Вулканы. Горячие источники, гейзеры

Разделы: География


Цели и задачи урока:

1. Образовательная:

  • Познакомить учащихся с происхождением вулканов, с их отличительными особенностями, строением;
  • Сформировать представление у учащихся об отличиях действующих и потухших вулканов;
  • Познакомить с образованием горячих источников и гейзеров;
  • Сформировать представление как человек может использовать в своей хозяйственной деятельности энергию вулканов.

2. Развивающая:

  • Формирование умения называть и показывать основные элементы вулкана;
  • Определять по физической карте вулканы;
  • Формирование умения объяснять причины извержения вулканов и определять географические координаты;
  • Анализировать по карте наиболее сейсмоактивные участки на Земле.

3. Воспитательная:

Формирование познавательного интереса к учебному курсу “География”;

Расширение научного мировоззрения у школьников к происхождению вулканов, горячих источников, гейзеров и значению для человека и природы.

Тип урока: комбинированный.

Методы и технологии: Объяснительно-иллюстративный, игровые технологии, метод проблемного изложения, компьютерные и здоровьесберегающие (физкультминутка) технологии.

Оборудование: ИКТ, презентация урока, физическая карта мира, тесты и листы для ответов, ученические атласы, сообщение учащихся, плакат “Строение вулкана”, схема “Происхождение вулкана на суше и дне океанов”, рисунки учебника О. А. Климановой “Землеведение”.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

– Тест “Земля и ее строение”;
– Самопроверка.

3. Повторение изученного материала.

4. Изучение нового материала:

– Отгадывание ребусов. Сообщение темы и цели урока;
– Сообщения учащихся: “Откуда пошло название – вулкан?”.
– Знакомство со строением вулкана и его происхождением
– Знакомство с отличиями действующих и потухших вулканов. Выполнение практических работ по физической карте мира.
– Физкультминутка
– Потухший вулкан Везувий – уснувший. (чтение учеником стихотворения “Везувий зев открыл…” А. С. Пушкин и сообщение учащегося
“Извержение вулкана. Гибель Помпеи”).
– Ознакомление с использованием человеком энергии вулканов (самостоятельное ознакомление с текстом учебника на с. 121)
– Знакомство с происхождением горячих источников, гейзеров. (если времени урока будет достаточно. Если нет, то оставить на самостоятельное изучение).

5. Закрепление изученного материала:

– Составление схемы строения вулкана (работа с плакатом “Строение вулкана”).
– Восстановление схемы превращения одного вещества в другое при извержении вулкана;

6. Итог урока. Оценки.

7. Разноуровневое домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Тест “Земля и ее строение”. (Приложение 1) (Слайд 1)

Самопроверка. (Слайд 2)

Сдача работ.

3. Повторение изученного материала.

Фронтальный опрос:

– Из каких оболочек состоит наша планета?
– Каково внутреннее строение Земли?
– Какова температура в ядре и мантии?
– В каком состоянии находится вещество мантии? Почему7
– Везде ли земная кора имеет одинаковую толщину7
– Назовите основные виды движений земной коры?

Задание по физ. карте мира:

Определите по координатам данным на слайде: 520с. ш. 1080в. д. географический объект образовавшийся в результате разлома в земной коре? (оз. Байкал) (Слайд 4)

4. Изучение нового материала:

1. Отгадывание ребусов. (Слайд 5)

О каких явлениях природы мы сегодня узнаем на уроке? Запишите тему урока.

2. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 6)

– Вы уже знаете из курса природоведения, что такое вулкан, а вот почему он образуется, откуда пошло его название, почему вулканов больше на дне, что такое горячие источники и гейзеры вы узнаете на этом уроке.
– Ребята, а как вы понимаете, что такое вулкан? (Ученики дают свои версии.)
– Давайте послушаем сообщение и узнаем откуда пришло название этого грозного явления.

3. Сообщения учащихся. (Слайд 7–10)

Откуда пошло название “ВУЛКАН”.

Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов.

В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог-громовержец Зевс. Разгорелся бой. Земля и небо сотряслось до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы-молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи.

Рухнул Тифон на землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар, но и в Тартаре грозит Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержение вулканов.

Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубиться дым, кует оружие.

Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна на острове Сицилия. Этна бушевала 130 раз (показать на карте у доски!). (Слайд 9)

У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана.

По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море у берегов Италии (показать на карте у доски!). Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.

Со временем огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.

4. Знакомство со строением вулкана и его происхождением (Рассказ учителя с опорой на Слайд 12–17, ученики записывают основные определения темы)

– Итак, что такое вулкан и сам процесс вулканизм?

Вулканизм – это сложный процесс, при котором магма поднимается их недр земли, прорывает земную кору и изливается на поверхность.

Вулкан (от лат. Vulcanus – огонь, пламя) – геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергается лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород

– Зарисуйте схематично строение вулкана, указывая основные элементы по ходу моего объяснения.

Вулкан, обычно представляет собой гору (Слайд 13), в верхней части которой имеется углубление – вулканический кратер, а в толще проходит канал, называемый жерлом. Он ведет в особую камеру – очаг магмы. Магма представляет собой расплавленное вещество мантии (в переводе с греческого “магма” – тесто, мессиво). Она появляется там, где уменьшено давление, и раскаленная мантия не может оставаться в твердом состоянии. Извержение начинается тогда, когда в очаге много магмы и она устремляется по трещинам в земную кору т. е. жерлу и изливается на земную поверхность в виде лавы. Температура лавы 10000 С.

– Бывает, что магма не находит выхода наружу и растекается внутри Земли. Иногда бывает, что магма выходит по боковому жерлу. Если лава густая, вязкая, то она остывает достаточно быстро, образуя высокую гору с крутыми склонами, имеющую форму конуса. Это конический вулкан. Более жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее и может стечь на большие расстояния. Склоны таких вулканов пологие. Это щитовые вулканы.

Иногда очень вязкая лава может застыть в канале, образуя пробку. Однако через некоторое время давление снизу выталкивает ее, происходит сильное извержение с выбросом в воздух каменных глыб – вулканических бомб от нескольких см до нескольких метров. При этом выходит не только лава, но и различные газы, пары воды, вулканическая пыль, пепел – он не имеет ничего общего с пеплом, который мы видим дома в печке при сгорании дров или угля, это мельчайшие частички магмы, раздробленные при взрыве газами на множество капель. Этот пепел может покрыть огромной толщей окружающую местность, а часть пепла разносится ветром намного километров. Извержение сопровождается подземным гулом, порой землетрясением, ливнем.

Вулканы могут находиться на дне океанов и тогда в океане образуются острова вулканического происхождения, например, Гавайские, а могут и на суше. (Слайд 15, 17)

– В чем причина появления вулканов на материковой земной коре? (В зоне расхождения литосферных плит т. е. в зоне разломов.)

– Посмотрите на схему (Схема дна океана и материковой коры – Слайд18), как вы думаете, где будет больше вулканов – на дне океанов или материков? Почему?

4-а .Знакомство с отличиями действующих и потухших вулканов.

Виды вулканов. (Слайд19)

Вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие.

Вулканы, извержение которых происходило на памяти человечества, называют действующими (более 800 ШТ.).

Многие вулканы не извергались так, давно, что об их извержении не сохранилось никаких сведений – это потухшие вулканы.

Иногда вулканы считаются потухшими, но вдруг начинают действовать – это уснувшие.

Практическая работа по карте (Слайд21)

Физкультминутка.

5. Потухший вулкан Везувий – уснувший. (Слайд 22–24)

При прослушивании стихотворения выявите, какие продукты извержения указал автор стихотворения?

Чтение учеником стихотворения “Везувий зев открыл…” А. С. Пушкин.

сообщение учащегося “Извержение вулкана. Гибель Помпеи”.

6. Ознакомление с использованием человеком энергии вулканов (самостоятельное ознакомление с текстом учебника на с. 121). (Слайд 25, 26)

7. Знакомство с происхождением горячих источников, гейзеров. (Слайд 28, 29)

– Вулканы и следующее явление природы встречаются почти всегда вместе – это горячие источники и гейзеры.

ГЕЙЗЕР – источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара.

Обычно гейзеры фонтанируют через определенное время, пока опять не накопиться достаточно вод под землей для следующего выброса наружу.

– Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы?
– Если подземные воды вытекают спокойно, то это горячие источники.
– В нашей стране много горячих источников и гейзеров на Камчатке. Самые большие из них Великан высотой 40–50 м. фонтанирует через каждые 5–6 часов.

5. Закрепление изученного материала

Беседа для закрепления полученных знаний:
– В каких целях может использовать человек энергию вулканов?
– Составление схемы строения вулкана (работа с плакатом “Строение вулкана”).
– Восстановление схемы превращения одного вещества в другое при извержении вулкана;

6. Итог урока. Оценки.

7. Разноуровневое домашнее задание. (Слайд 30)

§ 25.

Задания по степени сложности:

1-й уровень на оценку “3”: Обозначить на контурной карте действующие вулканы России.

2-й уровень на оценку “4”: Обозначить на контурной карте действующие вулканы мира и подготовить мини-сообщение об извержении одного из них.

3-й уровень на оценку “5”: Определить координаты вулканов Везувий, Гекла, Ключевская Сопка, Килиманджаро, Котопахи, Кракатау, Орисаба, Этна и составить кроссворд “Вулканы мира”

Приложение 2.