Решение задач с помощью методического пособия "Крокодил". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: обучение решению задач.

Задачи:

  1. Закрепить умение определять главное в задаче, умение складывать и вычитать устно.
  2. Развивать вычислительные навыки, математическую речь.
  3. Формировать навыки сознательность, самостоятельности, способствовать развитию чувства коллективизма.

Методы и приемы: словесный, наглядный, сравнительный, аналитико-синтетический, практический и проблемно-поисковый.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Наглядность и оборудование: методическое пособие крокодил, текст задачи и иллюстрация к задаче.

Ход урока

– Ребята, будем решать задачу. Прочитайте задачу.

Задача. В автобусе ехало 10 ребят. На остановке из автобуса вышло 3 мальчика. На другой остановке в автобус вошли 2 (две) девочки. Сколько пассажиров поехало дальше?

– Ребята, про что задача?

Ребята: про автобус, про девочек, про мальчиков, про вышли, про вошли, про дальше, про пассажиров.

– Ребята, а что главное в задаче?

Ребята: про автобус, про 2 девочки, про 3 мальчика, про пассажиров, про остановки.

– Что мы не знаем в задаче?

Ребята: Сколько пассажиров поехало дальше?

– Ребята, кто про что будет показывать?

1 ученик: Я буду показывать про девочек.

2 ученик: про остановки.

3 ученик: про автобус.

4 ученик: про вопрос.

5 ученик: про ребят.

6 ученик: про мальчиков

– Ребята, покажите на “крокодиле” про что задача и решите ее.

Каждый находит свое место на крокодиле.

Педагог выясняет у ребят:

– Тут что (кто)? Ты про что показываешь?

– Хорошо, покажите про это (показывает на задачу).

В ходе демонстрации выясняется, что не все понимают смысл слов “вошли”, “вышли”, “пассажиры”. Проработать смысл этих слов через демонстрацию и через вопросы: “Девочки, мальчики, тети, дяди – кто это?”

Во время демонстрации ребята пользуются текстом задачи для доказательства своих действий. Если дети не делают этого, учитель побуждает их к этому своими вопросами: “Почему тут так?”

– Артур, ты про что показываешь? (Я показываю про ребят).

– Покажи на “крокодиле” где это? (Артур отсчитал 10 косточек).

– Сколько тут ребят? (Тут 10 ребят).

– Азалия, ты про что показываешь? (Я показываю про автобус).

Азалия показывает на автобус, который на другой проволоке “крокодила”, т.е. 10 ребят на одной проволоке, а автобус на другой.

Учитель вместе с ребятами начинает выяснять:

– Где ребята? Почему автобус там? Ребята там далеко, а автобус едет тут? Где про это написано? (учитель добивается, чтобы ребята поняли, что автобус с ребятами едут вместе и находятся на одной проволоке).

– Автобус с ребятами едет, едет, едет … (все демонстрации руками детей).

Миляуша: Я показываю про остановки

– А тут где про это? (учитель показывает в текст).

Миляуша читает текст задачи и находит слова “на остановке” и на “другой остановке”. Учитель фиксирует внимание ребят, задерживая руку Миляуши на этих словах.

– Покажи это на “крокодиле” (две остановки).

Возвращаем автобус на исходную позицию и проделываем все действия с автобусом и ребятами.

Ребята: Автобус едет, едет, а потом остановка.

– Что дальше?

Аня: Мальчики вышли из автобуса (показывает в тексте).

– Сколько ребят вышло из автобуса?

Аня: 3 мальчика вышло из автобуса.

Она показывает на “крокодиле”, убирает из количества ребят в автобусе 3 косточки.

– Автобус едет, едет, едет, а потом?

Марьям: Девочки вошли

– А где были девочки дома? (Да, дома).Марьям показывает на “крокодиле”, прибавляя ребятам в автобусе 2 косточки.

– Автобус едет, едет, едет… А потом?

– Артур, ты про что показываешь? (Про вопрос).

– Какой вопрос? (Ребята читают вопрос к задаче).

– Мы про это знаем?

Ребята: Да, тут 9 ребят.

– Артур, покажи, где это на “крокодиле”.

– Ребята, давайте еще раз сосчитаем, сколько пассажиров поехали дальше?

Ребята: 9 пассажиров. Они поехали в школу.

– Ребята, мы решили задачу? (да).

Запишите решение задачи в тетрадь.

  1. 10-3=7 (п.)
  2. 7+2=9 (п.)

Ответ: 9 пассажиров поехало дальше.