Урок биологии по теме "Корень: его строение, формирование и функции"

Разделы: Биология


Планируемые результаты:

  1. Предметные результаты – дети знают строение и функции корня и умеют устанавливать связь между ними.
  2. Метапредметные результаты – дети, обладающие целеполаганием, умеющие планировать свою деятельность, наблюдать, сравнивать, анализировать и устанавливать причинно – следственные связи.
  3. Личностные результаты – дети, осознающие ценность знаний для себя, ценностное отношение к собственной позиции и позиции другого человека, толерантность в отношениях.

Цель урока: Ученик, осознающий значимость самостоятельного умения устанавливать взаимосвязи между строением и функциями корня, для выращивания и ухода за культурными растениями.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Технологии: Проблемно-диалогическое обучение, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), организованная коммуникация.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Доска и оборудование
Создание проблемной ситуации. – На предыдущем уроке мы с вами изучали, как происходит развитие растения из семени. И пришли к выводу о том, что человек использует эти знания для выращивания культурных и комнатных растений.
– Достаточно ли, того, что человек создал благоприятные условия для прорастания семян, чтобы получить хороший урожай от этого растения? – Нет, этого не достаточно.
– А что еще, по вашему мнению, необходимо для получения хорошего урожая? – Ухаживать за растением: поливать и рыхлить почву.
– Объясните, зачем надо поливать и рыхлить почву, если речь идет о развитии самого растения. – В почве находится корень, который является органом цветкового растения и выполняет важные функции для него.
– Какой вывод из этого напрашивается? – Следовательно, растение будет развиваться и даст хороший урожай, если корень выполнит все необходимые для растения функции.  
Формулирование проблемы. – Какая проблема возникает перед человеком, который решил вырасти растение и получить от него хороший урожай? – Какие условия необходимо создать корню, чтобы он смог выполнить свои функции? Основной вопрос урока записывается учителем на доске.
Выдвижение гипотез (версий). – Кто из вас может ответить на поставленный вопрос? Предлагают свои версии ответа. Чаще всего ребята затрудняются ответить на этот вопрос. Версии (если есть) фиксируются на доске.
Планирование деятельности. – Что необходимо узнать на уроке, чтобы найти решение данной проблемы? – Узнать о корне, его функциях и строении. Тема урока “Корень, его строение, формирование и функции” записывается на доске.
– Что нужно для этого сделать? Составляют план действий:

1. Определить функции корня.

2. Выявить особенности строения корня, связанные с выполняемыми функциями.

3. Определить условия для лучшего функционирования корня.

Запись плана действий на доске и в тетради.
Совместное открытие нового знания. Работа по плану.

1) Функции корня.

– Какие функции выполняет корень?

Вспоминают изученный ранее материал и называют функции корня. Составление опорной схемы на доске. <Приложение 1>
2) Строение корня.

– Задание № 1: Изучение внешнего строения корня <Приложение 2>

Изучают строение корня, используя текст и рисунки учебника. Результаты выполненного задания озвучивают у доски. Составление опорной схемы на доске. <Приложение 1>
– Задание № 2: Изучение типов корневых систем <Приложение 2>

– У всех ли получился одинаковый результат?

– Каким функциям корня способствуют стержневая и мочковатая корневая система?

Доп. информация: размеры корневой системы зависят от жизненной формы растения (травы, деревья, кустарники). Например: земляника, одуванчик, сосна, ель, яблоня, боярышник.

Работают с гербариями растений. Результаты выполненного задания озвучивают у доски.
Сравнивают полученные результаты и оценивают правильность выполнения задания.
Устанавливают взаимосвязь строения и функций корня.
Составление опорной схемы на доске. <Приложение 1>

 

 

Демонстрация изображений различных корневых систем.

– Корень, в поисках воды и минеральных веществ, врастает в почву с помощью нарастания верхушки корня, которая защищена корневым чехликом (рис. 42.3 стр. 144). Рассматривают строение корневого чехлика на рисунке учебника.
– Как вы думаете, все ли клетки корня одинаковы?

– Задание №3: Изучение внутреннего строения корня <Приложение 2>

 

 

 

– Каким функциям способствует такое внутреннее строение корня?

С помощью микроскопов рассматривают микропрепарат “Внутреннее строение корня”. Результаты выполненного задания озвучивают у доски.

Сравнивают полученные результаты и оценивают правильность выполнения задания.

Устанавливают взаимосвязь строения и функций корня.

 

 

 

 

 

 

Составление опорной схемы на доске <Приложение 1>

– Одна из главных функций корня – передвижение воды и минеральных веществ. Каковы же причины движения веществ в корне?

– корневое давление

– испарение воды листьями

– Задание № 4: Составить схему “Движение воды и минеральных веществ в корне” <Приложение 2>

Смотрят видеофрагмент “Передвижение веществ в корне”. Использование мультимедийного оборудования.
– Какие вещества, кроме воды и минеральных веществ, необходимы корню?

– Органические вещества взаимодействуют с кислородом и превращаются в углекислый газ, в ходе этого превращается и выделяется энергия.

– Каким функциям корня это способствует?

– Органические вещества и кислород.

 

Смотрят видеофрагмент “Передвижение веществ в корне”.

Устанавливают взаимосвязь строения и функций корня.

 

 

Использование мультимедийного оборудования.

Составление опорной схемы на доске <Приложение 1>

– Где лучше хранить запасы питательных веществ?

– Органические вещества накапливаются в корнях для хранения, что приводит к их видоизменению.

– Каким функциям корня это способствует?

– В погребе.

Рассматривают изображения “Видоизменения корней”

Устанавливают взаимосвязь строения и функций корня.

 

Использование мультимедийного оборудования.

Составление опорной схемы на доске <Приложение 1>

– Что у нас получилось в результате проделанной работы? – Схема, отображающая взаимосвязь строения и функций корня.
3) Условия для корня.

– Используя полученную схему и текст &42 стр. 146–147, определите условия для лучшего функционирования корня.

Записывают условия для лучшего функционирования корня в тетрадь.

Результаты выполненного задания озвучивают.

Сравнивают полученные результаты и оценивают правильность выполнения задания.

 

Записывают условия для лучшего функционирования корня на доске.

Применение нового знания. – Вопросы 8–11 на стр.148.

Задачи 42.1; 42.2; 42.9 из практикума.

Отвечают на вопросы и задания устно.  
Итог урока. – Что нового узнали на уроке? Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

– Давайте, сравним полученные нами выводы с выводами автора учебника (стр. 148, выводы в красной рамке)

– Используя “Оценочный лист” оцените свою работу на уроке.

– Д/з & 42 – 43 прочитать. Задачи 42.3 – 42.8 (2 на выбор) из практикума.

Обобщают, делают вывод по проблеме.

 

Сравнивают и оценивают полученный результат с эталоном.

Самооценка деятельности на уроке.

Записывают Д/з в дневник.

 

 

 

 

“Оценочный лист” <Приложение 3>

Учебник: авторы С.Н.Ловягин, А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан; биология, 6 класс, “О тех, кто растет, но не бегает”.