Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач

Разделы: Математика, Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


На сегодняшний день вопрос обучения детей решению арифметических задач актуален как в свете подготовки к школе, так и в плане их математического развития. Основы знаний, которые будут столь необходимы ребенку в школе, закладываются еще в дошкольном возрасте. Не случайно во всех комплексных программах для детей дошкольного возраста, в разделе «Развития математических представлений», имеются программные задачи по обучению решения арифметических задач.

Математика является одной из достаточно сложных дисциплин, которые могут вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Тем более не стоит забывать, что далеко не все дети обладают математическим складом ума, поэтому при подготовки к школе просто необходимо познакомить ребенка с методом моделирования, способствующим развитию логического мышления и обучению решению арифметических задач.

При правильном обучении решению арифметических задач дети учатся рассуждать, доказывать, аргументировать свои действия, понимать, что нужно сложить, а что вычесть. Именно это, часто скрытая сторона должна стать явной для ребенка. Анализируя структуру задачи и сопровождая ее решение объяснением своих действий, ребенок учиться рассуждать, вникать в смысл задачи, без чего невозможен переход к решению более сложных задач.

В своей работе опираюсь на методику Е.В.Колесниковой, на начальном этапе знакомлю детей с задачами-драматизациями, используя при этом игрушки, над которыми дети совершают практические действия, так как в основе решения таких задач лежит предметно- действенное мышление. После нескольких аналогичных занятий переходим к задачам по действиям детей, предлагаю детям геометрические фигуры и арифметические знаки. Дети учатся выделять составные части и объяснять свои действия, переходим к задачам-иллюстрациям. Если в задачах-драматизациях все предопределено, то в задачах-иллюстрациях создается простор для разнообразия сюжета, для игры воображения. Содержания задачи и ее условие может варьироваться, отражая знания об окружающем мире. Эти задачи стимулируют память и умение самостоятельно придумывать задачи, а следовательно, подводят к решению устных задач.

Для задач-иллюстраций широко использую занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игры и мультимедийные технологии. С помощью компьютерных презентаций легко выполняются основные требования к иллюстрациям - это простота сюжета, динамизм содержания, ярко выраженные количественные отношения между объектами. Например: на экране три легковых автомобиля и одна грузовая машина. С этими данными можно составить один-два варианта задач. Но задачи-изображения могут иметь и более динамичный характер. Например: лес на берегу озера, на этом фон проецируется различные предметы. Таким образом, тематика предопределена, но числовые данные и содержание задачи можно в известной степени варьировать (грибы, ягоды и т.д.)

Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное, эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывании хода, предугадывание результата, предположение результата).

И уже после усвоения детьми задач-иллюстраций, приступаем к условно-схематическому моделированию. Это основной метод обучения решению арифметических задач. Для дошкольников оптимальным является вещественное моделирование (конструирование) и графическое моделирование (схема, рисунок) чем старше ребенок, тем значимее 2 тип моделирования. Модель помогает раскрыть смысл вводимых математических понятий посредством их образной подачи, а подключение резервов образного мышления к усвоению абстрактных математических зависимостей существенно облегчает усвоение и запоминание материала.

Практика моей работы показывает, что использование моделирования как способа и модели, как средства обучения математики в процессе непосредственно - организованной деятельности, способствует не только формированию математических понятий у дошкольников, но и развитию памяти, внимания, восприятия, мышления. Кроме того создает благоприятные условия для формирования таких умственных действий, как абстрагирование, классификация, анализ, синтез.

Моделирование дает детям, простор для развития творчества, фантазии. Его основная цель – обеспечить усвоение детьми структуры задачи, связей и соотношение между числовыми данными. Первоначально модели создаем совместно с детьми, затем дети делают это самостоятельно. Создавая модель, дети абстрагируются от конкретных признаков предмета и сосредотачиваются только на количественных характеристиках ситуации.

Проецирую на экран условно-схематическую модель, а дети составляют и решают задачу. Далее сверяют выполненное задание на своей карточке с изображением на слайде. Обучение моделированию занимает достаточно времени в формировании умения решать задачи, именно мультимедийные технологии способствуют более быстрому и полному усвоению программного материала.

Использование презентаций в проведении организованной деятельности дает возможность не только помочь детям в усвоении материала, но и развить их интерес к этой деятельности. Работая с задачами, дети совершенствуют свое умение проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать несущественное.

В наше время, в эпоху компьютерных технологий, встречающаяся порой точка зрения, выражаемая словами «не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Сегодня математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. В математике заложены большие возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. А применение презентаций при формировании математических представлений у дошкольников помогает решать эти задачи, не перегружая их, создает положительный настрой, формирует познавательные процессы.

Чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.

 

Непосредственно-организованная деятельность «Путешествие в Волшебный город»

Программное содержание:

  • учить сравнивать группы предметов по количеству, использовать знаки «больше», «меньше» или «равно»;
  • развивать умение зарисовывать ответ задачи условно – схематическими изображениями;
  • закреплять умение записывать решение задачи соответствующим математическим выражением;
  • формировать умения удерживать в памяти одновре­менно два признака (цвет и форму);
  • закреплять знания о числовом ряде от 1 до 10.
  • развивать логическое мышление и навыки самоконтроля и самооценки.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, изображения персонажей и предметов к сказке «Волшебник Изумрудного города» (Элли, Тотошка, Страшила, Дровосек, Лев, изображения замка, составленное из геометрических тел); карточки с цифрами от 1 до 10, карточки на каждого ребенка к заданиям «Поставь нужный знак», «Сосчитай и напиши цифру», задачами, лабиринтами, цветные карандаши.

Ход деятельности

Воспитатель. Вспомним одну из сказок Александра Волкова.

Слайд 2. Элли, Тотошка, Желез­ный Дровосек, Страшила и Трусливый Лев пошли в Изумрудный город к великому вол­шебнику Гудвину. Каждый из них надеялся получить то, в чём больше всего нуждался. Что же они хотели? (Страшила хотел полу­чить мозги и стать умным. Льву нужна бы­ла смелость, а Дровосеку - сердце. Элли с Тотошкой мечтали вернуться домой.) По дороге они совершают так много доб­рых дел, требующих смелости, сообрази­тельности, сердечности, что без всякого волшебства становятся и добрыми, и умны­ми, и смелыми.

Давайте этот путь мы прой­дём вместе с ними. Чтобы помочь нашим друзьям быстрее добраться до Волшебного города, возьмём с собой цифры.

Проводится игра «Живые цифры». Де­ти получают карточки с цифрами (от 1 до 10) и строятся по порядку (в соответствии с числовым рядом). Затем несколько раз ме­няются карточками и выстраивают новый числовой ряд.

Воспитатель. На пути к Изумрудному го­роду наши герои преодолевали различные препятствия. Вот первое препятствие, которое поможет Дровосеку стать добрее. «Поставь нужный знак»

Слайд 3. На карточках №1 вам нужно поставить знаки «больше», «меньше» или «равно» между картинкой и цифрой.

- проверьте правильность выполнения задания с изображением на слайде.

Воспитатель. Одно препятствие мы преодолели, а вот и следующее задание.

«Сосчитай и напиши цифру»

Слайд 4. - возьмите карточку №2, сосчитайте картинки и напишите нужную цифру в соответствующие квадратики.

  • сколько пирамидок?
  • сколько конфет вы насчитали?
  • сколько самолетов?
  • проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
  • мы с вами хорошо поработали, пора отдохнуть.

Физкультминутка.

Раз - согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим!

Воспитатель. Мы приближаемся к замку злой волшебницы Бастинды. В своей стране Бастинда разрушила все дворцы и замки, кроме своего.

Слайды 5, 6. - По­смотрите на рисунок замка - на нём вы увидите знакомые вам геометрические тела. Назовите их. (Конусы, цилиндры, ку­бы.) Сколько конусов? Сколько кубов? Сколько цилиндров? Правильно. Запомните этот рисунок. Сейчас появиться другая картинка.

- скажите, что изменилось на картинке?

- молодцы! Много заметили отличий.

Воспитатель. В стране злой волшебницы Бастинды завяли все цветы, потому что она засыпала колодцы и ручьи, уничтожила фон­таны. Ведь она терпеть не могла воду. Из волшебной книги Элли и её дру­зья узнали, что если мы правильно решим задачу, то поможет цветам зацвести вновь, а Страшиле стать умнее.

Слайд 7. - Вам нужно составить и решить задачу по условно схематической модели. Нарисуйте ответ задачи в нижнем прямоугольнике.

  • сколько вы нарисовали мишек и почему?
  • запишите решение задачи соответствующим математическим выражением и прочитайте запись.
  • проверьте правильность выполнения задания.

Воспитатель. Чтобы продолжить путь, нужно пройти через мост. А для этого надо ответить на вопросы. Это поможет Трусливому Льву стать смелее.

  1. Сегодня понедельник, какой день будет через два дня?
  2. Сколько месяцев в году?
  3. Назовите весенние месяцы.
  4. Сколько углов у ромбика?
  5. Назовите геометрические фигуры.
  6. Сколько ушей у трех мышей?
  7. Сколько рогов у двух коров?
  8. Сколько концов у одной палки?
  9. Сколько концов у двух палок?

- молодцы! На вопросы ответили правильно.

- мы с вами подошли к Волшебному городу.

Слайд 8. Но перед нами еще одно препятствие - лабиринт. Если мы пройдем этот лабиринт, то не только сможем войти в город, но и поможем Элли с Тотошкой вернуться домой.

- проверьте правильность выполнения.

Слайд 9. Вот и замок Гудвина. Мы прошли весь путь вместе с героями сказки Александра Волкова. Пора возвращаться домой.

Итог.

  • вам понравилось наше путешествие?
  • какое задание было самым трудным?
  • какое понравилось больше всего?