Патриотическое воспитание

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство


За последнее время в обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.  Обобщая  можно дать такое определение:

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее   развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н.Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

Меня как учителя татарского языка и литературы волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у учащихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Цель моей творческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину,  чтобы школьники, зная  свои корни, могли создать достойное будущее. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников, а так же при выполнении исследовательских работ.

К проведению исследования нас побудило то, что таблички с названием улиц написаны с ошибками и мы, со своим учеником, Абдуллиной Айсылу решили работать над этой проблемой.

Мы задались такой целью: исследование искажений языка в местной ономастике. Исходя из этой цели,  поставили такие задачи:
- сбор материалов ономастики и анализировать их;
- лингвистическая обработка;
- отправление работ  в местные органы самоуправления.

Мы начали со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Для этого мы использовали фотоаппарат, и свои снимки приложили к работе. У нас вышла такая картина:
- В доме №1 по улице Актуба была табличка «1 Актюба ур» (рис. 5), а на другой стороне этого же дома “Әхтүбә урамы”;
- И такие таблички на русском и на татарском языке;
«Мурадьяна урамы» - улица Мурадьяна (рис. 4)
«Менделеева урамы» - улица Менделеева (рис. 2)
«Гагарина урамы» - улица Гагарина
«Бызова урамы» - улица Бызова
«Кайманова урамы» - улица Кайманова
«Химиковлар урамы» - улица Химиков
- Названия остановок «Аттракционлар тукталышы» (рис. 1), «Узәк базары тукталышы» (рис. 3)
- Таблички: «Уен автомат», «Балалар табип»

См. рисунки в приложении.

Обработку результатов провели после окончания наблюдений.
В своем случае, для обработки мы обратились к источникам и делали следующие выводы. С древних времен тюркские народы считали: белые и черные цвета имеют магическую силу. И многие собственные имена в своем составе имеют слово «ак» – белый, «кара» – черный. В Татарстане и за пределами Татарстана есть такие деревни, поселки, города: Акбаш, Акбулат, Акчишмә, Акхуҗа, Актүбә.
И значит, улица Актуба, взяв название деревни, которая располагалась там, должна быть Актуба (белая крыша).
Многие улицы   названы в честь великих людей, например:
- Ованес Георгович Мурадьян, который многие годы участвовал в производстве продукции нефтехимии в городе Нижнекамске.
- Борис Васильевич Бызов – доказал “Теорию вулканизации нефти”.
- Наш земляк, герой Советского Союза Никита Фадеевич Кайманов.
- Великий летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
На табличках перевод фамилий этих людей искажен.На татарском языке с добавлением окончания “а” –  фамилии превращаются в женский род. Но всех великих людей, в честь которых названы улицы, мы знаем как мужчин.

Вот еще другие примеры:
- “Химиковлар урамы” – был назван в честь химиков. Это самый длинный проспект города. Здесь вместе употреблены окончания множественного числа русского и татарского языка. Должна быть “Химиклар урамы”.
- На остановке “Аттракционлар тукталышы” тоже неправильно употребили окончание множественного числа. К существительным, оканчивающимся на носовые согласные, добавляются окончание -нар, -нәр.
- “Узәк базары” – вместо Ү написано У. И окончание принадлежности здесь не уместно.
- “Уен автомат”, “Балалар табип” не употреблены окончания принадлежности.

В “Законе Республики Татарстан”, в статье № 26 указано: “Нельзя искажать названия остановок, жилищных пунктов, территорий и объектов”.
Поэтому мы считаем результаты нашего исследования  очень актуальными.
Материал, говорящий о грамотном указаний улиц города Нижнекамска, был изложен в одной из работ, представленной на конференцию имени Молодцова, который проходил в городе Нижнекамске, занял III место.  
Данная работа удостоена Диплома II степени Республики Татарстан.

Но основным успехом и конечным результатом мы считаем смену табличек названий улиц в нашем городе.