Занятие для детей старшего дошкольного возраста логопедических групп "Слезы осени"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи

- Способствовать дальнейшему развитию активности детей в доступных видах деятельности.

- В процессе работы с природным материалом продолжать развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, желание заниматься ручным трудом, использовать полученные навыки;

- Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик, испытывать чувство веселья и радости от совместной деятельности.

Предварительная работа

- чтение и разучивание стихов, пословиц, хороводов по теме “Осень”;

- беседы о том, как звери осенью готовятся к зиме, какие изменения происходят в природе;

- рассматривание осенних пейзажных и сюжетных картин;

- творческие домашние задания для детей и родителей по созданию совместных работ;

- создание индивидуальных и общих композиций из шишек, косточек, семян, травы, листьев, веток.

Материал

Лист ватмана со схематичным изображением Осени (для самостоятельной работы детей 6-7 лет). Индивидуальные заготовки для самостоятельной творческой работы детей старшего возраста. Сухие листья, цветы, трава, семена овощей, ягоды рябины. Бумага, клей, салфетки.

Оборудование

Совместные работы детей и родителей из природного материала. Картины художников-пейзажистов: В. К. Беляницкий - Бируля “Поздние дни осени”, И. И. Левитан “Золотая осень”, П.П. Кончаловский “Первый снег”, И.С. Остроухов “Золотая осень”. Разноцветные листья из картона (по 2 штуки на каждого ребёнка). Силуэтные аппликации осенних деревьев: берёза, осина, клён. Грецкие орехи, муляжи грибов, 3 корзины, ёлки для интерьера; большой бутафорский орех. Элементы детских костюмов: медведь, ёж, зайчиха, мышки, белочка. Столы для работы с природным материалом, мольберт, указка. Угощение для детей: фрукты, выпечка (орешки, грибочки), сок в индивидуальных упаковках. Детские музыкальные инструменты: металлофоны, треугольники.

Ход занятия

1. Организационный момент.

В празднично украшенный зал входят дети с ведущим. Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла “Времена года”.

Ведущий: Посмотрите, как красиво в нашем зале! Сколько здесь картин! (рассматривание) Многие художники стараются показать волшебство природы. Перед вами репродукция картины Исаака Левитана “Золотая осень”. Это пейзаж ясного дня. Солнечные лучи освещают молодые берёзы. Деревья уже надели свои осенние наряды – жёлтые, оранжевые, багряные. Местами ещё есть зелень, которая скоро уйдёт. Картина “Золотая осень” передаёт торжество осенней природы, во всём её великолепии.

Совсем по иному изобразил осень другой художник, В. К. Беляницкий–Бируля, в картине “Поздние дни осени”. Его мотив очень прост: опушка леса, деревья уже сбросили листву, тёмное небо, облака, сгущающиеся тучи. Сизо – синяя гамма даёт ощущение надвигающейся зимы. Совсем скоро выпадет первый снег.

А эти картины сделали наши дети с родителями (воспитатель обращает внимание на творческие совместные работы, выполненные в домашних условиях).

Ведущий задаёт несколько индивидуальных вопросов детям и родителям:

Ведущий: Арсений, как называется ваша картина и с кем ты её делал?

Ребёнок: Наша картина называется “Петушок”. Я делал её с мамой.

Ведущий: Дима, как называется ваша картина, и кто придумал сюжет к ней?

Ребёнок: Наша картина называется “Белочка с грибами”. Сюжет к картине придумала мама.

Ведущий: Никита, как называется ваша работа и много ли времени ушло на её изготовление?

Ребёнок: Наша работа называется “Осенняя карусель”. Мы делали её с бабушкой. Мы очень старательно и долго выполняли работу, у нас ушло много времени.

Ведущий: Из чего сделаны все эти картины?

Дети: Эти картины сделаны из листьев.

Ведущий: Пришла без красок и без кисти и разукрасила все листья. Кто же это?

Дети: Это осень.

Ребёнок:

Следом за летом осень идёт, жёлтые песни ей ветер поёт.
Красную под ноги стелет листву, белой снежинкой летит в синеву.
Вот она какая - осень золотая!

Ведущий: По каким приметам вы догадались, что пришла осень?

Дети: Солнышко перестало греть; на улице холодно; люди одеваются теплее; дни становятся короче, а ночи длиннее; созрели овощи, фрукты, ягоды, грибы; перелётные птицы улетели в тёплые края; насекомые спрятались в своих норках; у зверей началась линька; у зайца и белки меняется окрас шерсти; медведь и ёж готовятся к зимней спячке.

Ребёнок: Если на деревьях листья пожелтели, если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся, это время года осенью зовётся!

2. Сообщение цели

Ведущий:

Я в лес осенний, на прогулку приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья нам, ребята, не найти.
Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам по лесу гулять пойдём.
Может, мы в лесу осеннем и листочки соберём?

Дети берутся за руки и за ведущим “змейкой” идут под музыку между разложенными на полу разноцветными листьями клёна, берёзы, осины.

3. Основная часть

Ведущий: Очень красиво осенью в лесу. На земле ковёр из разноцветных листьев. Вечнозелёные ёлки стоят величаво. Вот и к нам на полянку много красивых листьев прилетело! Скажите, какие они по цвету?

Дети: Красные, оранжевые, жёлто-зелёные, малиновые, золотые, багряные…

Ведущий: Ой, дети! Вы что-нибудь слышите? Что? (варианты, предложенные детьми). А я слышу какое-то шуршание! Присядьте на корточки, посмотрим, кто спешит к нам на полянку?

Появляется Шуршик.

Шуршик: Гости ко мне пожаловали! Здравствуйте!

Ведущий: Здравствуйте! А ты кто такой, зверь невиданный?

Шуршик:

На самой крепкой ветке дуба я в тесном жёлуде сидел.
Пришла пора, и я оттуда на кучу листьев полетел.
Я по листве осенней мчался и каждый листик мне шуршал.
И старый дуб до слёз смеялся, он Шуршиком меня назвал.

Ведущий: Дети, это Шуршик!

Шуршик: Я так рад, что вы ко мне пришли! Птицы улетели, листья облетели, деревья засыпают – скучно мне одному стало!

Ведущий: Не огорчайся, Шуршик, наши дети порадуют тебя своими стихами.

Ребёнок:

Поспевает брусника, стали дни холоднее
И от птичьего крика в сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают прочь, за синее море.
Все деревья блистают в разноцветном уборе.

Ребёнок:

В тёмный лес дремучий заглянула осень.
Сколько свежих шишек у зелёных сосен!
Сколько алых ягод у лесной рябинки!
Выросли волнушки прямо на тропинке.
Разыгрался ветер на лесной поляне,
Закружи осинку в красном сарафане.
А листок с берёзки золотистой пчёлкой
Вьётся и летает над колючей ёлкой.

Шуршик: Предлагаю вам собрать букет из осенних листьев. Возьмите по 2 разноцветных листочка с одного дерева. Разойдитесь по всей полянке. (Дети находят листочки, расходятся по залу).

Шуршик: Расскажите, с каких деревьев они упали? (с какого дерева упал листок: берёзовый листок – с берёзы; с клёна – кленовый…)

Дети:

- Мои листочки упали с осины, у меня осиновые листья.

- Берёзовые листья упали с берёзы.

- С клёна упали кленовые листья.

Шуршик: Деревья все осенним днём красивые такие.

Давайте песенку споём про листья золотые!

Дети исполняют песню И. Кишко “Осень” с разноцветными листьями.

Шуршик: Как замечательно песенка звучала! Предлагаю вам положить листья рядом с тем деревом, с которого они упали.

Дидактическая игра “Разложи правильно листочки к дереву”.

Шуршик: Молодцы, правильно разложили листья, нашли с какого дерева листок. Мне очень понравилось с вами играть и песни у вас чудесные, но пора прощаться, дальше нужно отправляться.

Дети и ведущий прощаются с Шуршиком.

Ведущий: Листья под ногами падают, шуршат, журавли на юг летят…. Наступила осень.

Ребёнок:

Снова осень наступила, всю листву позолотила.
Улетают птичьи стаи, крик печальный посылая.
Кружат в танце паутинки, манят дальние тропинки.
А в корзинку на опушке так и просятся волнушки.

Ведущий: Вот бы и нам встретиться с Осенью в этом осеннем лесу! (издалека слышна чья-то песня). Слышите? Кто-то опять сюда идёт.

Дети приседают. Появляется бабушка с корзинкой грибов и с посохом в руке.

Ведущий: По-моему это не Осень. Кто же это?

Бабушка:

Ох, устала, посижу, на грибочки погляжу.
Ну, красивы до чего же! Друг на друга все похожи.
Вот обрадуется дед! Будет вкусным наш обед.

Ведущий (подходит к бабушке): Здравствуйте, бабушка!

Бабушка (испуганно): Ты откуда появилась? Я немного удивилась!

Ведущий: Мы детишки из детсада. Думали, что будешь рада.

Бабушка: Бросьте эти разговоры!

Ведущий: Что в корзинке?

Бабушка: Мухоморы!

Ведущий: Что вы, как можно!? Будьте очень осторожны!

Этот гриб не для еды. Далеко ли до беды!

Дети: Их нельзя кушать!

Бабушка: Есть нельзя их, говорите? Ну, тогда себе берите! (Дети отказываются).

Вам бесплатно предлагают! Пусть дети с ними поиграют.

Ведущий и дети объясняют, что – это ядовитые грибы. Их нельзя трогать руками. Они используются только для приготовления лекарств и полезны лишь некоторым животным.

Бабушка: Поняла, домой пойду и хорошие грибы найду!

Ведущий (заглядывает в корзинку): Что-то есть ещё в корзинке…

Бабушка (достает большой бутафорский орех): Вот, дарю лесной орех.

Подели его на всех.

Бабушка отдаёт орех ведущему и уходит.

Ведущий (рассматривает орех):

Ну, бабуля, удружила! Угостить нас не забыла.
Как же нам его делить? Резать, бить или пилить?
Вот загадка, так загадка! А ведь он наверно, сладкий.
Кто поможет нам орешек расколоть?

Дети: Белочка.

Ведущий: Позовём её вместе! (На полянку выбегает белочка).

Белочка:

Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки!
Я спешу, спешу, спешу, на ветках я грибы сушу.
У меня и шишки есть, всех запасов мне не счесть!
Нам, белкам, некогда сидеть, пора шубку тёплую надеть.

Ведущий: Белочка, помоги нам расколоть орешек.

Белочка раскалывает орешек, в котором находятся маленькие орешки.

Ведущий: А не видала ли ты, белочка, Осень - красавицу?

Белочка:

Нет! Я Осень не видала! Я по веточкам скакала! Нынче праздник у ребят?
Хочу с вами поиграть, песни петь и танцевать!
Наблюдала я в бору интересную игру.

Игра “Белочка с орешками”, музыка F. Suppe.

В зал входит заплаканная Осень.

Осень (всхлипывает): Здравствуйте мои друзья! Знайте: Осень – это я! Да, я плачу, слёзы лью. На то я и осень, чтобы слезинками – дождинками весь свет поливать.

Ведущий: Дети, пригласим Осень в свой хоровод?

Исполняется песня – хоровод “Подарки Осени”, слова и музыка М.В.Сидоровой.

Ведущий: Отчего же ты так расстроилась, красавица Осень?

Осень: Ну как же мне не плакать, как слёзы не лить, когда почти все птицы от меня разлетаются, скворцы улетают, насекомые под пеньки прячутся. Ежи и медведи к моему приходу засыпают…(снова плачет).

Ведущий: Не стоит из-за этого так огорчаться. Сейчас ты узнаешь, кто и как из зверей встречает осень, готовится к зиме.

Осень: Ну, хорошо. Зверей мы спросим, как они встречают осень!

Дети в костюмах зайчика, медведя, мышек по очереди рассказывают о подготовке к зиме.

Зайчиха:

Пора зайчихе, мне, линять, пора мне шубку поменять.
Зимой быть серой не могу, меня заметят на снегу.

Медведь:

Я к зиме берлогу рою, буду спать я в ней зимою!
Я зимой люблю поспать, лапу вкусную сосать!
Пусть мне во сне приснится мёд.
Проснусь, когда весна придёт!

Мыши:

И мышата не зевают, зёрен в норку натаскают.
Если есть еда зимой, не замёрзнем мы с тобой!

Осень: Я вижу: всё у вас толково, к холодным дням вполне готово. Мне сорока–белобока рассказывала, что есть очень забавный и удивительный зверёк – ёжик. Но к моему приходу он, как и медведь, прячется в норку и спит в ней до весны. Хотелось бы с ним познакомиться, посмотреть, что это за зверь такой?

В центр круга выбегает ёж.

Ёж:

Я - колючий ёжик, нет головы, нет ножек.
Сердитый недотрога, живу в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной.
Я зимою тоже сплю, холодов я не люблю!
Видишь, листья собираю, в кучу их, потом сгребаю.
Ёжику тепло зимой под листвою золотой!
Я поохотился за лето, мышей ловил, грибы искал,
Мне надо отдохнуть за это.

Осень: Ой, какой хорошенький! (Пытается погладить ёжика, но колется об его иголки. Уколовшись, говорит с обидой). Ёжики красивые, но очень уж колючие.… Снова буду лить я слёзоньки горючие (Плачет. Ёжик убегает).

Ведущий: Дети, ну что же делать? Как нам Осень развеселить? Расскажем ей стихи, которые мы выучили.

Дети поочерёдно читают стихи, выученные с логопедом.

Ребёнок:

Снова осень наступила, всю листву позолотила.
Улетают птичьи стаи, крик печальный посылая.
Кружат в танце паутинки, манят дальние тропинки,
А в корзинку на опушке так и просятся волнушки.

Ребёнок:

Кто сказал, что осень – грустная пора? Радостно по лужам скачет детвора.
Жёлтые листочки в воздухе кружат, по стеклу дождинки весело стучат.
И запели песни в небе журавли, косяками к югу тянутся они.
Кто сказал, что осень – грустная пора? Сколько ярких красок дарит нам она!

Танец–импровизация с “газовыми” платочками. “Вальс”, Ж.Оффенбах, диск И.Каплуновой, И.Новоскольцевой “Музыка и чудеса”.

Ребёнок:

Мне совсем не грустно в садике гулять, разноцветных листьев хочется набрать.
С неба рассыпаются капельки дождя. Осень золотая, я люблю тебя!
Мамочке любимой подарю букет, листьями украшу свой велосипед.
Нравится мне лето, нравится зима, золотая осень, я люблю тебя!

Ребёнок:

Осень, осень! Ты красива очень! Листики цветные по ветру летят.
И поют нам песню с ветерочком вместе, падают под ноги, тихо шелестят.
Птицы улетают, лужи замерзают, а в лесу медведи скоро лягут спать.
Осень, осень мы тебя попросим: через год к нам в гости приходи опять!

Осень (всхлипывая): Спасибо вам, дети, стихами порадовали. Но всё равно мне грустно. Ой, как мне скучно, как тоскливо (плачет).

Ведущий (с досадой): Ты, Осень, такая красивая, пышная, нарядная и плачешь. Да от твоих слёз всю землю скоро зальёт тоскливый осенний дождь.

Осень: Тоскливый дождь? А разве другими дожди бывают?

Ведущий: Конечно, бывают! Дети, расскажите Осени, какие бывают дожди?

Дети: Дожди бывают тёплые и недолгие, а ещё весёлые и озорные.

Осень: Ну, где же мне взять весёлые дождики? Я ещё больше плакать буду, потому, что весёлых и озорных дождиков у меня нет.

Ведущий: А тебе их подарит наша песенка, которую исполнят дети.

Песня С. Насауленко “Осень наступила” сопровождается игрой на детских музыкальных инструментов.

Осень: Немного веселее стало. Только ваш дождик разогнал всех зверюшек: белки в дупло попрятались, зайчишки под коряги забились… О-о-й!

Ведущий: Я думаю, Осень, что ты сегодня уж очень раскапризничалась. Чем тебя утешить? Ума не приложу!

Осень: Всем я гостинцы приношу, только мне никто, ничего не дарит! Вот я и капризничаю.

Ведущий: Вот в чём дело! Не расстраивайся, Осень, наши дети сделают для тебя самые лучшие, самые интересные и красивые подарки, а ты можешь наблюдать за их работой.

Дети, подойдите ко мне (отводит детей в сторону, к рабочим столам). Что мы можем смастерить для Осени, какой подарок?

Дети: Нарисовать картину (предлагаются разные варианты ответов).

Ведущий: Но у нас нет красок. Из чего можно сделать картину?

Дети: Картину можно сделать из сухих листьев, веточек, перьев, косточек, семян…

Ведущий: Действительно, из листьев можно сделать удивительные картины. Сама Осень преподнесла нам множество разноцветных листьев, из них мы и попробуем смастерить небольшие подарки. Дима, расскажи, что ты будешь делать для Осени, и какой материал тебе потребуется в работе?

Ребёнок: Я буду делать для Осени птичек. В работе мне потребуются сухие листья, лист бумаги, клей, салфетка.

Ведущий: Даниил, что ты будешь делать для Осени, и что выберешь для своей работы?

Ребёнок: Я буду делать для Осени цветы в вазе. Для своей работы я выберу большие листья тополя, осины и рябины.

Ведущий: Ульяна, что ты будешь делать для Осени, и чем украсишь свою работу?

Ребёнок: Я буду делать для Осени белочку. Свою работу я украшу сушеными семенами арбуза и тыквы.

Ведущий: Паша, Максим, Никита, что вы будете делать для Осени, и чем украсите свою работу?

Дети: Мы будем делать портрет Осени. Свою работу украсим сушеными листьями, цветами и гроздьями рябины.

Ведущий: Вы уже знаете, чем порадуете Осень, и что нужно вам в работе. Возьмите всё, что необходимо и приступайте к труду. “Делу – время, потехе – час”.

4. Самостоятельная работа

  • Дети выбирают необходимый материал и оборудование;

  • Садятся за рабочие столы, приступают к работе.

  • Дети подготовительной группы изготавливают коллективный портрет Осени из осенних листьев на ватмане.

  • Дети старшей группы выполняют индивидуальные работы.

  • Воспитатель подходит поочерёдно к каждому ребёнку, проверяет правильность выполнения работ, помогает советом, использует пословицы и поговорки: “Была бы охота – будет ладиться и работа”, “Глаза страшатся, а руки делают”, “Где хотенье, там и уменье”, “Где много слов, там мало дела”, “Наскоро делать – переделывать”. Дети приводят в порядок рабочие места.

5. Итог

Ведущий: Посмотри, Осень, нравятся тебе наши подарки?

Осень: Неужели это я, такая красивая?! Мне даже плакать стыдно стало. Спасибо вам, дети! Я крайне рада, что встретила вас на осенней полянке! Мне очень понравилось всё, что вы для меня сделали и вас, друзья, сегодня без подарков осенних не оставлю! (Дарит корзину с фруктами).

С вами не прощаюсь я, ведь до зимы пора моя!

Хоть сейчас и ухожу, но с вами до зимы дружу.

Ведущий: Милая, Осень, щедра и красива. Скажем мы Осени дружно:

Дети: Спасибо!

Белочка тоже вручает свой подарок – угощение детям.

Ведущий: Хорошее, увлекательное путешествие у нас получилось, но пора возвращаться в детский сад. Возьмитесь за руки.

Дети под музыку “змейкой” уходят из зала. Праздник заканчивается чаепитием в группе. Осень с белочкой машут в след.