Урок окружающего мира по теме "Животные леса". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели и задачи урока: познакомить обучающихся с животным миром леса; знать по 5 представителей трёх групп: звери, птицы, насекомые; их внешние признаки; научить обучающихся определять группу животного по имеющимся признакам; расширить и углубить знания детей о животном мире леса, обратить внимание на особенности животных леса, подвести к выводу о необходимости охраны животного мира в лесу, учить приёмами сравнения и анализа, делать выводы, развивать речь обучающихся, умение анализировать и делать выводы, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: выставка книг о животных леса; иллюстрации с изображением животных (еж, заяц, белка, лиса, волк, медведь, лось, кабан, дятел, сойка, сорока, синица, бабочка, жук); картина леса; таблички с надписями: “зоология, животные, звери, птицы, насекомые”; таблица сходства и различия животного и растительного мира; запись объявления “Медвежьи услуги”, фонограмма с пением лесных птиц.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

II. Актуализация имеющихся у детей знаний о природе.

– Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие, а куда, вы скажете мне, выслушав отрывок из стихотворения Н. Рубцова

У сгнившей лесной избушки
Меж белых столов бродя,
Люблю собирать волнушки
На склоне осеннего дня.
Летят журавли высоко
Под куполом светлых небес
И лодка, шурша осокой,
Плывет по каналу в … (лес.)

– Но, отправляться в лес, можно лишь заручившись знаниями. Почему?

1. Работа по карточкам (самостоятельная работа)

Шаг №1. Самостоятельно. Найди среди перечисленных понятий природные сообщества.

Луг, поле, трава, болото, дерево, лес, водоем, кустарник, сад, мхи, лишайники.

Шаг № 2. Работа в паре. Обсудите в группе и придите к единому мнению. Найдите среди перечисленных понятий природные сообщества.

Луг, поле, трава, болото, дерево, лес, водоем, кустарник, сад, мхи, лишайники.

Проверка: Луг, поле, болото, лес, водоем, сад.

– Поднимите руки, у кого мнение группы совпало с экспертной оценкой полностью. У кого есть одно или два несовпадения?

2. Фронтальный опрос.
Сегодняшний урок поможет вам закрепить имеющиеся у вас знания и чувствовать себя более уверенно.
- Что такое природное сообщество?

- Прочитайте оставшиеся слова. Как их можно назвать одним словом? (Растения)
- Теперь можно отправляться в лес. Наш общий дом – природа. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё очень много жителей.

- Кто живет в лесу?

-Какова же тема урока?

-Какие цели мы поставим себе на уроке?

Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в лесной дом и погостим немного у его жителей. Научимся распознавать их и сравнивать. Сделаем научные выводы.

III. Формирование новых знаний.

Повторение и знакомство с животным миром.

1.Особенности живых существ.
- Кто они, жители лесного дома?
Дети. Растения и животные.

– Вспомните особенности животных – живых существ. Если это признак животного – хлоп, если нет – топ.

РАЗМНОЖАЕТСЯ,

ГОВОРИТ,

ПИТАЕТСЯ,

РАСТЕТ,

СПИТ,

ПЕРЕДВИГАЕТСЯ,

ДЫШИТ.

2.Выделение животных по группам.

- Разных видов животных на Земле так мною, что, если составить их список, то получится толстая книга. Наука, которая занимается изучением животных, называется зоологией. Учёные-зоологи выделяют много групп животных, но сегодня мы поговорим только о тех, которые обитают в нашем лесу.

Игра “Отгадай, кто я?”

1. Кто по ёлкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

2. Зимой беленький,
Летом серенький,
Никого не обижает,
А всех сам боится.(Заяц)

3. Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

— Как назвать всех этих животных одним словом? (Звери)
- Это первая и самая многочисленная группа.
- Внимательно посмотрите на изображение этих зверей. Чем покрыто их тело?
Вывод: звери - животные, тело которых покрыто шерстью.
— А каких зверей вы ещё знаете? Дети приводят свои примеры.

1. Хоть я не молоток—
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной,
И акробат прекрасный. (Дятел)

2. На дереве сидит, “Кар-кар” кричит. (Ворона)
З. Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова)

- Как назвать всех этих животных одним словом? (Это птицы).
- Чем покрыто их тело? (Тело покрыто перьями).
Вывод: птицы животные, тело которых покрыто перьями, и они имеют крылья.
— А каких птиц вы ещё знаете? (Дети перечисляют всех известных им птиц).

4. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вволю нажужжусь (Жук)

5. Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

6. Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжёлой ношей,
И спешит на помощь друг,
Тут народ хороший! Без работы, хоть убей,
Жить не может ... (Муравей)

- Как называется эта группа животных? (Это насекомые).
- Внимательно посмотрите на них и скажите, сколько ножек у насекомых? (6 ножек).
Вывод: насекомые животные, у которых 6 ног (три пары) и ещё могут быть крылья.

3. Физминутка:

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Вправо, влево повернись!
Наклонись и повернись!
Лапки вверх и лапки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!

4.Сходство и различие животного и растительного мира.

- Чем животные отличаются от растений? (Дети высказывают своё мнение).
- Казалось бы, очень простой вопрос. Однако правильно ответить на него не так просто.
1. Проблемная ситуация (движение).
Человек — топор — лиса
Человек — топор — дерево

Вывод: животные самостоятельно и активно передвигаются, а растения ведут неподвижный образ жизни, прикрепляясь корнями к земле.
- Кто же беззащитнее в лесу? (Дети высказывают своё мнение).
2. Проблемная ситуация (способы питания)

-Чем питаются животные? (Растениями, плодами растений, животными).

- Могут ли животные питаться ночью? Какие? (Совы питаются по ночам).
- А растения? (Они питаются только днём, когда светит солнышко).

- Если я позову растение, подойдёт ли оно ко мне? А животное? Вывод: животные видят и слышат.

5. Игра “Закончи предложение” (работа в парах). Задание 9 с. 20 в рабочей тетради №2

6. Адаптация животных. Биологическая сказка. На доске объявление медведя:
БЮРО ДОБРЫХ МЕДВЕЖЬИХ УСЛУГ предлагает птице и зверью менять свое жильё
Кому слишком жарко, кому слишком сыро, бюро подыщет другую квартиру, чтоб каждому жить удобнее было.

- В один прекрасный день вывесил медведь на поляне такое объявление. Прочитали его лесные жители, почесали лапами в затылках: “А что, если, правда, поменяться?”
Прискакала к косолапому белка пушистый хвост, прилетел дятел, даже крот — бархатная спинка и тот пришёл. Медведь, знай каждому чужую квартиру расхваливает, всех меняться уговаривает. Уговорил белку с кротом, и они поменялись. Отправилась белка на новую квартиру, сунулась в норку — батюшки! Темнотища-то какая! Ни побегать в тёмном коридоре, ни попрыгать. А ползать белка не умеет. Подземные ходы она копать не умеет, лапки для этого не годятся. И белкина гордость — пушистый хвост, оказывается, здесь тоже ни к чему. Да и вообще что ей под землёй делать, когда главный корм - шишки да орехи. А крот до беличьего гнезда даже добраться не смог. Поскрёб — поскрёб коготками по коре — чуть не заплакал: “Не годятся мои лапки-лопатки, чтобы по деревьям лазать. Ими только землю хорошо рыть. И солнечный свет мешает, я к темноте привык. Да и что мне на дереве делать, когда весь мой корм — червячки да личинки — под землёй! Нет уж, я лучше к себе в норку пойду. Так ничего из этих обменов не получилось. Долго ещё лесные жители ругали косолапого за его “медвежью услугу”. И поделом.

- Почему же услуга оказалась “медвежья”?

7. "Игровая опушка ". Задание:

- Правильно помести жильцов в своих домиках. Кто, где живет?

Медведь     логово

Лиса     дупло

Белка     берлога

Волк     нора

IV. Закрепление изученного материала.

1. Игра “Кто лишний?”

-А сейчас я проверю. Кто из вас внимательнее. Я буду называть группы животных, а вы будете называть, кто “лишний”.

-медведь, заяц, волк, конь, лиса, кабан;

-сорока, ворона, попугай, снегирь, дятел;

-бабочка, стриж, жук, пчела, стрекоза.

2.Физминутка для глаз.

Если я называю птицу – вы поднимаете глаза вверх, если деревья и кустарники – смотрите по сторонам. Если я называю животного, то смотрите под ноги. Но я расставила вам ловушки. Если услышите название животного или растения, которое в лесу не встретишь – закрывайте крепко глаза.

Кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клест, опенок, крокодил, сова, ежевика, верблюд

3. Игра “Я знаю”. (работа в группах)

1 группа называет 5 названий животных,

2 группа называет 5 названий насекомых,

3 группа называет 5 названий птиц.

4. Игра “Я знаю пословицы”. Назовите пословицы и поговорки, где встречаются животные.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Сколько волка не корми, он все в лес глядит.

Всякая сорока от своего языка погибает.

Волк режет скотину, медведь дерет.

В сухой год зайцев больше, в сырой – мышей.

5.Обобщение. Охрана природы.

- Нужны ли лесу хищные животные? Почему?

Можно ли сказать, что человек и природа это единое целое?

Подтвердите это схемой. (На доске запись)

Предлагается ситуация.

- Могут ли люди жить без природы? На этот вопрос один старшеклассник ответил так: “Сейчас нет! Но пройдет время, когда люди научатся готовить искусственную пищу и смогут жить без природы”. Прав ли он?

(По ходу ответов детей на доске появляется запись)

- А как вы в своих сочинениях ответили этому старшекласснику?

6. (Дети читают сочинения “Природа и я!)

- А вот мы с вами можем помочь природе, стать ей другом?

7.Игра “Выбери правило вежливости”. Работа в группах.

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырастет.

3. Наконец – то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное, никому не мешать.

4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

Задание: Выберите правила вежливости, которые необходимо соблюдать в природе. (1,4,6).

- А что обозначают экологические знаки?

- Экологические знаки нам говорят о том, чтобы мы охраняли животных.

По вине человека уже исчезло немало животных, а многие стали редкими.

Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.

Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя М.М.Пришвина: “Охранять природу – значит охранять Родину”.

V. Итог урока. Диагностика с помощью сигнальных карточек (правильно — неправильно).
1. В лесу живут звери, птицы, насекомые.
2. Звери — это животные.
3. Все насекомые живут в лесу.
4. Растения и животные взаимосвязаны.

5. Всем надо охранять природу.
Ответы:1—да;2—да;3 - нет; 4—да;5 – да.

VI. Рефлексия

- Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь животным, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:

- Теперь я знаю, что ….

- Я понял, что ………

- Я буду …..

Продолжите любое из этих предложений.

Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного о мире животных, но это далеко не всё. Вы ещё можете познакомиться с книгами, которые представлены на нашей выставке из рубрики “Моя природа”.
VII. Домашнее задание: по выбору:

1. Подготовить сообщение об одном животном леса.

2. Нарисовать иллюстрацию и подготовить загадки о животных леса.

3. Написать сочинение на тему: “Как вести себя в лесу”.