Домашние лабораторные работы по физике для учащихся 7-го класса

Разделы: Физика


Домашние лабораторные работы по физике – особый вид деятельности учащихся, который позволяет не только решать учебно-методические образовательные задачи, но и дает возможность обучающимся увидеть, что физика – это не только предмет школьной программы. Любые знания, полученные на уроке, – то, что реально можно использовать в жизни и с точки зрения практичности, и для оценивания каких-то параметров тел или явлений, и для прогноза последствий каких-либо действий. Ну, вот 1 дм3 – это много или мало? Большинству учащихся (да и взрослых тоже) трудно ответить на этот вопрос. Но стоит только вспомнить, что объем в 1 дм3 имеет обычный пакет молока, и сразу становится проще оценивать объемы тел: ведь 1 м3 – это тысяча таких пакетиков! Именно на таких простых примерах приходит понимание физических величин. При выполнении лабораторных работ учащиеся отрабатывают вычислительные навыки, на собственном опыте убеждаются в справедливости законов природы. Недаром Галилео Галилей утверждал, что наука верна тогда, когда становится понятной даже непосвященному. Так что домашние лабораторные работы – «обряд посвящения в физику». Ведь и жизненный опыт, приобретаемый годами методом проб и ошибок, не что иное, как элементарные знания по физике. Так стоит ли тратить годы на то, что ребенок должен получить в школе…

Перечень и последовательность работ соответствует программе ФГОС.

ДЛР-1

Тема: определение средней скорости движения человека.

Цель: используя формулу скорости, определить быстроту движения человека.

Оборудование: мобильный телефон, линейка.

Ход работы:

1. Линейкой определить длину своего шага.
2. Пройти по всей квартире, считая количество шагов.
3. Используя секундомер мобильного телефона, определить время своего движения.
4. Используя формулу скорости, определить быстроту движения (все величины должны быть выражены в системе СИ).
5. Сделать вывод о результатах работы.

ДЛР-2

Тема: определение плотности молока.

Цель: проверить качество продукта, сравнивая значение табличной плотности вещества с экспериментальной.

Оборудование: пакет молока, таблица плотности вещества, линейка.

Ход работы:

1. Измерить массу пакета молока, воспользовавшись контрольными весами в магазине (на пакете должен быть маркировочный талон).
2. Линейкой определить размеры пакета: длину, ширину, высоту, – перевести данные измерения в систему СИ и вычислить объем пакета.
3. Используя формулу, рассчитать плотность молока в пакете.
4. Сравнить полученные данные с табличным значением плотности.
5. Сделать вывод о результатах работы.

ДЛР-3

Тема: определение веса пакета молока.

Цель: используя значение табличной плотности вещества, рассчитать вес пакета молока.

Оборудование: пакет молока, таблица плотности вещества, линейка.

Ход работы:

1. Линейкой определить размеры пакета: длину, ширину, высоту,- перевести данные измерения в систему СИ и вычислить объем пакета.
2. Используя значение табличной плотности молока, определить массу пакета.
3. По формуле определить вес пакета.
4. Изобразить графически линейные размеры пакета и его вес (два чертежа).
5. Сделать вывод о результатах работы.

ДЛР-4

Тема: определение давления, производимого человеком на пол.

Цель: используя формулу, определить давление человека на пол.

Оборудование: напольные весы, тетрадный лист в клетку.

Ход работы:

1. Встать на тетрадный лист и обвести свою стопу.
2. Для определения площади своей стопы подсчитать число полных клеточек и отдельно – неполных клеточек. Число неполных клеточек уменьшить вдвое, к полученному результату прибавить число полных клеточек, сумму разделить на четыре. Это и есть площадь одной стопы.
3. Используя напольные весы, определить массу своего тела.
4. Используя формулу давления твердого тела, определите давление, производимое на пол (все величины должны быть выражены в системе СИ). Не забудьте, что человек стоит на двух ногах!
5. Сделать вывод о результатах работы. К работе приложите лист с контуром стопы.

ДЛР-5

Тема: проверка явления гидростатического парадокса.

Цель: используя общую формулу давления, определить давление жидкости на дно сосуда.

Оборудование: мерный сосуд, стакан с высокими стенками, ваза, линейка.

Ход работы:

1. Линейкой определить высоту налитой жидкости в стакан и вазу; она должна быть одинаковой.
2. Определить массу жидкости в стакане и вазе; для этого воспользуйтесь мерным сосудом.
3. Определите площади дна стакана и вазы; для этого измерьте линейкой диаметр дна и воспользуйтесь формулой площади круга.
4. Используя общую формулу давления, определите давление воды на дно в стакане и вазе (все величины должны быть выражены в системе СИ).
5. Ход эксперимента проиллюстрируйте рисунком.
6. Сделать вывод о результатах работы.

ДЛР-6

Тема: определение плотности человеческого тела.

Цель: используя закон Архимеда и формулу расчета плотности, определить плотность человеческого тела.

Оборудование: литровая банка, напольные весы.

Ход работы:

1. Наполнить ванну водой, по краю пометить уровень воды.
2. Погрузиться в ванну. Уровень жидкости при этом увеличится. По краю сделать пометку.
3. Используя литровую банку, определите свой объем: он равен разности объемов, помеченных по краю ванны. Переведите полученный результат в систему СИ.
4. Используя напольные весы, определите свою массу.
5. По формуле определите плотность своего тела.
6. Сделать вывод о результатах работы.

ДЛР-7

Тема: определение Архимедовой силы.

Цель: используя закон Архимеда, определить выталкивающую силу, действующую со стороны жидкости на человеческое тело.

Оборудование: литровая банка, ванна.

Ход работы:

1. Наполнить ванну водой, по краю пометить уровень воды.
2. Погрузиться в ванну. Уровень жидкости при этом увеличится. По краю сделать пометку.
3. Используя литровую банку, определите свой объем: он равен разности объемов, помеченных по краю ванны. Переведите полученный результат в систему СИ.
4. Используя закон Архимеда, определите выталкивающее действие жидкости.
5. Проиллюстрируйте произведенный эксперимент, указав вектор силы Архимеда.
6. Сделайте вывод по результатам работы.

ДЛР-8

Тема: определение условий плавания тела.

Цель: используя закон Архимеда, определить местонахождение своего тела в жидкости.

Оборудование: литровая банка, напольные весы, ванна.

Ход работы:

1. Наполнить ванну водой, по краю пометить уровень воды.
2. Погрузиться в ванну. Уровень жидкости при этом увеличится. По краю сделать пометку.
3. Используя литровую банку, определите свой объем: он равен разности объемов, помеченных по краю ванны. Переведите полученный результат в систему СИ.
4. Используя закон Архимеда, определите выталкивающее действие жидкости.
5. С помощью напольных весов измерьте свою массу и рассчитайте свой вес.
6. Сравните свой вес с величиной Архимедовой силы и определите местонахождение своего тела в жидкости.
7. Проиллюстрируйте произведенный эксперимент, указав вектора веса и силы Архимеда.
8. Сделайте вывод по результатам работы.

ДЛР-9

Тема: определение работы по преодолению силы тяжести.

Цель: используя формулу работы, определить физическую нагрузку человека при совершении прыжка.

Оборудование: напольные весы, линейка.

Ход работы:

1. Линейкой определить высоту своего прыжка.
2. С помощью напольных весов определить свою массу.
3. Используя формулу, определить работу, необходимую для совершения прыжка (все величины должны быть выражены в системе СИ).
4. Сделать вывод о результатах работы.

ДЛР-10

Тема: определение скорости приземления.

Цель: используя формулы кинетической и потенциальной энергии, закон сохранения энергии, определить скорость приземления при совершении прыжка.

Оборудование: напольные весы, линейка.

Ход работы:

1. Линейкой определить высоту стула, с которого будет производиться прыжок.
2. С помощью напольных весов определить свою массу.
3. Используя формулы кинетической и потенциальной энергии, закон сохранения энергии, вывести формулу для расчета скорости приземления при совершении прыжка и выполнить необходимые расчеты (все величины должны быть выражены в системе СИ).
4. Сделать вывод о результатах работы.