Внеклассное мероприятие по биологии "Цветы в легендах и поэзии"

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Экология


Пояснительная записка

Обучение и воспитание учеников в общеобразовательных учреждениях не должно ограничиваться рамками урока. Современный педагог сегодня владеет широким спектром внеклассных мероприятий, которые способствуют формированию у учащихся нравственности и духовности, развивают любознательность, самостоятельность, эстетическую культуру и интерес к изучаемому предмету.

Учителю биологии отводится особая роль – пробудить у каждого ребенка любовь к природе родного края, научить видеть красоту и неповторимость творений природы, научить заботиться о сохранности каждого цветка, птицы или животного. Праздник “Цветы в легендах и поэзии” целесообразно проводить в рамках предметной Недели биологии для обучающихся 6-х классов, которые изучают раздел “Растения”.

Организуя подобные мероприятия в школе, педагоги смогут расширить кругозор школьников, повысить их культурный уровень, а главное, убедить учащихся в том, что забота об окружающей среде дает процветание Природе, а неразумное использование и разрушение приведут к её гибели.

Программа праздника

  1. Встреча участников праздника. (Ученики в костюмах разных цветов вручают гостям праздника букеты полевых цветов)
  2. Осмотр выставки композиций и букетов учащихся под девизом “Осенняя пора – очей очарованье”
  3. Оформление актового зала гимназии:
  • Выставка-конкурс композиций и букетов учащихся под девизом “Осенняя пора – очей очарованье”;
  • Газеты о многообразии цветковых растений
  • Плакаты с высказыванием о цветах:

…Знаете ли вы, что …

…самым большим цветком является Раффлезия арнольда, растущая в лесах Суматры. Цветок имеет в поперечнике 1 метр и весит 10 кг.

…самая короткая в мире жизнь цветов у амазонского лотоса. Его нежные желтые цветы распускаются на рассвете, но через полчаса уже увядают.

…самое продолжительное время – 80 дней- живет цветок орхидеи.

…самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 метров, его диаметр 12 метров, в нем до100 тысяч отдельных цветков.

Литературная композиция

(Звучит мелодия “Времена года” П.И.Чайковского)

Ведущий 1.

Русская природа полная поэзии и прелести, волнует каждого человека, любящего родную землю. Русский писатель Герцен писал: “Наши бесконечные луга, покрытые ровной зеленью, успокоительно хороши. В нашей природе есть что-то мирное, доверчивое, раскрытое. На земле произрастают десятки тысяч растений, у людей особое благоговейное отношение к цветам. Мы так с ними сроднились, что не задумываемся порой, сколь удивительными и совершенными творениями природы они являются. А ведь в самом крошечном лютике, одуванчике, затерянном во ржи васильке, заложена великая с которая заставляет человека радоваться и грустить, переживать, волноваться вспоминать о чем-то сокровенном. Сколь непривлекательна и бедна окажется наша планета Земля, исчезни в природе эти прекрасные творения.

Ещё за 3 тысячи лет до нашей эры садовники Египта и Сирии разводили розы, маки, ландыши. Когда в ХХ веке была вскрыта гробница египетского фараона Тутанхамона, археологи увидели многочисленные драгоценности, украшавшие мумию. Но поверх всех украшений лежал скромный букетик увядших полевых цветов. Не золото, не рубины , а цветы были последним знаком любви и внимания любимой вдовы к ушедшему супругу.

Ведущий 2.

Нет на земле языка сокровеннее и понятнее чем язык цветов. Даже один единственный цветок может сказать человеку порой больше, чем самое красноречивое послание, выражение уважения и любви.

В Австралии в г. Сиднее есть оперный театр. Для своего первого представления в 1973 году труппа театра выбрала оперу Прокофьева “Война и мир”. Зал был переполнен, актеров то и дело вызывали на бис. И лишь одно кресло было незанятым в первом ряду: на нем лежала белая роза. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевший прилететь на представление, передал из Чикаго по телефону необычную просьбу: положить на его место розу в знак уважения к творчеству великого композитора.

У русской поэтессы Екатерины Бекетовой есть стихотворение о сирени, которое композитор С.В.Рахманинов положил на музыку:

На утру по заре по росистой траве
Я пойду свежим утром дышать.
И в душистую тень, где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать.
В жизни счастье одно мне найти суждено,
И то счастье в сирени живет,
На зеленых ветвях, на душистых кистях
Мое бедное счастье цветет.

Этот романс обошел всю Россию, а у композитора появилась безымянная поклонница. Оставаясь неизвестной в течение нескольких лет, она приветствовала каждое выступление композитора букетом белой сирени. Независимо от времени года, в любом городе, где выступал композитор, он получал этот букетик в конце выступления. С. Рахманинов прозвал таинственную незнакомку Белая Сирень, и лишь много лет спустя узнал имя этой женщины, оказавшейся преподавательницей провинциальной гимназии Фаиной Руссо.

Ведущий 1. (ведущий держит в руках букетик из цветов)

Наряднее и веселее становится жить вместе с этими удивительными созданиями природы – цветами. Но цветы не только украшения нашей жизни, каждый цветок из букета хранит свою тайну, а иногда забавные или поучительные истории, о которых мы вам сегодня и поведаем, ребята.

Гиацинт (девочка в костюме гиацинта, на слайде презентации появляется гиацинт)

Знаете ли, вы ребята, что гиацинт – цветок весенних дождей? Так называли его в Древней Греции. Он был посвящен богу солнца – Апполону. В честь гиацинта ежегодно весной устраивали трехдневный праздник – Гиацинтий. Во время весенних теплых дождей из луковицы вырастает зеленый стебелек гиацинта, который на верхушке со всех сторон покрывается маленькими цветочками, похожими на крохотные лилии, на одних они – розовые, на других – синие, на третьих – ярко-желтые.

За окошком, в синеве апреля
Тают тучки, все светло кругом,
И звенят последние капели
В ледяных сосульках над крыльцом.
А березы в чуть заметных почках
Тянутся к лазурной вышине…
Гиацинты в глиняных горшочках
Мы сейчас расставим на окне.
Яркий луч скользнет в оконной раме,
Сразу станет в классе веселей
От цветков с лиловыми кудрями,
Первенцев весенних первых дней.
И дружней решаются задачи,
Оживают цифры, краски карт-
Будто сразу стало все иначе,
И сама Весна идет средь парт.

Василек (мальчик в костюме василька, на слайде презентации появляется василек)

В нашей стране о васильке сложено много красивых сказаний. В них говорится, будто бы в глубокой древности русалка влюбилась в молодого пахаря Василия, единственного сына своей матери. Издали, под прикрытием камышей, с раннего утра она следила за красавцем юношей, а когда однажды, закончив работу, Василий подошел к реке умыться, она не выдержала и предстала перед ним во всей своей красе. Они полюбили друг друга, и стала русалка звать юношу в свою родную стихию, а Василий уговаривал ее остаться на земле. Во всем у них было согласие, не могли они только договориться, где им жить вместе. И когда поняла русалка, что не оставит пахарь свою родную землю, в отчаянии она превратила его в скромный цветок , растущий на полях, но цветом напоминающий ее голубую стихию. Люди же сочувствуя доброму молодцу и его старой матери, в память о нем назвали цветок именем юноши так, как звала его мать – Васильком.

Как чиста в поле рожь, нас там больше не найдешь.
Прибежали дружно в сад, чтоб обрадовать ребят.
Мы красивы и легки, василечки, васильки, голубые мотыльки.

Нарцисс (мальчик в костюме нарцисса, на слайде презентации появляется нарцисс)

Давным-давно Греции жил молодой человек по имени Нарцисс, который восхищался своей красотой. Он очень гордился своим красивым лицом и стройным телом, и никогда не упускал случая полюбоваться своим отражением в ручье или озере, мимо которого он проходил. Он мог часами лежать и любоваться своими черными глазами, прямым носом, вьющимися волосами. Однажды он проходил по краю обрыва и в прозрачной воде горного ручья увидел отражение своего лица: “Ты красив,- сказал Нарцисс себе.- В мире нет никого прекрасней тебя! Я бы хотел поцеловать тебя!” И наклонился к воде, но потерял равновесие, упал с обрыва и утонул. Боги, увидев смерть такого прекрасного молодого человека, решили что красота не может исчезнуть бесследно, и превратили Нарцисса в благоухающий цветок, который сохранился до наших дней цветет весной и называется нарцисс.

Гладиолус (девочка в костюме гладиолуса, на слайде презентации появляется гладиолус)

Гладиолус в переводе с латинского языка означает “меч”, и поэтому у римлян он считался цветком гладиаторов. Жестокий римский полководец захватил в плен фракийских воинов и приказал превратить их в гладиаторов. Друзьям Севту и Тересу полководец поручил первыми биться друг с другом, пообещав победителю свободу, но друзья воткнули мечи в землю и бросились обнимать друг друга. Кровожадные римляне предали их смерти, но как только тела их коснулись земли, из рукоятей мечей расцвели гладиолусы, которые по сей день считаются символом дружбы, верности и благородства.

Львиный зев (мальчик в костюме львиного зева, на слайде презентации появляется львиный зев)

Львиный зев действительно происходит из страны, где обитают настоящие львы- Африки. В сказаниях о 12 подвигах Геракла, известного древнегреческого героя, упоминается и об этом скромном цветке. Геракл победил страшного льва, руками разорвав ему пасть. Эта победа восхитила не только смертных, но и богов Олимпа. Богиня Флора в честь подвига Геракла создала цветок, напоминающий окровавленную пасть льва - львиный зев.

Гвоздика (девочка в костюме гвоздики, на слайде презентации появляется гвоздика)

В ХVIII веке французский король Людовик IХ объявил восьмой крестовый поход. Крестоносцы направились в Тунис. Осада города затянулась, крестоносцев постигла беда – войско заболело чумой. Началась паника. Король решил спасти положение. Неизвестно, кто первым обратил внимание на темно-красный цветок, но только король приказал поить заболевших отваром дикой гвоздики. Чума начала стихать, а вот самому королю ничего не помогло: он заболел и умер. Из Туниса во Францию крестоносцы привезли невиданный здесь цветок. Будто кровь разлилась по его лепесткам, будто волшебные духи окропили чашечку гвоздики необыкновенным ароматом.

Древние римляне рассказывают такую легенду о гвоздике. Однажды богиня охоты Диана, возвращаясь после неудачной охоты, увидела маленького пастушка. Он весело играл на свирели. Возмущенная Диана крикнула ничего неподозревающему мальчику: - Это ты распугал всех моих зверей и птиц?! Напрасно оправдывался маленький пастух, напрасно просил прощения. Богиня Диана бросилась к нему и вырвала у него оба глаза. А когда поняла, что расправилась слишком жестоко, было уже поздно. Глаза мальчика покатились по траве и в тот же миг превратились в цветы. Своей окраской они напоминали невинно пролитую кровь, а желтым пятнышком в середине – человеческий зрачок. Это была гвоздика.

Ведущий 2.

Мы давно вас считаем друзьями,
Дети наших садов и полей.
Мы ухаживать будем за вами,
Чтоб на клумбах росли вы пышней.
Сколько вас пышноцветных, веселых,
Распустилось у всех на виду.
Под широкими окнами школы,
В нашем залитом светом саду!
Мы из вас составляем букеты,
Подбирая цветок за цветком.
И душистое, свежее лето
Вместе с вами приходит в наш дом!

Ведущий 1.

Как не дивиться нашим садоводам?
Едва приходит летняя пора,
Они сажают - краше с каждым годом –
Цветы на клумбах нашего двора.
Широкий круг, очерченный умело,
Обсажен резедою по краям,
Дельфиниум свои возносит стрелы,
Пионы что-то шепчут ветеркам.

Ведущий 2.

Вдоль песчаной нашей дорожки,
Уводящей в тенистый сад,
Чуть качаясь на стройной ножке
Флоксы, вытянувшись, стоят.
Это чудо заметил бы всякий
Степь синеет все шире , а там
Разбежались пунцовые маки
По дымящимся в зное холмам.
Вы гордитесь красою наряда
Светом солнечных дней залиты,
Наши гости из школьного сада,
Наших парков и скверов цветы.

Ведущий 1. В исполнении танцевальной группы посмотрите композицию “Вальс цветов”

Учитель подводит итоги конкурс композиций и букетов учащихся под девизом “Осенняя пора – очей очарованье” с вручением грамот.

Викторина по ботанике “Самый умный знаток растений”

    1. Какие цветы днем закрываются, а ночью раскрываются?

(душистый табак, матиола)

2. Почему многие цветы издают аромат днем, а некоторые цветы – ночью?

( для привлечения дневных и ночных насекомых-опылителей)

3. Назовите декоративные цветы, которые являются двулетними и цветут на второй год жизни после посадки.

(гвоздика, анютины глазки маргаритки)

4. Назовите медоносные растения.

(гречиха, акация, липа, клевер)

5. Назовите насекомоядные растения.

(росянка, пузырчатка венерина мухоловка)

6. Из каких цветов варят варенье?

( роза, одуванчик)

7. Какие цветы предвещают дождь или пасмурную погоду?

(цветы белой кувшинки закрываются, клевера лугового – складываются, цветки чистотела – поникают)

8. Назовите цветы, в названиях которых заключены женские и мужские имена.

(Иван-да-Марья, Василек, Маргаритка, Иван-чай, Вика,Роза)

9. Какое растение в своем названии говорит о своем долголетии?

(столетник)

10. В названии какого цветка заключено название государства?

(Нас-турция)

11. Какой цветок приходится “дедушкой” розе?

(шиповник)

12. какие цветы боятся дождя?

(бумажные)

13. Какие цветы очищают воздух городов и сел?

(бархатцы, ноготки, настурция, сирень, жасмин, флоксы, черемуха, шиповник)

14. Какие вы знаете луковичные декоративные растения?

( лилия, тюльпан, нарцисс)

15. Какие цветы используют в медицине для приготовления лекарств?

(ландыш, бессмертник, наперстянка)

По окончании викторины ученикам, набравшим максимальное количество баллов за правильные ответы, вручаются памятные медали “Самый умный знаток растений”

Игра “Я садовником родился”

Все участники праздника становятся в круг и каждому игроку одевается шапочка с названием цветкового растения. Ведущий говорит слова: “Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме пиона” и бросает мячик ученику с названием данного растения. Ученик должен поймать мячик, произнести слова “Ой!”

садовник : “Что с тобой?”

ученик : “Влюблен(а)”

садовник: “В кого?”

ученик : “В ноготки!” и бросает мяч игроку с названием цветка “ноготки”. Если ученик сразу не произносит слова “Ой!”, он выбывает из игры.

Названия цветковых растений для конкурса:

1. василек

2. ромашка

3. мак

4. незабудка

5.пион

6.роза

7.сирень

8.гиацинт

9.нарцисс

10. гладиолус

11.гвоздика

12.львиный зев.

13.колокольчик

14. подснежник

15. резеда

16. дельфиниум

17. ноготки

18. настурция

19. петунья

20. флоксы

21. астра

22. мимоза

23. кувшинка

24. одуванчик

25. фиалка

26. лилия

27. лотос

28. незабудка

29. ромашка

30. ирис

Список литературы

  1. А.А.Александрова, П.В.Воеводин, А.А.Калинин, М.В.Семенцова Путеводитель по особо охраняемым территориям Одинцовского муниципального района.- Одинцово-Москва, Природоохранный фонд “Верховье”, Товарищество научных изданий КМК,2009.-52с.
  2. Литвинова Л.С., Жиренко О.Э. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. М.:5 за знания,2005.-205с.
  3. Неделя экологии в школе/авт.-сост. Г.А.Фадеева.- Волгоград:Учитель,2006.—66с.
  4. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы/сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград:Учитель,2004.-160с.