Урок окружающего мира по теме "В гости к весне. Прилет птиц". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: формирование знаний учащихся об изменениях в жизни птиц с приходом весны.

Задачи урока:

  • Закрепить представление детей о характерных признаках весны, показать связь весенних изменений в неживой и живой природе;
  • Развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Учить использовать результаты наблюдений для характеристики сезонных изменений.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Проектор
  • Рабочие листы с заданиями для учащихся.
  • Карточки с изображением птиц.

Формы и методы:

  • Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
  • Применение ИКТ.
  • Групповые.
  • Проблемно-поисковые.

Эпиграф к уроку:

«Мы вас ждем, товарищ птица,
От чего вам не летится!»

В.В. Маяковский (Приложение 1. Слайд 1)

1. Оргмомент

– Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Я желаю вам быть радушными хозяевами и работать так, чтобы всем было интересно!

Я раскрываю почки.
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю
Движения полна
Зовут меня ... (Весна) (Приложение 1. Слайд 2)

– Сегодня на уроке мы продолжим разговор об удивительном времени года, возвращении птиц домой и их весенних заботах.

– Ребята, а знаете ли вы, что:

  • Ласточка – это перелетная птица.
  • Птицы улетают на юг из-за того, что холодно.
  • Первыми из теплых стран возвращаются грачи.
  • Что воробьи могут жить в скворечниках.
  • Что лебедь делает свое гнездо на дереве.
  • Что птица уничтожают вредных насекомых.

Вывешиваю слово весна (Приложение 1. Слайд 3)

– Как изменилась температура воздуха с приходом весны!
– Что произошло с почвой? (Снег сошел, почва оттаяла)
– Если потеплело, то что стало с водоемами? (Лед на водоемах растаял)
– Изменения в неживой природе повлияли на жизнь растений и животных.
– Если почва оттаяла, то что произошло с растениями весной? (Зазеленела трава, появились первые цветы)
- А на водоемах, если растаял лед? (Проснулись рыбы)
- Если появились первые цветы, то кто появился? (Насекомые)

2. Осмысление содержания

Сниться ночью пауку
Чудо- юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птицаф

– Вспомните отличительный признак птицы. (Птица - это животное, тело которых покрыто перьями)

(Приложение 1. Слайд 4)

– По оперению мы обычно узнаем птиц.
– А чем они еще отличаются? (Формой тела, клювом,  цветом, голосом …)
– Каких птиц называют перелетными?
– Каких птиц называют зимующими?

Рабочий лист. Задание № 1

– Распределите картинки с изображением  птиц на две группы.

Проверка

– Назови  зимующих птиц. (Воробей, снегирь, синица, голубь) (Приложение 1. Слайд 5)
– Назови перелетных птиц. (Грач, скворец, ласточка, аист) (Приложение 1. Слайд 6)

Завершение работы

– Почему птицы осенью улетают от нас в теплые края? (Отсутствие пищи: насекомых и рыбы.)
– Что позволяет птицам вернуться? (Появилась пища: растения, насекомые, рыбы. Еще у этих птиц здесь гнездовья.  Родина там,  где я родился.)
– Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.
Первыми прилетают те птицы, которые осенью улетели позднее. (Приложение 1. Слайд 7)
Журавли  летят – клином, утки – косяком, мелкие птицы, такие как скворцы, жаворонки, ласточки, летят – беспорядочной  стаей.

Загадки. Сообщение учителя

1. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне  вскачь,
А зовется птица … грач. (Приложение 1. Слайд 8)

– Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. На одном дереве можно насчитать 15-20 гнезд.

2. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … скворец. (Приложение 1. Слайд 9)

– Вслед за грачами прилетают скворцы-папы, а через несколько дней за ними прилетают скворцы-мамы. К их прилету скворцы-папы подыскивают скворечник для семьи.

3. Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (Ласточка) (Приложение 1. Слайд 10)

– Прилетают ласточки в середине мая. Её легко узнать по черному оперенью и белой грудке. И пьют, и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.

4. Это старый наш знакомый: 
Он живет на крыше дома.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист) (Приложение 1. Слайд 11)

– В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно ученые сделали удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на лету.

Физминутка

В небе высоком
Птички летают,
В гнездышке в теплом они отдыхают:
Крылья сложили,
Глазки сомкнули
За день налетавшись, тут же уснули.
Солнышко встало.
Тепло улыбнулось:
«Доброе утро!»
Птички проснулись.

– На первый взгляд – жизнь птиц беззаботна. Но это не так.
– Все перелетные птицы, когда возвращаются  домой, что делают в первую очередь? (Гнезда)
– Не легко без рук, без топоренка, построить избенку. А вот птицы мастерят  свои гнёзда так, что диву даешься.

Работа в группах

– Возьмите каждый свой листок, лежащий у вас на парте. Прочитайте, как птицы устраивают свои гнезда.
– Посмотрите одинаковые ли гнезда у птиц? Все ли гнезда на деревьях?

Работа по группам. Первая группа читает про грачей и про ласточку. Вторая группа читает про кукушку и лебедя.

(Приложение 1. Слайд 12)

– Посмотрите, что это за птица и где она устраивает свое гнездо. (Ласточка)

(Приложение 1. Слайд 13)

– А это, что за птица? Где находится ее гнездо? (Лебедь)

(Приложение 1. Слайд 14)

– Расскажите, как гнездится эта птица? (Грач)
– А какая птица не строит гнезда?
– А какие птицы селятся в гнездах, которые для них делает человек? (Скворцы)
– Как называются их домики? (Скворечники)
– Но их домики бывают заняты. А  занимают их воробьи.
– Посмотрите, как бывает.

Инсценировка «Случай»

Этот случай был в апреле,                               А сейчас, под этой кровлей
С юга птицы прилетели.                                  Для семьи гнездо готовлю
Тает снег, а воробья.                                         И не тронусь, хоть убей! –
Выгоняют из жилья.                                         Прочирикал воробей.
– Убирайся вон, задира, –                                – Не упрямься! Мне в наследство
Просвистел ему скворец.                                 Этот дом достался с детства.
– Ни за что, моя квартира,                               Вылетай.
Я не временный жилец!                                   Мой клюв остер
Я тут вьюги и мороз.                                        А не то …
Терпеливо перенес.                                          Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел,                         Охраняйте вместе сад.
Быстро с нею влез на крышу,                         Только Миша слез долой,
Тут же крепко привязал                                  Воробейка удалой
И приветливо сказал:                                       В новый дом переселился
– Я, друзья, сердечно рад,                               И  с соседом помирился.     

Проблема

– Как вы думаете, как скворечник укрепить на дереве? (Нельзя прибивать гвоздями, а привязать проволокой как можно дальше от земли)

– Весна – радостное время года, так как у птиц появляются птенцы.

Игра «Назови малышей»

– У утки – …  утята
– У скворца – … скворчата
– У гуся – ... гусята
– У воробья – ... воробьята
– У грача – ...  грачата
– У ласточки – … ласточата
– У аиста – … аистята
– У галки – … галчата

– А чем кормят птицы своих птенцов? (Насекомыми, личинками, червяками)

Сообщения детей

– Синица в течении дня поедает до 600 насекомых.
– Грачи – до 8000 вредных червей и гусениц.
– Ласточки – за лето 1 миллион мошек и комаров.

Рефлексия

Весенние заботы птиц. Сделать выбор. Рабочий лист. Задание № 2

– Поставьте знак «+» возле строчек, где говорится о весенних заботах птиц.

  • Птицы весной высиживают птенцов.
  • Строят хатки.
  • Строят гнезда.
  • Уничтожают вредных насекомых.
  • Запасают еду.
  • Откладывают яйца.
  • Готовятся к отлету.
  • Учат птенцов.
  • Ложатся в спячку.

Проверка (Приложение 1. Слайд 15)

– Почему о птице говорят: 2 раза родится, 1 раз умирает.

Экологическая минутка

– А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам?
– Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?
– У вас на столах, в память о нашем уроке лежит картинка с изображением птички.
– Я буду читать вам лозунги, если это нужно делать для птиц, вы поднимаете птичку.
– А если нет, то птичку не поднимаете.

1. Вывешивать скворечники весной.
2.  Стрелять из рогатки по птицам.
3. Помогать больной или раненой птице.
4. Разорять птичьи гнезда.
5. Подкармливать птиц ранней весной.
6. Уносить домой здоровых птенцов.
7. Подходить   близко к гнездам птиц.
8. Изучать птиц.

(Приложение 1. Слайд 16)

– Летать как птица, но знать, любить и беречь природу ты должен как человек!

Итог по теме «Перелетные птицы» (слайд 17)

  • Птицы
  • Перелетные, зимующие
  • Вернулись, гнездятся, поют
  • Приносят огромную пользу природе
  • Весна!

– Пожалуйста, постарайтесь, что бы за всю  жизнь ваши руки не убили ни одного живого существа, а сердце было добрым ко всему, что бегает, прыгает, ползает, летает.