Интегрированная деятельность "экология, экспериментирование, развитие речи". Тема: "Малахитовая шкатулка"

Разделы: Русский язык, Работа с дошкольниками, Экология


Информационная карта

Интегрированная деятельность:

экология, экспериментирование, развитие речи, познавательно – поисковая деятельность.

(экологического воспитания дошкольников.

Раздел “Полезные ископаемые”)

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, уметь ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие , решать возникающие проблемы.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Наша задача не подавлять грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы “почему” и “как”, что способствует развитию познавательной компетенции детей. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности мы выбрали детское экспериментирование. Существуют различные подходы в определении понятий “детское экспериментирование”. В нашем исследовании мы придерживаемся определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым: “детское экспериментирование –одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой”. Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка, мы оборудовали в группе мини- лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой работы.

Наличие лаборатории даем нам большие возможности использовать при большом количестве, это: работать небольшими группами, не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений.

Цель исследовательской деятельности:

способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи экспериментальной деятельности:

  • Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
  • Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
  • Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камней;
  • Развитие у детей умение пользоваться приборами- помощниками при проведении экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы и т.д);
  • Развитие умственных способностей;
  • Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

Структура проведения непосредственно-образовательной деятельности.

  • Постановка, формулирование проблемы;
  • Выдвижение предложений гипотез), отбор, способы проверки;
  • Проверка гипотез;
  • Подведение итогов, вывод;
  • Фиксация результатов;
  • Вопросы детей.

“Малахитовая шкатулка”

дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет (30 мин.)

Цель: формирование естественно – научных представлений в поисково- исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

  • стимулировать детей к самостоятельному познанию окружающего мира через активное с ним взаимодействие (осуществление поисково-исследовательской деятельности в естественных условиях);

  • формировать представления о признаках и свойствах природных и искусственных камней;

  • развивать любознательность, внимание, наблюдательность, память; упорядоченное, структурированное мышление;

  • формировать навыки работы с информацией: способность разработать стратегию поиска информации, систематизировать, обрабатывать и воспроизводить полученные данные;

  • воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми в процессе обмена мнениями;

  • расширять и активизировать словарный запас: геолог, исследователь, полезные ископаемые, руда, рудник, горный комбайн, горные минералы, грейдер, природные и искусственные камни, лаборатория, лупа, сколы, кремень.

Оборудование: “малахитовая шкатулка” с изделиями из камней, искусственные камни (керамзит, кусочки кирпича, асфальта), макет горы; материал для проведения экспериментов: лабораторная карта, цветные карандаши, лупы, , , колбы, выставка камней, презентация в виде слайдов “Планеты солнечной системы”, система “мультимедиа”, стол прозрачный для работы с песком и водой.

Предварительная работа:

  • сбор информационного и иллюстративного материала о камнях и их использовании;
  • сбор камней для создания коллекции;
  • чтение “Уральских сказов” Павла Бажова;
  • научные опыты (из чего сделана Земля, исчезающий мел, выращиваем кристаллы, осадочные породы, магнитные свойства камней, растворимые камни);
  • игры с камнями (выбрать самый большой и самый маленький, “Разложи образцы”, “Придумай камню имя” (словотворчество), “Узнай камень”, “Два камешка”, воспроизвести узор камня на бумаге, “Что сделано из металла”, “Спрятанный камень” и пр.);
  • изготовление поделок (“Кристаллы из бумажного листа”, “Сад камней”, “Вулкан”, “Драгоценные камни”);

Ход занятия:
I часть

Воспитатель: Ребята, у нас в группе появилась шкатулка. Как вы думаете, кто мог ее прислать?

(Дед Мороз, волшебница, сказочник и т.д.)

На экране появляется Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы:

“Здравствуйте, дорогие ребята. Я живу в горном царстве-государстве и являюсь его хозяйкой. Все мое богатство находится под землей. Геологи ищут камни - самоцветы, а мастера – ювелиры делают из них украшения. Я знаю, что вы увлекаетесь изучением камней. Примите мой подарок. Но, чтобы открыть малахитовую шкатулку, вы должны выполнить задания, которые находятся в трех ларцах.

Дети находят ларец под номером 1.

(В ларце находятся конверты на каждого ребенка с картинками, на которых изображены предметы живой, неживой природы и предметы рукотворного мира).

Приложение 1

Воспитатель: Перед нами карта мира. Вы должны распределить на карте объекты живой природы, затем – объекты неживой природы.

Воспитатель: Ребята, а как называется планета, на которой мы живем? А какие планеты солнечной системы вы знаете? (Марс, Юпитер, Венера и т.д.)

Презентация “Планеты солнечной системы”

Воспитатель: Что вы можете о них рассказать?

( Есть камни, полезные ископаемые, пыль и т.д.)

Мы справились с первым задание Хозяйки Медной горы.

Дети находят ларец под номером 2.

(В ларце - фигура геолога, карточки с предметами, необходимые в экспедиции).

Приложение 2

Воспитатель: Как называют профессию человека, который находит месторождения полезных ископаемых? (Геолог) Какими качествами должен обладать этот человек? (смелость, выносливость, может помочь в беде и т.д.)

Воспитатель: Я предлагаю вам стать геологами и отправиться в горы на поиски камней. Работа с карточками.

Дети направляются к макету горы, на котором спрятаны различные камни, ищут их.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите свои находки, вы нашли камни разные или одинаковые?

Дети: Камни разные (у всех разные камни).

Воспитатель: Как люди должны относиться к природным камням?

Дети: Их надо беречь, о них надо заботиться, их надо изучать.

Дети находят ларец под номером 3.

( В ларце находятся халаты для работы в лаборатории)

Воспитатель предлагает отправиться в лабораторию для изучения тайн найденных камней.

II часть:

Воспитатель предлагает взять лабораторные карты (схематичные изображения признаков камней) и разместиться за лабораторными столам для изучения тайны камня. Направляет исследовательскую деятельность детей путем определения заданий для проведения опыта.

Опыты проводятся детьми в индивидуальной форме.

Опыт 1

Воспитатель: Рассмотрите камни через лупу и отметьте в карте, какого он цвета.

Дети: делают зарисовку цветными карандашами.

Опыт 2

Воспитатель: Потрогайте камень, Какой он на ощупь. Зачеркните в таблице то, что по вашему мнению, неверно.

Опыт 3

Воспитатель: Что еще можно обнаружить на вашем камне?

Дети: Сколы, трещинки, узоры.

Воспитатель: Если такие особенности присутствуют, то поставьте в таблице

Опыт 4

Воспитатель: Каким предметом можно нанести царапины на камне?

Дети: Твердым, можно монеткой.

Воспитатель: Поцарапайте камень и отметьте результат в карте. Расскажите, у кого камень самый твердый, почему?

Дети: На самом твердом камне царапины еле заметны.

Опыт 5

Воспитатель: Проверьте, что будет, если выдавить на камень сок лимона. Поместите камешек в жужжащий стаканчик, послушайте. Расскажите о результате.

Дети: Некоторые камни “шипят” (мел - известняк).

Опыт 6

Воспитатель: Опустите камень в воду. Что происходит? Отметьте в карте.

Дети: Некоторые камни плавают (керамзит, пористый туф), некоторые тонут, некоторые растворяются (соль).

Опыт 7

Воспитатель: Прислоните камешек к щеке, он теплый или холодный?

Дети: Холодный.

Воспитатель: Подержите немножко в руке и опять прислоните к щеке. Стал ли камень теплее?

Дети: Он нагрелся в руке.

Приложение 3

Воспитатель предлагает 1-2 детям рассказать с помощью карты о своем камне.

III часть:

Воспитатель предлагает пройти к выставке камней и послушать рассказы экскурсовода об истории камней.

Экскурсовод:

У древних людей не было спичек и зажигалок, они высекали огонь из камня, который называется “Кремень”, этот камень очень прочный, из него люди делали ножи, топоры и наконечники для стрел.

- Из других камней люди научились строить дома, дворцы, лестницы и памятники, даже реки в городах прочно держат гранитные берега.

Воспитатель показывает искусственные камни (кусочек кирпича, керамзит, бетон, гипс, смола, стекло)

Встречаются ли эти камни в природе?

Дети: Эти камни искусственные сделаны людьми.

Воспитатель: Чем они полезны людям?

Дети: Люди строят дома, стеклят окна, делают посуду, делают украшения.

На экране появляется Хозяйка Медной горы

Хозяйка Медной горы: Молодцы! Вы справились с заданиями. Чтобы открыть шкатулку произнесите волшебные слова:

Сила камня помоги
Шкатулку волшебную нам отвори!

(Звучит музыка)

Воспитатель предлагает подарок Хозяйки Медной горы (изделия из камней) отнести в группу для оформления экспозиции выставки.

Приложение 4.

Видеозапись.

Перспективно-тематический планирование к разделу “Природные богатства” ( познавательно-поисковая деятельность, экспериментирование)

Дата

Виды деятельности

Задачи

Оборудование

Место проведения

08.09. 2011 Фронтальное “Объекты живой и неживой природы” -формировать интерес к неживой природе. -дать первоначальные сведения о горных породах и минералах; -формировать умения делать выводы; -воспитывать любозна-тельность. макет планеты, картинки с объектами живой и неживой природы (растения, животные, горы, камни, солнце), небольшие камни, обычная соль, одноразовая тарелка. Групповое помещение
09.09.2011 Подгрупповое Игра-экспериментирование

“ Горные породы и минералы”

-развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира. -воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.

- развивать речевое творчество

одинаковые наборы деталей конструктора. Участок группы
12.09.2011 Индивидуальная работа Игра “ Разложи образцы”

- развивать любознательность, наблюдательность, внимание упорядоченное, структуриро-ванное мышление

коллекция горных пород, минералов. Групповое помещение
13.09.2011 Подгрупповое Д\игра

“ Найди, что опишу”,

“Загадай мы отгадаем”,

“Что сделано из металла”

- формировать мыслительные процессы: умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы.

образцы горных пород Групповое помещение
14.09.2011 Подгрупповое Наши поделки

“Кристаллы из бумажного листа”

-воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе.

-воспитывать у детей любознательность, наблюдательность.

-развивать мелкую моторику руки, творчество.

четыре квадратных листа плотной бумаги,клей Групповое помещение
15.09.2011 Фронтальное “Эти обыкновенные и необыкновенные камни” -познакомить детей с различными видами камней, их свойствами. -научить различать виды камней по внешним их признакам. -доказать свойства камней экспериментальным путем. -развивать умение организовать взаимодействие при работе в парах кусочек дерева, емкость с водой, коробочки; для каждой пары детей наборы речных и морских камней, салфетки; для каждого ребенка: одноразовая тарелка, деревянный кубик, камень. Групповое помещение
16.09.2011 Фронтальное Знакомство с произведением П. Бажова “Хозяйка Медной горы” -формировать умение слушать художественное произведение, понимать образное содержание сказки, оценивать характеры персонажей; - закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений. художественное произведение, иллюстрации к сказке. Групповое помещение
19.09.2011 Подгрупповое “Знакомство с микроскопом” -вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнит увеличение предмета через микроскоп и через лупу. Микроскоп, лупы Групповое помещение
20.09.2011 Подгрупповое Научный опыт “Выращивание сталактитов”

- уточнить знания с опорой на опыты.

-учить выполнять несложные манипуляции во время проведения элементарных опытов.

-вызвать радость открытий полученных из опытов.

сода, горячая вода, пищевой краситель, две стеклянные баночки, толстая шерстяная нитка. Групповое помещение
21.09.2011 Индивидуальная Наблюдение в природе (собрать камушки разной формы и размера) Игра "Живые камни"

-развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

-развивать воображения и связную речь детей, творчество.

емкость для камней, краски Групповой участок
22.09.2011 Фронтальное “О чем рассказывают камни” -познакомить детей со свойствами камня (тяжелый, легкий, твердый, гладкий, шероховатый, холодный). использование его в жизни человека. -совершенствовать умение, составлять небольшие рассказы о камнях по данному образцу. -развивать поисковый познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать. лупы, сосуды с водой, баночки с лимонным соком, монетки, пластилин, коробочки с бисером и бусинками, таблицы исследования камней, цветные карандаши. Групповое помещение
23.09.2011   П\игра “Гора и камешки”, “Живая и неживая природа” -поддерживать потребность в самостоятельной двигательной активности -обогащать опыт детей подвижными играм; - закреплять, полученные знания (объекты живой и неживой природы)   Групповой участок
26.09.2011 Индивидуальная работа Д\игра “Как произошла эта вещь” -формировать умение составлять рассказ, используя имеющиеся у детей знания; -развивать у детей замысел, воображение, наблюдательность   Групповое помещение