Осенние походы в детском дошкольном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


В нашем детском саду есть хорошая традиция, осенние походы, которая уже много лет объединяет воспитателей, родителей, детей. Поход представляет собой одно из важнейших организованных видов двигательной активности. Во время похода решаются задачи:

  • совершенствуются двигательные навыки и физические качества, в естественных природных условиях
  • воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе
  • воспитываются чувства взаимопомощи, коллективизма.

Дети старшего возраста отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, что является важным условием для проведения и организации похода. Наши походы разнообразны и насыщенны двигательным содержанием: различная ходьба, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, пробежки в медленном и среднем темпе и так далее. При составлении плана-сценария учитываются индивидуальные возможности детей, и их настроение. Каждый туристический поход имеют свой характер и свою тематику. Например: с участием различных героев, персонажей сказок. Планируем классические походы с использованием эстафет, спортивных игр. Во время походов, закрепляем знания детей о туристическом снаряжении; (палатка, котелок, волчатник, рюкзак, коврик, привал, маршрут и т.д). Все походы, направленны на ознакомление с природой родного края, воспитание бережного отношения к ней. Перед походом воспитатели проводят беседы, игры, занятия на которых дети получают определенные знания. Походы организует инструктор по физической культуре, принимают участие воспитатели, старший воспитатель, младшие воспитатели, родители и медицинский работник. Походы организуем в первой половине дня за счет отведенного времени на занятия физической культуры на воздухе утренней прогулки, что нам позволяет реализовать потребность детей в двигательной активности. Походы проходят в течение всего дня.

Цель: Повышение положительного, эмоционального настроения.

Задачи:

  • Формировать элементарные экологические знания и представления у детей.
  • Воспитывать любовь к природе, чувство доброго и бережного отношения ко всему живому.
  • Развитие физических способностей в самостоятельной деятельности.
  • Совершенствование движений в естественных природных условиях, обогащение двигательного опыта детей.

Время проведения: Проводится в осеннее время года (сентябрь, октябрь).

Участники: подготовительная и старшая группа, родители, воспитатели, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, младшие воспитатели.

Инвентарь: Две плетеные корзины, корзинка с листьями, муляжи грибов, костюм осени, костюм стёпки-растрепки, мяч футбольный, волейбольный.

Действующие лица: Ведущая, Стёпка-Растрёпка, Гриб боровик, Осень – взрослые.

Ход сценария

Построение на территории детского сада. (Проверка одежды у детей, количество, снаряжение).

Ведущий: Ребята сегодня мы с вами идем в лес и прежде чем нам идти, необходимо вспомнить правила движения по улицам нашего города.

(вспоминают правила).

(Передвижение в колонне по заданному маршруту к опушке леса, два километра).

На опушке леса встречает Гриб-боровик: Здравствуете ребята! Посмотрите как лес преобразился, оделся в красивые краски. Тишина, только ветер шумит да и птички поют, давайте все послушаем.

Ребята прежде чем вас проводить в лес в гости к осени вы должны вспомнить как нужно себя вести в лесу.

(Ребята рассказывают правила поведения в лесной зоне).

Гриб-боровик: Молодцы ребята можно идти дальше.

(Передвижение по заданному маршруту, по ходу движения выполняют различные природные препятствия, например: перелезть через упавшее дерево, перешагнуть через лужу, ходьба по кочкам и т.д.).

Гриб-боровик: Ребята, смотрите а вот и поляна, нас кто-то встречает, не осень ли матушка?

Ведущая: Если на деревьях листья пожелтели, если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется, это время года дети как зовется?

Дети: Осень!

Ведущая: Спасибо гриб-боровик что проводил ребят. Ребята, посмотрите, как красиво вокруг! А где же сама хозяйка леса – Осень Золотая? Позовем её все вместе!

Дети: Осень, Осень, появись, снами в танце закружись!

(Выходит Осень.)

Осень: Я – Осень золотая, поклон вам мой, друзья!

Давно уже мечтаю о встрече с вами я.

Ведущая: Спасибо, Осень, наши ребята тоже хотят сказать тебе добрые слова.

1.Валеологическая песенка “Доброе утро!”

Доброе утро! (разводят руки в стороны и слегка кланяются друг другу)

Улыбнись скорее!

И сегодня весь день (пружинка)

Будет веселее. (руки вверх)

Мы погладим лобик, носик и щечки (движения по тексту)

Будем мы красивыми (наклоны головы к правому и левому плечу поочередно)

Как в саду цветочки!

Разотрем ладошки сильнее, сильнее! (по тексту)

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.

Улыбнемся снова. Будьте все здоровы! (руки в стороны)

1 ребенок: Бродит в роще листопад по кустам и кленам,

Скоро он заглянет в сад золотистым звоном.

2 ребенок: Соберем из листьев веер, яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер. Легкий и игривый.

3 ребенок: И послушно ветру вслед листья улетают.

Значит, лета больше нет, осень наступает. (А. Плещеев)

2. Игра соревнование “Собери шишки в корзинку”

Две команды набирают свои корзинки шишками.

Осень: Я, Осень, - хозяйка леса. Берегу его красоту и чистоту. Тихо в моем лесу. Только слышно, как ветерок шумит да листочки шуршат.

3.Дыхательное упражнение “Осенние листочки”

Шаловливый ветерок в лесочек залетел: ш-ш-ш!

Тихо-тихо веточкам он песенку запел: ш-ш-ш!

Сильный ветер в наш лесочек тоже прилетел: ш-ш-ш!

Громко-громко веточкам он песенку запел: ш-ш-ш!

Ветерки по очереди листьям песни пели: то тихую: ш-ш-ш! то громкую: ш-ш-ш!

То тихую: ш-ш-ш! То громкую: ш-ш-ш! А после – улетели!

Осень: Хорошо в моем лесу! Но иногда сюда приходят безобразники. Устраивают здесь такой беспорядок! Вот и сейчас, слышите? Кто-то так шумит!

(Из-за кустов выходит Стёпка-Растрёпка).

Степка-Растрепка: Я люблю в лесу гулять! Птиц пугать! Зверей гонять! Всё вокруг бросать, ломать, насекомых обижать!

Ведущая: Ты кто такой? Почему так шумишь?

Степка: Я Степка-Растрепка.

Ведущая: Ребята, вы догадываетесь, почему его так зовут? (Дети отвечают) Ты, наверно, целый день бездельничаешь. Тебе даже умыться да причесаться лень!

Степка: Это у меня прическа такая! Называется “Воронье гнездо”. И дел у меня в лесу видимо-невидимо! Да я их столько сегодня переделал! Вот, например, костер в лесу разводил, чтоб тепло было. Ты же, Осень, ветром студеным дуешь.

Осень (детям) Разве можно в лесу костры жечь?

Дети: Нет!

Степка: А ещё я в птиц шишки бросал, чтоб потише кричали.

Ведущая: Ребята, неужели можно в птиц что-то бросать? (Дети отвечают)

Стёпка. Да ладно вам! А чем же еще в лесу заниматься?

Ведущая: В лесу на полянке можно весело играть!

4. Игра-танец “Покажи движенье”

Степка. Да, ребята замечательно пляшут, всякие там пяточки-носочки показывают. А если дождик пойдет? По лужам скакать придется? Бр-р-р! Мокро и холодно!

Ведущая: Наши ребята дождя не боятся. Под дождиком теплым они веселятся!

Степка: Дети, а хотите со мной поиграть?

Ведущая: Наверно, ты опять хочешь что-то сломать или обидеть кого-нибудь?

Степка. Нет! Поиграйте в мою любимую игру. Она так и называется: “Стёпка-Растрёпка”.

5.Речевая игра “Стёпка-Растрёпка”

Первый куплет проговаривается медленно и тихо, каждое повторение всё быстрее и громче.

1.Стёпка-Растрёпка по лесу гулял, (идут вразвалку)

Стёпка-Растрёпка шишки собирал. (собирают шишки)

Солнце высоко-о-о! (поднимают руки вверх, тянутся на носочках)

Стёпке нелегко-о-о! (вытирают рот рукой)

На пенёк он сел, (приседают на корточки)

Песенки запел… (хлопают в ладоши)

2.Повторение 1 куплета

Степка: Что вы заладили одно и то же! Вот я вас догоню! (Пойманные пляшут вместе со Стёпкой)

Осень, в твоём лесу столько грибов! Я их и рвал, и топтал. А самые красивые – красные с белыми пятнышками – домой взял, в вазу поставил.

Ведущая: Ребята, правильно Стёпка делал? Как надо грибы собирать? (Дети отвечают) Какие грибы он домой принес? (Мухоморы) Для чего нужны ядовитые грибы?

Дети. Их едят лоси, они ими лечатся. А люди делают из этих грибов лекарства.

Ведущая: Ребята, а вы можете отличить съедобные грибы от ядовитых?

6 Игра “Отгадай грибок”

Степка: А про самые вкусные грибы забыли!

Ведущая: Какие?

Степка: На пеньке сидят братишки, все в веснушках, шалунишки.

Эти дружные ребята называются… (опята), молодцы отгадали.

Степка. Осень, неужели в твоем лесу всё так хорошо? А звери злые есть? Ну, например, волки зубастые?

Осень: Конечно, есть. Только они не злые. И даже волки с зайцами вместе играют.

7. Игра “Волки и зайцы”

Дети: Погляди, лесной народ: (дети и волки идут двумя кругами противоходом)

Волки водят хоровод, лапами хлоп-хлоп! Ножками топ-топ! (по тексту)

Волки. Выходите поиграть (зовут рукой), мы не будем вас кусать!

Игра продолжается как в кошки-мышки.

Стёпка-Растрёпка: Никогда больше не буду зверей обижать! Буду… загадки загадывать!

8. “Загадки-обманки”

1. Кукарекает спросонок милый, добрый…(поросенок? Петух)

2. Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это… (мишка? Белка)

3. Кто взлететь с цветка готова? Разноцветная… (корова? Бабочка)

4. Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что… (кит? Корова)

5. Кружевную паутину сплел искусно… (Буратино? Паук)

6. В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два… (рака? Петуха)

7. Нарушая утром тишь, распевает в роще (мышь? Соловей)

Ведущая: Стёпка-Растрёпка, посмотри у нас какие ребята умные, добрые интересные.

Степка: Да добрые, дети! Я тоже стану добрым, буду любить животных и охранять природу. Я даже лесником стану!

Ведущая: Поверим ему, ребята? (Дети отвечают)

Степка: Вот спасибо! Что ж, мне пора за дело приниматься. До свидания, ребята!

Ведущая: Погоди, сначала нужно тебя в порядок привести. Наши ребята тебе в этом помогут. Эй, девочки веселые, выходите, Стёпку-Растрёпку в Степана – красивого мальчугана превратите!

(Девочки окружают Стёпку, снимают лохматый парик, надевают на него красивую рубаху).

Ведущая: Посмотрите, Степан, отличный мальчуган! Теперь тебя в лесу никто не испугается!

Степка-Растрёпка: До свидания, ребята! До скорой встречи!

Осень: У меня для вас ребята, есть сюрприз – волшебное яблоко.

Ведущая: Какое оно большое и тяжелое. Кажется, в нем что-то есть!

Ведущая заглядывает внутрь большого бутафорского яблока и достает настоящие яблоки. Осень угощает детей, прощается и уходит.

Гриб-боровик: Вот и поиграли и попели, потанцевали пора и привал устроить нам.

(Ребята и взрослые расстилают коврик, достают сухой паек, отдыхают).

Свободная деятельность: игры с мячами, хороводы, беседа об окружающем, прогулка до реки.

Горячий обед (привозится из детского сада). Отдых. Сбор снаряжения, построение. Переход в детское учреждение.

Поход проходит с 9.00 до 16.00, в этот день дети уходят домой пораньше.