Урок окружающего мира по теме "Живой уголок"

Разделы: Начальная школа


1.Форма урока: заседание клуба “Мы и окружающий мир” проводится в системе уроков во 2 классе.

2. УМК “Перспективная начальная школа”

3.Тема урока: “ Живой уголок” (Второй урок темы “Человек и животные”)

4.Цель урока: создание условий для формирования информационной компетентности учащихся.

5.Задачи:

  • познакомить обучающихся с обитателями живого уголка и правилами ухода за ними;

  • развивать устную речь учащихся, умение осуществлять сотрудничество в группе, паре;

  • воспитывать заботливое отношение к домашним питомцам.

6.Учебный материал подобран с учётом особенностей детей данного класса.

7.Методы обучения на уроке: словесные (устное сообщение, рассказ), наглядные (презентация, иллюстрации животных), исследовательские (работа в группе).

8. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.

9.Контроль осуществляется на всех этапах урока как со стороны учителя, председателя, так и самоконтроль со стороны учащихся (работа в группе).

10.Оборудование: мультимедиа, хрестоматия “Окружающий мир”, тетради для самостоятельной работы.

Приложение

11.Ход урока:

1.Организационный момент

Учитель:

Громко прозвенел звонок, начинается урок.
Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо. Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно, хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие захотели вновь прийти.

2. Актуализация знаний.

Сегодня у нас необычный урок, а заседание клуба “Мы и окружающий мир”.(слайд № 1)

Для его ведения нам нужно выбрать председателя. Предлагаю кандидатуру Примеровой Кати. Слово предоставляется председателю заседания.

Председатель: Сегодня к нам на заседание клуба приглашена Чаусова Алёна, ученица 4 класса, которая является членом школьного клуба “Эврика для малышей. Окружающий мир”.

Председатель: Вы все готовились к этому заседанию клуба, но всё- таки давайте уточним тему, разгадав ребус. ,ежи + волк,, й > ок (слайд № 2) Правильно, речь пойдёт о живом уголке.

Тема: Живой уголок. (слайд № 3)

- Как вы думаете, что такое живой уголок?

Председатель: Исследовательскую работу к уроку проводили 4 группы. Предоставляю слово группам. Обсудите в группах, кто будет отвечать. Слово предоставляется 1группе – статистиков, они приготовили статистический отчёт. (слайд № 4)

Учитель: Статистики - это те, кто собирают точную информацию о количестве участников, обрабатывают её.

Председатель: Предоставляю слово группе фотокорреспондентов.

Учитель: Фотокорреспонденты – это те, кто рассказывают об увиденных событиях с использованием фотоснимков. Вторая группа посетила живой уголок МДОУ №13, сделала фотоснимки и подготовила рассказ (слайд № 5), 3 группа посетила живой уголок Архангельского областного центра дополнительного образования, сделала фотоснимки и подготовила рассказ об увиденном (слайд № 6, слайд № 7)

Председатель: Предоставляю слово художественным обозревателям.

Учитель: Художественные обозреватели - это те, кто делают обзор художественной литературы по какой – то проблеме.

(4 группа посетила школьную библиотеку, сделала подборку книг об уходе за домашними животными, оформила выставку книг и приготовила рассказ о данных книгах, порекомендовала сайты, на которых можно найти информацию об уходе за домашними питомцами) (слайд № 8).Журналы, в которых можно найти информацию об уходе за животными. (слайд №9). Сайты, на которых можно найти информацию об уходе за домашними питомцами)

3.Изучение нового материала.

Председатель: Животных держат дома многие, но чтобы животные хорошо себя чувствовали, не болели, надо знать, как за ними правильно ухаживать. Вы хотите это узнать? Помогут нам в этом учебник и хрестоматия.

Председатель: Вот задание всем присутствующим: Назвать возможных обитателей живого уголка, подготовить доклад о содержании любого из них. (слайд № 10)

-Откройте учебник на стр.32-34, рассмотрите обитателей живого уголка школы села Мирного. Назовите их.

-Живут ли эти животные в нашей местности?

-Ребята из детского сада попросили выпустить животных из клеток. Миша возразил. Почему?

-Сравните свой ответ с мнением учёных. (стр.33 1 абзац).

Председатель: А сейчас приглашаю всех посетить выставку “Мой питомец”

Динамический момент. Экскурсия на выставку “Мой питомец” (звучит классическая музыка, ребята рассматривают творческие работы одноклассников). (Выставка оформлена заранее, представлена творческими работами учащихся с фотоснимками и небольшими рассказами о своих питомцах).

Председатель: Сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей для того, чтобы узнать о содержании обитателей живого уголка. Работать будете в группах. После исследования, выберите, кто будет выступать, 1ученик или несколько. Исследовать будете по плану. (слайд № 11)

  1. Название животного.
  2. Как устроен домик животного?
  3. Чем кормят животное?
  4. Каковы особенности ухода за этим животным?

1 группа - доклад о кролике

2 группа – доклад о хомячке

3 группа – доклад о волнистых попугайчиках

4 группа – доклад о морских свинках

Председатель: Предлагаю прослушать доклады.

-Спасибо за информацию, а сейчас слово предоставляется Светлане Михайловне.

Учитель: Ребята, я бы хотела, чтобы вы поработали в тетрадях. Найдите задание 40 на стр.29

- Сравните клетки хомячков и волнистых попугайчиков.

-Почему в клетках волнистых попугайчиков - зеркальце, а у хомячков - колесо?

Председатель: Ребята, у нас в школе есть кружок “Эврика для малышей. Окружающий мир”, в котором занимаются ученики 4 класса, и я хочу предоставить слово Алёне, которая поможет нам ответить на эти вопросы.

Выступление члена кружка “Эврика для малышей. Окружающий мир” Чаусовой Алёны:

Попугай- очень подвижная и весёлая птица. Он не любит оставаться в одиночестве. От скуки он может даже заболеть. “Друга” попугайчику может заменить его собственное отражение в зеркале. Около зеркала попугай может сидеть часами, общаясь с себе подобным. Хомячки очень активны, ни секунды не сидят на месте, поэтому хорошо, когда в клетке есть колесо, где зверьки могут побегать. Помните ребята, что вы в ответе за тех, кого приручили. Ведь любить животное-это не только ласкать и гладить его. Любить животное по- настоящему - это прежде всего, уметь за ним ухаживать.

Председатель: Спасибо, Алёна. Да, уход за животными - дело непростое.

-Послушайте сообщение Лады об уходе за аквариумными рыбками. (слайд № 12, слайд № 13)

Учитель: Уважаемый председатель, могу я ребятам задать вопрос? Зачем в аквариум помещают зелёные растения?

Председатель: Ребята, а что такое террариум? (слайд № 14, слайд №15) Где мы можем найти объяснение нового слова?

4.Закрепление изученного.

Председатель: Заседание клуба подходит к концу, вы хорошо поработали, много узнали об обитателях живого уголка, давайте проверим свои знания. Предлагаю выполнить тест. Вам надо выбрать правильный ответ и записать в “окошечко” букву правильного ответа.

Тест:

1. Я устраиваюсь ловко: у меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой!

л) попугай м) хомяк н) морская свинка

2.Этот обитатель живого уголка может подражать человеческой речи.

н) морская свинка о) волнистый попугайчик п) хомячок

3.У какого обитателя живого уголка в клетке есть зеркальце?

л) у попугаев м) у хомячков н) у морских свинок

4. Стеклянный дом, а в доме том во все концы снуют жильцы.

н) клетка о) аквариум

5.Длинное ухо, комочек пуха. Прыгает ловко, любит морковку.

д) кролик ж) хомяк з) попугай

6. Морских свинок так назвали

х) потому, что они хорошо плавают ц) потому, что их привезли из-за моря

7. Угадай, чьё это “меню”: овёс, семечки, сыр, постное мясо, капуста, морковь, варёные яйца.

ш) кролика щ) попугайчика ы) хомячка

5.Подведение итога.

Председатель: Прочитайте, какое слово получилось. (Результат теста – слово “молодцы”) (слайд №16)

Домашнее задание по выбору: 1)Прочитать текст учебника и ответить на вопросы по тексту.

2)Подготовить сообщение о питомцах живого уголка, о которых не говорили на уроке. (слайд № 17)

Председатель: Спасибо за работу. Заседание клуба прошу считать закрытым.

Учитель благодарит председателя и оценивает работу учащихся.