Интегрированный урок "физика + математика" по теме "Электрические явления в физике и пропорциональность в математике". 8-й класс

Разделы: Математика, Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (345 кБ)


"Хотите стать физиками - учите математику". И.Кант

В ходе урока решаются следующие методические задачи:

  1. Самостоятельная индивидуальная или совместная деятельность учащихся работающих в группах над поставленным заданием;
  2. Умение пользоваться исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, методами совместной творческой деятельности;
  3. Развитие кругозора учащихся, владение культурой общения, умение спокойно выслушивать партнера, аргументировано высказывать свою точку зрения, помогать партнерам в возникающих по ходу работы трудностях, ориентируясь на общий, совместный результат;
  4. Умение распределять роли (обязанности) для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи каждого партнера команды.
  5. "Награды" команды могут получать в виде оценки их совместной деятельности, если они превзойдут установленный для них критерий.
  6. "Индивидуальная" ответственность каждого означает, что успех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды, следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему партнеру в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;
  7. Равные возможности для достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей команде, которые он зарабатывает путем улучшения своих результатов. Стараясь, изо всех сил - и средний, и отстающий ученики приносят своей команде равное количество баллов. Это позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную "планку", т.е. воспитывается чувство ответственности за коллектив.
  8. Использование межпредметных связей: физики и математики. 

Тип урока: Урок-соревнование: закрепления знаний, умений, навыков.

Весь класс делится на команды по 3 человека в каждой. Задания либо индивидуальные, либо командные. Задания проецируются на экране. На выполнение каждого задания отводится определённое время. Каждое задание оценивается баллами. Жюри (учитель математики) получает листы с правильными ответами и за то время пока идёт очередной конкурс проверяет работы учащихся, заполняет таблицу результатов (Приложение) и объявляет количество набранных командами баллов. Урок представлен в виде презентации, выполненной в Power Point. Каждый слайд появляется на экране по щелчку.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Приборы:  вольтметр, амперметр, реостат, резистор, источник тока.  

Ход урока

Слайд 1 Наш урок - это систематизация и обобщение знаний полученных при изучении темы - "Электрические явления" а также повторение прямой и обратной пропорциональности из курса алгебры 7 класса.

Записали число, классная работа и тема урока: Электрические явления в физике и пропорциональность в математике.

Проведём его в виде соревнования между двумя командами. От активности каждого, зависит успех всей команды. На этом уроке вы не только вспомните основы данной темы, но и сможете выявить пробелы в своих знаниях. Надеемся, что команда поможет устранить каждому из вас пробелы в своих знаниях, если они есть. За урок каждый может получить несколько оценок. Все участники команды победительницы получат оценку - 5, а участники команды занявшей второе место - 4. по физике и по математике. А также индивидуальную оценку за активную работу и верные ответы.

Слайд 2 Проверим ваши знания по данной теме в виде выполнения заданий (по слайдам презентации); умения разрешать проблемные ситуации, работать самостоятельно, проверим правописание физических терминов по данной теме и знание физических приборов, а также решение задач. 
Слайд 3 На дом вам было задано три задачи, послушаем их решение. Один из учащихся комментирует вслух решение первой задачи, второй ученик вторую задачу и т.д. Сверяем ответы.
Слайд 4 Двум группам предлагаются задания в котором нужно к каждой физической величине написать ее буквенное обозначение и единицы измерения.

(мах. колич. баллов 5).

Слайд 5 Данный слайд позволяет быстро проверить предыдущее задание.
Слайд 6 В двух ячейках написаны буквенные обозначения физических величин. Ученикам предлагается в группах составить формулы и записать их в тетрадь. (мах. колич.бал. -5).
Слайд 7 При проверке формул ученики от групп не только называют формулы, но и поясняют их физический смысл.
Слайд 8 В физической эстафете левая колонка это задание первой группе, правая колонка задание второй группе. Задание выполняется письменно в тетрадях. Данное задание позволяет закрепить знание формул, условных обозначений электрической цепи, развивает логическое мышление.
Слайд 9 При проверке физической эстафеты ученики вносят исправления в тетрадь. Работа оценивается по пятибалльной шкале.
Слайд 10 Каждой группе предлагается оторвать у ромашки по три лепестка на которых будут написаны физические величины, приборы, элементы электрической цепи. Дать определение величины, назвать физические приборы, сказать о их применении и о порядке включения. (мах. колич.бал.- 5).
Слайд 11 Группы соревнуются в том, кто решит три задачи быстрее и правильно. Необходимое условие -решить должен каждый в группе. Работа оценивается по пятибалльной шкале.
Слайд 12 Вслух комментируем решение задач и проверяем на экране.
Слайд 13 Эту часть урока проводит учитель математики

При решении графических задач очень важно повторить материал курса алгебры 7 класса прямую и обратную пропорциональность. Для этого предлагается данный слайд. Работа оценивается по пятибалльной шкале.

Слайд 14 При проверке ученики комментируют решение и вносят исправления в тетрадь.
Слайд 15 3-я четверть - четверть повторения. Вам предлагается решить задачу на движение.
Слайд 16 Проверяем и делаем вывод.
Слайд 17 Что быстрее всего? - Ум.
Что мудрее всего? - Время.
Что приятнее всего? - Достичь желаемого.

Фалес

Я думаю, мы с вами достигли желаемого - повторили и обобщили знания методов решения физических задач, еще раз убедились, что при рассмотрении многих явлений и процессов на уроках физики нужны знания математики. Вместе с тем и для изучения математики необходимы прочные и глубокие знания физики.

Подводим итог урока. Выставляем оценки.

Слайд 18 Домашнее задание: параграфы 32-50. Повторить формулы по теме "Электрические явления".

Каждый получает карточку с задачами.