимназические классы. В 2007-2008 учебном году по результатам аттестации школа получила статус Гимназии №1584 и в этом режиме работает пятый год. Главная цель педагогического коллектива Гимназии – перевод учебного процесса в учебно-исследовательский, что обеспечивает логическую взаимосвязь между компонентами базовых учебных дисциплин, дополнительным образованием и системой развивающих знаний. Процесс обучения и воспитания строится на основе здоровьесберегающих, личностно-ориентированных, информационно-коммуникативных технологий в соответствии с концепцией развития гимназического образования.

Создана эффективная система образовательного мониторинга, развивается его информационно- статистическая и социологическая база на основе внедрения современных информационных технологий. Расширяется участие органов ученического самоуправления в принятии и реализации управленческих решений. Создаётся эффективная система мониторинга уровня воспитанности.

Ведущая идея в концепции развития Гимназии – это свободное и активное саморазвитие личности, ценной для общества и для себя. В связи с этим, Гимназия ставит перед собой следующие задачи:

1.Повышение рейтинга гимназического образования по результатам качества образования, включающего в себя требования по уровню освоения ключевых компетенций; достижение высокого качества результатов обученности и воспитанности.

  1. Увеличение количества педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационные категории с 72% до 90%.

3.Рост профессиональной компетенции педагогов:

  • Использование в образовательном процессе ИКТ 80% педагогов;
  • Оборудование 5-ти автоматизированных мест учителя;
  • Овладение исследовательскими и проектными методами обучения на всех ступенях до 80%;
  • Использование современных воспитательных технологий, ориентированных на активизацию развития и саморазвития;
  • Увеличение удельного веса численности учащихся, получающих образование с использованием информационных технологий в 1,5 раза по сравнению с 2006-2007 учебным годом.

Педагогические кадры Гимназии - это грамотные, владеющие методикой преподавания предмета специалисты, обеспечивающие стабильно высокую результативность в обучении и воспитании учащихся. Гимназией обеспечены и организованы условия:

  • для подготовки и непрерывного повышения профессионально-педагогической квалификации педагогических кадров для работы в инновационном режиме;
  • для поддержания социально-профессионального статуса педагогов и их инновационного потенциала;
  • для качественного информационного всеобуча педагогов;
  • модернизирована модель управления предметными кафедрами.

Педагогический коллектив, максимально используя потенциальные возможности каждого ученика, обеспечивает высокий уровень усвоения учебного материала, вырабатывает устойчивые познавательные интересы. В Гимназии созданы комфортные условия успешности обучения каждого ученика и учителя.

Всего педагогических работников в 2011-2012 учебном году – 86 человек, из них имеют:

высшую квалификационную категорию 48 чел.

первую квалификационную категорию 15 чел.

вторую квалификационную категорию 16 чел.

Качественный состав педагогических кадров:

  • Заслуженный учитель 5чел.
  • Почетный работник общего образования РФ 14чел.
  • Почётный работник города Москвы1чел.
  • Отличник народного просвещения7чел.
  • Почётной грамотой МО РФ21чел.
  • Лауреат ПНПО 11 чел.
  • Грант Москвы 13чел.
  • Кандидат наук 3 чел.
  • Мастер спорта 2 чел.
  • Молодые специалисты5 чел.
  • Медаль “Ветеран труда” 2 чел.
  • Медаль “В память 850-летия Москвы”6 чел.
  • Удостоверение “Ветеран труда”18 чел.

Девизом творческой работы педагогического коллектива по реализации гимназического образования являются прекрасные слова поэта Н.Заболоцкого:

- Два мира есть у человека:
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

-Какой же мир, по мере сил, творят учителя нашей Гимназии? Мы понимаем, что повышение качества гимназического образования с использованием современных технологий невозможно без информационно-образовательной среды. В Гимназии имеются:

Компьютерные классы 3

Медиацентр 1

Компьютеры 52

Медиапроекторы 11

Интерактивные доски 4

Лингафонные кабинеты 6

Качество образования определяется степенью достижения намеченных образовательных результатов, отвечающих потребностям государства, учащихся, их родителей, ВУЗов, работодателей. В связи с этим учебный план Гимназии как многопрофильной Гимназии состоит из предметов базового компонента, гимназического (школьного) компонента, курсов по выбору (за счёт вариативной части плана). В инвариантной части базовый компонент реализует видовое своеобразие московского гимназического образования, в вариативной – специфику многопрофильной Гимназии. Гимназический компонент реализует типологическое своеобразие гимназического образования:

  • языкового в своей основе (английский язык – основной, немецкий язык – второй);
  • универсально-профильного (профилизация через расширение или углубление избранной области знаний);
  • ориентированного на развитие у учащихся универсальных способностей к активному интеллектуальному труду.

Курсы по выбору призваны дополнять углублённые курсы, создавая дополнительное образовательное поле в выбранном профиле. Осуществляется ранняя профориентация школьников и создаются условия для самообразования и самоопределения учащихся. Для реализации задач гимназического образования в учебном плане 5-9 классов выделяются дополнительные часы:

  • для изучения иностранных языков;
  • для изучения информатики как языка;
  • на преподавание курсов по выбору, проектной деятельности;
  • на преподавание литературы, математики, истории, обществознания, естествознания.

Гимназические классы сориентированы на 6-ти дневную рабочую неделю. Учебный план Гимназии, сформированный с учётом традиций, специфики работы и обучения по ИУП в 10-11 классах, обеспечивает индивидуальный характер развития и обучения школьников в соответствии с их интересами и способностями. Созданная модель ГЭП “Совершенствование форм обучения старшеклассников по ИУП” получила одобрение педагогической общественности.

В старшей школе приоритетными направлениями деятельности являются:

  • непосредственное участие обучающегося в организации своей учёбы и её оценивании, индивидуализации образования, возрастание роли самостоятельной работы;
  • организация работы учащихся в музеях, библиотеках, на кафедрах ВУЗов в рамках выбранного профиля;
  • возможность перехода на экстернатную форму обучения по отдельным предметам с целью высвобождения времени;
  • подготовка к ЕГЭ в урочное и внеурочное время (элективные курсы).

Индивидуализация образовательного процесса осуществляется на основе психолого-педагогического сопровождения, нацеленного на успешное обучение и развитие ученика в различных ситуациях школьной жизни. Многопрофильная модель обучения позволяет учащемуся взять желаемую нагрузку по силам. Работа в группах расширенного и углублённого изучения предметов заставляет широко внедрять новые информационные и педагогические технологии, в том числе проектно-исследовательскую деятельность учащихся.

В ходе реализации гимназического образования постоянно совершенствуется система психолого-педагогического сопровождения развития личности гимназиста. Систематически отслеживается уровень физического, психического и психологического здоровья школьников. Совершенствуется практика психологического консультирования педагогов, родителей и учащихся по проблемам личностного и профессионального самоопределения. Разрабатываются индивидуальны образовательные маршруты гимназистов. Проводится обучение органов родительского и ученического самоуправления навыкам взаимодействия по реализации “Программы развития”. Привлекаются органы самоуправления (педагогов, родителей, учащихся) к процессу самообследования и самооценки инновационной деятельности.

Накоплен опыт реализации гимназического образования и во внеклассной работе. Для воспитания, обеспечения процессов взросления ребёнка необходима детско-взрослая общность, способность увлечь его, передать ему особое видение мира. Мы стремимся создать такое образовательное пространство, в котором проявится возможность брать на себя ответственность за социальное действие, в котором дети могут реализовать себя. Становление в Гимназии детско-взрослой общности обеспечивает реальную связь поколений, возможность продолжать традиции:

  1. День Знаний.
  2. Проведение олимпиад по различным предметам.
  3. Проведение интеллектуального марафона.
  4. Заседания ШНО.
  5. День учителя.
  6. День самоуправления – Учитель Дублёр.
  7. Организация дежурств по Гимназии и генеральная уборка.
  8. Организация уборки территории Гимназии.
  9. Зимний праздник – Новый год.
  10. Вечер встречи с выпускниками Гимназии.
  11. Экскурсии по плану.
  12. Участие в лагерях школьного актива.
  13. Оформление Гимназии к мероприятиям.
  14. Анкетирование учащихся Гимназии.
  15. Посвящение в гимназисты.
  16. Участие команды ДЮП в районных и окружных мероприятиях.
  17. Участие в школьных, районных и окружных спортивных соревнованиях.
  18. Участие в осенних туристических слётах.
  19. Участие в конкурсах военно-патриотической песни и конкурсе литературно-музыкальных композиций, посвящённых ВОВ.
  20. Участие в конкурсах “Юные таланты Московии”.
  21. Сотрудничество с киностудией “Март”.
  22. Праздник “8 Марта”.
  23. Праздник, посвящённый Дню Победы.
  24. Организация встреч с ветеранами ВОВ и поздравление блокадников Ленинграда.
  25. Работа музея.
  26. Праздник “Последний звонок”.
  27. Выпускной вечер.
  28. Ежегодный историко-художественный бал.
  29. Дни исторического и культурного наследия.
  30. Митинг “Дети против терроризма”.
  31. Творческие отчёты по ежегодным заданиям Гимназии.
  32. Сотрудничество с Белоруссией (Гимназия №31).
  33. Участие в конкурсе “Созвездие Кунцево”.
  34. Участие в окружных мероприятиях “Союз нерушимых” и “Славянская мозаика”.

Формой поддержания и воспроизведения традиций является праздник – это средство восстановления и сохранения в памяти значимого для общности события. Одним из любимых дел Гимназии является подготовка литературно-исторического бала (тема меняется ежегодно – А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет). Подготовка к балу проходит через экскурсии, межпредметные интеллектуальные игры. Число участников не ограничено, причём успех предыдущего года рождает успех последующего.

В Гимназии сложилась система дополнительного образования, направленная на удовлетворение в самовыражении, в самоопределении и самоопределении учащихся. Удачным оказалось участие гимназистов в различных конкурсах, проводимых на английском и немецком языках. Система дополнительного образования стимулирует ребёнка принимать участие в различных школьных делах, расширяет возможность школьника для демонстрации его личных достижений. Проектная работа учащихся имеет большие перспективы, органично включается в единое научно-информационное пространство Гимназии. Метод проектов – это высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей. Повышение качества образования учащихся происходит за счёт обеспечения комплекса компетенций, включающих теоретические прикладные знания и умения, в процессе их участия в научно-исследовательских проектах и конкурсах (“Эврика”, “Забелинские чтения” и т.д.).

В Гимназии работает корпункт, функционирует ГЭП “Я шагаю по Москве” (2007-2009). Второй уровень (с 2009 года) “Создание развивающего пространства образовательных учреждений через сочетание различных форм экскурсионно-просветительской деятельности и вовлечение в него историко-культурного потенциала города Москвы и Московской области”.

В Гимназии выпускается школьная газета “Знайка” с 2008-2009 учебного года. Рубрики газеты:

  1. “Это интересно”:
  • темы, посвящённые жизни замечательных людей;
  • тема “Гимназия” (форма, экзамены, знаменитые люди-гимназисты);
  • тема “Ордена”, посвящённая орденам России;
  • тема “Праздники” (Новый год, 8 Марта и т.д.);
  • тема “Факты и только факты”, посвящённая редким животным; насекомым; учёным).
  1. Тематические :
  • Великая отечественная война (блокада Ленинграда, герои былых времён - Кунцевские имена, Музей ВОВ, сочинения, встречи с ветеранами).
  • День космонавтики (С.П.Королёв, К.Э.Циолковский и др.).
  • День учителя (юбилей школы).
  • День знаний.
  • Музей “Истоки”.
  • Математическая газета.
  • Литературные встречи.

III.Визитная карточка (статьи, посвящённые классу).

IV.Беседы с психологом (чего не надо бояться, умение сказать “нет” и т.д.)

Перспектива развития газеты - открытие рубрик:

  • “Это интересное слово” (словообразование);
  • “Как прекрасен этот мир” (экология окружающего мира, поведение гимназиста и т.д.);
  • “Все работы хороши - выбирай на вкус” (профессии, специальности).

Гимназисты очень любят спорт, есть достойные успехи в этих видах деятельности. Всё это рождает освоение учащимися социальных ролей, выстраивание отношений со сверстниками, защищённое от его собственных комплексов, готовности к эффективным коммуникациям, приобретение навыков общения, самореализации, принятие на себя ответственности, формирование самостоятельности.

Особое место в жизни Гимназии занимает краеведческий музей “Истоки”, экспозиции которого включают в себя следующие направления:

  • “Кунцево в далёком прошлом”.
  • “Обитатели Кунцевской вотчины” (Кунцевский Медичи).
  • “Военная история России в судьбах наших дедушек и бабушек”.
  • “Кунцево вчера, сегодня, завтра”.

Все наши школьные дела – это создание модели гражданского поведения, включающей учащегося в проигрывание той или иной ситуации, воспитание личности с высоким уровнем гражданского сознания и интеллектуального развития. Педагогический коллектив Гимназии старается создать такие условия, в которых бы ребёнок сам захотел стать таким, каким нам его хочется видеть. Традиционным стало получение каждым классом задания на весь учебный год, для выполнения которого необходимо встретиться с участниками (свидетелями) событий, совершить экскурсии по заданной теме, затем представить творческий отчёт, который продолжить в проектах, литературно-музыкальных композициях, сборе материалов для школьного музея.

Социальное партнёрство Гимназии:

  • ЗОУДО
  • ОМЦ
  • Управа Кунцево
  • Муниципалитет Кунцево
  • Совет ветеранов Панфиловской дивизии
  • Совет ветеранов - блокадников Ленинграда
  • МосГорСютур
  • Педагогический отряд МАТИ
  • Дет.киностудия “Март”
  • Телеакадемия (канал “Столица”)
  • ДООЦ “Западный
  • Центральный музей ВОВ (на Поклонной горе)
  • Государственный исторический музей
  • Приокско-террасный заповедник
  • Политехнический музей
  • Краеведческая библиотека им.Забелина
  • ДТ “Рублево”
  • ДТ “Кунцево”
  • ЦВР “Синегория”.

На реализацию гимназического образования работает и ОЭП “Апробация и внедрение новых форм и технологий в работе с детьми по пропаганде противопожарных знаний и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в условиях дополнительного образования”, в рамках работы которой создана дружина юных пожарных. Основные направления работы ДЮП:

  • Обучение членов ДЮП основам пожарной профилактики.
  • Ознакомление с пожарной техникой.
  • Участие в творческих конкурсах декоративно-прикладной направленности
  • Организация встреч с ветеранами пожарной охраны.
  • Проведение соревнований по пожарно-прикладному спорту.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

В Гимназии введена форма (парадная – чёрно-белая). В октябре 2009-2010 учебного года мы праздновали 20-летие школы – это был настоящий душевный праздник для всех участников образовательного процесса.

Рисунок 5.

Рисунок 6.

-И в 21-м веке, страшном, дивном,
Так много злого выползает в свет.
Да будем же добры, мудры, наивны –
Другой защиты будущему нет!

Рисунок 7.

Рисунок 8.

Рисунок 9.

Рисунок 10.

Рисунок 11.

Рисунок 12.

Рисунок 13.

Рисунок 14.

Рисунок 15.

Рисунок 16.