Конспект познавательно-речевого занятия по теме "Волшебное слово – вода"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Расширить представления о взаимосвязи природы и человека.
  2. Уточнить знания детей о свойствах воды: меняет вкус, цвет, не имеет запаха.
  3. Закрепить умение объяснять смысл фразеологических оборотов; подбирать существительные к прилагательным.
  4. Формировать умение поддерживать непринужденную беседу, правильно отвечать на вопросы.
  5. Развивать речь, логическое мышление, познавательные способности детей, умения высказывать аргументированные суждения.
  6. Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту.
  7. Воспитывать у детей бережное отношение к воде, как природному ресурсу.

Словарная работа: родниковая, пресная, сальная железа, водопроводная, яблочный, морковный, лимонная, растворяет.

Оборудование:

  • соль, сахар, гуашь, стаканы с чистой водой, яблоко и морковь (свежие);
  • терка, перья куриные и гусиные, растительное масло;
  • салфетки, духи, цветы в вазе, краски, трубочки, листы чистой бумаги.

Ход занятия

Воспитатель включает магнитофон с записью журчания воды (дождь, ручеек, водопад, море).

Воспитатель: Ребята, что за звуки слышатся?

Дети: Шум воды.

Воспитатель: Ребята вода окружает нас повсюду. Где ее можно увидеть?

Дети: В море, в океане, в кране, в озере, луже, аквариуме, бассейне, чайнике и т.д.

Воспитатель: Кому нужна вода?

Дети: Животным, деревьям, птицам, растениям, человеку.

Воспитатель: Какую пользу вода приносит человеку?

Дети: Человек состоит из воды. Без воды он не сможет жить.

Воспитатель: Представьте себе на минуточку, на Земле исчезла вода. Что случится?

Дети: Погибнет наша планета. Не из чего приготовить пищу, постирать белье, покупаться, и т. д.

На столе стоят цветы, духи. Воспитатель предлагает понюхать запахи (аромат) имеют духи, цветы?

Дети: Приятный, цветочный, сладкий, резкий и т.д.

Воспитатель: А вода имеет запах? Понюхайте воду? (Нюхают.) Определите, есть ли у неё запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: А на вкус какая?

Дети: Безвкусная.

Воспитатель: Ребята, а если добавить сахар, какая будет вода?

(Дети насыпают сахар в стакан с водой.)

Дети: Сладкая.

Воспитатель: А если соль?

(Дети насыпают соль в стакан с водой.)

Дети: Солёная.

Воспитатель: А если лимон?

Дети: Кислая, лимонная.

Воспитатель: Вот чудесница вода! Какими же чудесными свойствами она обладает?

Дети: Она растворяет различные вещества, сахар, соль, бутерброд разжевал, проглотил, вода растворит этот бутерброд на мелкие частички, и кровь разнесет питательные вещества по всему организму, каждой клеточке.

Воспитатель: Что можно сказать о цвете воды?

Дети: Прозрачная, бесцветная.

Воспитатель: А если капнуть краску? (Добавляем в воду гуашь.)

Дети: Цветная, непрозрачная.

Воспитатель: Как вы считаете, есть ли в продуктах питания – вода?

Дети: Да.

Воспитатель: Поиграем в игру «Кто больше назовет съедобной жидкости?»

Дети: Ситро, борщ, суп, кока-кола, морс, кисель, бульон, минеральная вода, сок и т.д.

Воспитатель: А в фруктах и овощах есть вода?

Дети: Моркови, яблоке, апельсине, свекле.

Воспитатель: Как можно убедиться в этом?

Дети: Выжать сок на соковыжималке. Натереть на терке.

(Дети вместе с воспитателем трут морковь и яблоко на терке, отжимают сок.)

Воспитатель: Какой сок у нас получился?

Дети: Морковный, яблочный.

Воспитатель: Молодцы! А вы знаете пословицы и поговорки, в которых употребляется слова «вода».

Дети:

«Не зная броду, – не суйся в воду.
«Правда в огне не горит и в воде не тонет».
«Чтобы рыбу съесть, надо в воду влезть».
«Чистая вода – для хвори беда».
«Разлитую воду не соберешь».
«Мы с тобой как рыба с водой».
«В этом доме и вода что мед».
«Поздно щуке на сковороде вспомнить оводе».

Воспитатель: Ребята я тоже знаю одну пословицу « С него как с гуся вода». Как вы думаете, почему люди так говорят?

(Предположения детей.)

Воспитатель: Попробуем убедиться в правильности этого выражения, докажем, что гусь всегда выходит сухим из воды.

Проводится опыт. Дети рассматривают перья, смачивают их водой и наблюдают, что гусиные перья в отличие от куриных не намокают. Затем пипеткой наносят на салфетку растительное масло, опускают в воду сухую и промасленную салфетки и видят, что с салфетки, покрытой маслом, вода стекает.

Дети (делают выводы): Гусиные перья не намокают потому, что они покрыты жиром.

Воспитатель: У водоплавающих птиц рядом с хвостом есть специальная железа, из которой выделяется жир. Гуси клювом втирают его в перья. Пропитанные жиром перья не намокают, и благодаря этому птицы не тонут.

Физкультурная минутка.

Вышли уточки на луг (руки вдоль туловища ладошки в стороны)
Кря, кря, кря.
Полетел зеленый жук (руки в стороны)
Ж, ж, ж
Гуси шеи выгибают
Клювом перья расправляют (поворачивают голову в право, в лево)
Зашумел в пруду камыш (руки вверх)
Ш, ш, ш.
И опять настала тишина.

Воспитатель: Вы знаете, что существуют родственные слова. Они происходят от одного слова и образуют группу слов. Давайте соберем семью слова «вода».

Дети: Водный, водяной, водокачка, водопровод, водолаз, водоем, водолей, водомерка, водопой, водоросли, водосток.

Воспитатель: Ребята есть еще необычные выражения со словом «вода». Объясните их смысл.

«Много воды утекло – много времени прошло, много перемен прошло».
«Носить воду решетом – делать что- либо впустую, без результатов».
«Как воды в рот набрал – хранить молчание, ничего не говорить».
«Как две капли воды – очень похож».
«Пройти сквозь огонь и воду – перенести в жизни многое, побывать в различных трудных ситуациях».
«Сидеть на хлебе и воде – ограничить себя в самом необходимом».
«Тише воды, ниже травы – робкий, скромный, незаметный».

Воспитатель: Мы должны беречь воду, чтобы хватило на всех. Назовите основные правила

Дети:

  1. Закрывать кран с водой.
  2. Не пускать воду сильной струей.
  3. Набирать столько воды, сколько необходимо, не наполнять ванну доверху.
  4. Содержать реки, озера, пруду в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть с разноцветными капельками воды. Я вам капну на лист бумаги цветную капельку. Возьмите трубочку для коктейля и подуйте на неё, можете дуть на капельку в разных направлениях. Нарисуйте любой узор. Пофантазируйте немножко. Скажите, что у вас получилось (звучит музыка).

Воспитатель: Во что вы превратили капельки?

Дети: Различные рожицы, цветы, буря, облака и т.д.

Выставка работ детей.

Воспитатель: Что мы узнали сегодня интересного?...

Дети: Вода – волшебница. Может быть сладкой, кислой. Она нужна всему живому на земле. Воду надо беречь.